Зимний транспорт в коммерческих охотхозяйствах

Транспорт охотника
Зимний транспорт в коммерческих охотхозяйствах

Так получилось, что я занимаюсь организацией охот. Начинал с сибирской косули в Зауралье – в Челябинской области и соседних с ней. Потом стал организовывать гусиные охоты, о чём уже рассказывал в журнале. А с 2020 года организация охот практически круглый год стала моей основной профессиональной деятельностью.

Значительную часть сезона занимают, конечно, зверовые охоты, причём с конца ноября по март – это «белая тропа», или снежный покров, который в 2024 году, например, в Пермской области ещё в декабре был такой, что требовал использования спецтехники. А про остальные зимние месяцы и говорить не приходится: что у нас в Челябинской области, что у соседей в Пермском крае, Кургане, Оренбургской области, в Казахстане, куда я вожу охотников в том числе за волком во второй половине зимы – везде на первый план выходит необходимость преодолевать высокий снежный покров. Какой же техникой, на мой взгляд, должно обладать хозяйство, чтобы иметь возможность комфортно организовать охоту? Тут отмечу, что если болотоходной техникой я владею, то зимой мне лично и удобнее, и выгоднее возить охотников в места, где есть своя техника.

Итак, основа всему – это всё равно снегоход. Во всех перечисленных регионах и тех соседних, которые не упомянул, это утилитарный снегоход с достаточно мощным, преимущественно 4-тактным мотором и широкой гусеницей. По маркам – на первом месте BRP Lynx (армеец) с гусеницей 600 мм, также популярны Yamaha Viking, Polaris Widetrack. Остальное – в значительно меньшей степени, отчасти почти случайно – как первый снегоход. Мощность – чем больше, тем лучше, много мощности, как говорится, не бывает, потому что это не только объезды и регулирование численности хищника (или кабана), но и сани с людьми или кормами затащить, и зверя из болота вытянуть, и заготовленные летом-осенью веники развезти…

Зимний транспорт в коммерческих охотхозяйствахВсе хозяйства, в которые я организую охотничьи группы, имеют высокую плотность зверя (лося, косули, кабана, оленя) исключительно благодаря мощной биотехнии и подкормке, особенно зимней. Потому что в наших зимах сибирская косуля без прикорма не выживает, при том что плотности её сейчас огромные – благодаря комплексу причин, но в немалой степени и потому, что ею много где занимаются. А занятие это – в первую очередь заготовка кормов. Большинство хозяйств сами выращивают и заготавливают сотни рулонов сена и смесей. А это – уже свой трактор. И зимой он, конечно, тоже не стоит без дела.

Снегоход, конечно, хорошо, но развозить на нём охотников по вышкам – не лучший вариант. Это везде уже поняли, поэтому к вышкам и основным кормушкам зимой дороги чистятся – как раз тем самым трактором. И судя по тому, что технику крепкие хозяйства предпочитают свою, это им действительно выгоднее, чем арендовать, скажем, трактор у соседнего колхоза. Объёмы посевных и уборочных такие, что без своей техники уже не потянуть. А без таких объёмов не создать плотность копытных, необходимую для получения тех лимитов, которые позволят хозяйству твёрдо стоять на ногах. В численном выражении это может быть до 60–70 лосей на условные 50 тыс. га, 300–350 косуль, 250 кабанов, а если есть ещё и вольер, то там численность поголовья (и объёмы работ) уже приближается к приличной ферме КРС.

17
Adblock detector