Охота. Россия. Люди. Эпохи

Тема номера
Охота. Россия. Люди. Эпохи

Как не вспомнить святого Трифона (Апамейского) Соколятника – покровителя охотников, чью память чтят 14 февраля, образ которого нарисован так живо в «Князе Серебряном» А.К. Толстого? Какая она, охота в России? Разная. Охотились и богатыри, и цари, и боги, и рабы: охоте – все возрасты покорны, чины и законы не писаны. Присоединю свой голос к хору бесчисленных голосов живых и умерших, славивших эту благородную страсть, размотаю клубок.

Охота уже является к нам из самой глубокой древности, в Книге Бытия описан Нимрод – царь, воин, охотник, строитель Вавилонской башни, который «был сильным звероловом перед Господом». В античные времена охоту олицетворяли Аполлон (изобретатель лука) и Артемида-охотница. Из Библии можно вспомнить ещё Измаила и Исава – охотников.

А что же в нашем дорогом отечестве? Первым территорию нынешней России посетил и оставил о том свидетельство греческий историк Геродот, наблюдавший, видимо, охоту скифов или сарматов: «Высмотрев зверя с вершины какого-либо дерева, они пускают в него стрелу, а потом, вскочив на коня, преследуют его с помощью собаки». Было это в V веке до Рождества Христова. Другие свидетельства отыскиваются уже в христианскую эру. Ибн Хордаббе и Ибн Хаукаль, арабские писатели, сообщают о торговле пушным товаром с русскими на Румском море: «Древляне живяху зверинским образом… ядяху всё нечисто… Ирадимичи и Вятичи и Север один обычай имяху, живяху в лесе, якоже всякий зверь, ядуще всё нечисто».

Живут в лесу, едят зверей и птиц – такими представлялись славяне иноземцам. Исторический экскурс пока остановим, потому что требуется прояснить: в летописях не встречается слова «охота», наши предки говорили «лов», «ловы деяти» – охотиться, «обловиться» – удачно охотиться. Слово «охота» – в нынешнем его понимании – появилось и закрепилось в русском языке только в конце XV – начале XVI веков.

Охота. Россия. Люди. ЭпохиОтдых Владимира Мономаха

22
Adblock detector