Любую тему, а особенно такую щекотливую в последнее время, как охота, охотники и охотничий туризм, всегда следует рассматривать в рамках исторической и законодательной составляющих. Потому как, чтобы знать, где мы сейчас и куда пришли, необходимо знать, когда и откуда мы вышли.
Если говорить об охотничьем туризме как отдельной отрасли народного хозяйства, то следовало бы отметить, что такого понятия в законодательной базе РФ до сих пор не существует, к великому сожалению. Этим продиктовано и отношение к организации и сопровождению этого проекта, а вернее, его полное отсутствие. А главное, в отличие от времён СССР, когда охота у нас считалась отраслью и ей руководил Главк («Главохота СССР»), где сидели специалисты с многолетним опытом работы в отрасли, сейчас понятие ведения охотхозяйства сведено до самого низкого уровня и поставлено в зависимость от других направлений экономики.
Это, в свою очередь, не может не влиять на развитие охотничьего туризма как отдельного направления. В реальных условиях сегодняшнего дня нет ни рекомендаций организациям, желающим заняться охотничьим туризмом, ни самого определения охотничьего туризма в ОКВЭД. И если раньше Росохотрыболовсоюз по принципу генерального владельца охотугодий являлся направляющей силой начала и развития охотничьего туризма, то сейчас никакой помощи ни от этой организации, ни от какой-либо другой в развитии этого туризма не просматривается. Это, в свою очередь, влияет и на объёмы, и на качество предоставления услуг в этой сфере.
ГОРНЫЙ АЛТАЙ
Начало начал
И всё же с чего начинался у нас в стране охотничий туризм? Прежде всего, хотелось бы отметить, что именно Росохотрыболовсоюз проявил инициативу в развитии охотничьего туризма и, прежде всего, трофейной охоты. Понятие трофейной охоты у нас фактически отсутствовало. Да и не на кого было тогда работать в плане добычи именно трофейного зверя. Повезло тебе в загоне добыть рогача – хорошо. Нет – не твой день! Что такое трофеи и трофейная охота, в конце 80-х – начале 90- знали единицы опытных специалистов в сфере охотничьего хозяйства. Но знать – это ещё не значит осуществлять, то есть организовывать трофейные охоты, производить учёт трофейных животных, знать параметры трофея того же благородного оленя, лося, кабана и других трофейных животных. Мне пришлось изучать азы трофейной охоты самому по довольно скудным российским источникам. В основном пользовался журналами других государств, отчётами клубов CIC и SCI. Но одно дело – изучать, и совсем другое – начать, организовывать и проводить трофейные охоты в условиях тотального дефицита продуктов, бензина.
В начале 90-х идея трофейных охот потихоньку начала воплощаться командой Росохотрыболовсоюза под руководством А.А. Улитина. Многие трофейщики, наверное, уже и не помнят этого энергичного человека. В рамках этой организации был образован международный отдел. Его первым руководителем стал Евгений Николаевич Строганов, который собрал вокруг себя команду молодых инициативных ребят. Вот с этой командой я и начал сотрудничать, обмениваться опытом организации и проведения коммерческих трофейных охот. Примечательно, что на коммерческие охоты приезжали тогда только иностранцы, что накладывало определённые обязательства и возлагало огромную ответственность на нас, аутфитеров, как организаторов охотничьих туров.
Справедливости ради приходится напомнить об огромной разнице в менталитете иностранных охотников и контингента наших охотоведов и егерей-проводников. Даже специалисты-охотоведы, окончившие в то время институты, зачастую не могли быть нам помощниками непосредственно в процессе трофейной охоты и в обработке трофеев, я уже не говорю о транспортировке добытых трофеев за рубеж. Часто иностранный охотник был более подготовлен в теоретическом плане к охоте на трофейное животное, чем многие наши штатные работники, которые зачастую не могли определить трофейную ценность зверя. Всё ложилось на аутфитерские плечи. Нередко приходилось слышать от иностранных охотников, приехавших на базу после пребывания в угодьях, как его проводник егерь или охотовед буквально настаивал, чтобы он стрелял первого вышедшего из леса благородного оленя с четырьмя отростками. «А что он не стреляет?» – заявлял мне с обидой тот проводник. Вот какова была в то время степень непонимания смысла охотничьего туризма и трофейной охоты у нас в стране. Нередки были случаи, когда на глухарином току в глухаря стрелял не охотник, а опередивший его проводник. Какой скандал мне тогда устраивали клиенты, можно описывать отдельно в другой рубрике.
Ввиду того, что наш основной рынок на протяжении 90-х – начала 2000-х составляли в основном зарубежные охотники, многие из моих коллег всеми путями пытались овладеть иностранными языками, хотя бы одним. Некоторые могут общаться на двух или даже трёх языках. Я, например, свободно говорю на английском и немецком языках. Могу объясниться на итальянском. Кстати, знание иностранных языков очень помогает избегать многих нелепых ситуаций в оперативной работе на маршруте.
Надумав очередную перестройку в конце 2004 – начале 2005 годов в организационной структуре ведения охотничьего хозяйства на территории России, наши всё знающие лучше всех аппаратчики в очередной раз «выкинули вместе с водой из таза и самого ребёночка»! Им вдруг показалось, что не так и не теми проводится экологическая экспертиза, утверждающая квоты изъятия объектов животного мира. В нормативных документах забыли установить государственный орган, контролирующий проведение ЗМУ (зимнего маршрутного учёта). И на основании этого не нашли ничего лучше, чем просто не открыть весенний охотничий сезон на медведей на Дальнем Востоке страны. И самое главное, как всегда в нашей стране, виновного за весь этот бардак, так и не найдут. А результат этого головотяпства таков.
- Люди на Камчатке, Сахалине, Магадане и других районах России остались без работы и средств к существованию на ближайшие полгода. Охотхозяйства этих регионов ориентированы на сезонную работу по организации охот, и денег им больше заработать в это время негде! То есть был подорван потенциал ведения охотничьего хозяйства по причине отсутствия средств.
- В очередной раз был подорван авторитет России и сформировано представление о ней как о как государстве, не способном нести ответственность за свои действия перед своими гражданами и перед зарубежными фирмами.
- Нанесён сильный удар по репутации наших аутфитерских фирм. По большому счёту, мы оказались крайними перед нашими партнёрами на Западе и перед их клиентами. А есть ли в этом хоть толика нашей вины? Нет абсолютно. Но отвечаем перед партнёрами всё равно мы, потратив приличные средства на проведение рекламной кампании и вложив деньги в организацию весенних охот.
Удивительно ещё и то, что в результате сложившейся ситуации первыми забили тревогу по поводу нарушения элементарных прав охотпользователей не сами охотпользователи, а именно мы – аутфитеры. И, самое интересное, особой поддержки от охотхозяйств в тот момент мы не получили. Слишком сильны, видно, у нашего народа стереотипы, что «всё это бесполезно» и «всё равно ничего не получится». Или же превалирует некая заскорузлая болезнь чинопочитательства, проявляющаяся в том, чтобы ненароком не разгневать чиновников, стоящих у власти. Смеем уверить, что получится, если ты будешь добиваться от аппаратчиков, чтобы они сначала думали, а потом принимали решения, выгодные для тех, кто платит налоги в бюджет от своей деятельности. Нет охоты – нет дохода в бюджет!
Подобная ситуация – лишь один пример сложностей нашей работы. Отдельно стоит вопрос о ввозе оружия иностранными гражданами для охоты на территории России. Долгое время на нас как на юридические лица пытаются переложить ответственность за частную собственность физического лица. Такой парадокс у нас существует из-за недоработки нормативно-правовой базы в законе об оружии, приказах, регламентах и инструкциях МВД России.
Охотничий туризм и престиж страны
Многие граждане нашей страны и функционеры вообще не представляют, какую социально значимую нагрузку порой выполняет аутфитер по защите авторитета нашей страны. Зачастую мы оказываемся на рубеже невидимого фронта в битве за престиж России. Нередки случаи, когда иностранцы приезжают к нам с определённым негативным настроем, искусно подогреваемым на Западе. И всё им у нас не так и не эдак. И президент – диктатор, угрожающий всему «цивилизованному» миру, и люди у нас малограмотные, неспособные сами управлять своей страной. Информационное и моральное невежество некоторых представителей западной «цивилизации» иногда приходится развеивать прямо по ходу охотничьего тура. Настоящий аутфитер должен быть хорошо информирован о том, что может ждать его и охотника в различных климатических условиях.
Смена приоритетов
В последнее время произошёл резкий сдвиг в приоритетах развития и направлений охотничьего туризма в России. Если раньше, в 90-е и в начале 2000-х, основными клиентами являлись иностранцы, то сейчас, и особенно с введением санкций против России, основной объём коммерческих охот проводится для российских охотников. Все мы знаем, что у нас организованы различные охотничьи клубы, объединяющие людей по приоритетным направлениям охот. Так, есть у нас Клуб горных охотников (КГО), основным направлением деятельности которого является развитие культуры горных охот. Есть Московский клуб «Сафари», пропагандирующий культуру любого вида охот, развитие культуры спортивной и трофейной охоты. Большой вклад клуб вносит в поддержание различных видов традиционно русских охот, проводит стрелковые соревнования и состязания с охотничьими собаками.
За последние десятилетия быстрыми темпами стал развиваться выездной туризм. Российские охотники достигли больших успехов в трофейной охоте. Достижения многих удостоены высокими наградами международных охотничьих организаций, таких, например, как SCI (Safari Club International).
ОБЕД В ЛАГЕРЕ
Категории охотников-туристов
На мой взгляд, исходя из реалий сегодняшнего дня контингент охотников у нас в стране можно разделить на категории. Есть охотники, которых можно назвать охотниками выходного дня. Это охотники, которые рассматривают охоту как способ проведения свободного времени. Они любят проводить время в компаниях и выезжать на коллективные охоты, будь то открытие весеннего сезона охоты на гуся, вальдшнепа, осенняя охота на утку или загонные охоты на копытных животных. Для хозяйства такие группы являются наиболее выгодными с экономической точки зрения, так как сразу приносят немалые средства в бюджет хозяйства. Но вместе с тем надо отметить, что общий уровень культуры охоты в таких сообществах охотников оставляет желать лучшего.
Трофейные охотники – это охотники с высокими запросами. Они обладают довольно высоким уровнем культуры охоты, хорошими навыками стрельбы и неплохой физической подготовкой, что очень важно для охоты в горной местности. Эта категория, обычно очень состоятельных охотников, обеспечивает охотничьим хозяйствам высокий доход за счёт добычи лучших экземпляров трофейных животных. Именно эта категория стимулирует работников охотхозяйств самым серьёзным образом заниматься организацией трофейных охот с учётом трофейных животных, созданием специальной инфраструктуры и обучением проводников. Этот комплекс мер является наиболее эффективным в плане развития охотничьего туризма и повышения культуры охоты в стране. Благодаря трофейной охоте у хозяйств совместно с клубами появилась возможность вкладывать средства в увеличение численности трофейных животных, таких как серны, снежные бараны, безоаровые козлы, и создание новых мест их обитания.
Основную категорию составляют всё же обычные граждане с охотничьим билетом. Эта категория охотников не может оказать какого-либо существенного влияния на развитие охотничьего туризма в стране. Люди просто получают удовольствие от общения с природой. Они, если можно так сказать, самоорганизованные. Что интересно применительно к этим охотникам – они платят деньги в хозяйство, зачастую не зная, за что они платят, и не получают за свои деньги тех услуг, которые должна подразумевать путёвка на того же зайца, лису или утку.
Об истоках забыли
Отдельно хотелось бы обратить внимание на следующее. В нашей стране, к сожалению, нет традиции давать объективную, грамотную и непредвзятую оценку деятельности государственных лидеров. От этого страдают и следующие поколения, не имеющие правильных выводов для построения будущего. Так же и в сфере охотничьего туризма. У нас очень быстро забывают тех, кто стоял у истоков зарождающегося направления в самые трудные для страны времена. Кто подготовил базу и запустил процесс развития охотничьего туризма и трофейных охот. Я имею в виду наших аутфитеров, о которых или вспоминают мало, или не вспоминают вообще, когда речь заходит о трофейных охотах и об охотничьем туризме в целом. А ведь именно эти не признанные никем специалисты и патриоты своего дела заложили тот краеугольный камень, на котором зиждется сегодня и то и другое.
В начале 90-х годов я несколько раз проводил собрания и семинары по работе с иностранными охотниками для егерского состава Владимирского ОООиР и работников тогдашней госохотинспекции нашей области. Надо сказать, что это давало положительные результаты. Проводники стали работать грамотнее и ответственнее. Но, к сожалению, эта практика сошла на нет и не получила распространения в нашей области по целому ряду причин, объективных и субъективных. Проводники были предоставлены сами себе, начальство с ними в этом направлении не работало, на должности егерей и охотоведов приходили новые люди, и всё опять свелось к нашей излюбленной практике метода проб и ошибок.
Время рассудит, что правильно, а что неправильно было сделано и делается. В условиях постоянной законотворческой чехарды наших депутатов и правительства и при почти полном безразличии наших граждан-охотников отрасль в целом находится в явном упадке даже по сравнению с 1990-ми годами. Взять хотя бы законодательство в сфере оборота оружия и ветеринарии. Масса никому не нужных бумаг и бюрократических барьеров. Тот пример, когда цифровизация не только не помогает, но и серьёзно мешает банальному функционированию деятельности. Чтобы понять, нужно задать простой вопрос: а раньше без этого обходились? Так точно! И всё функционировало. И охотники не имели проблем, которые им создали сейчас той же программой «Меркурий». О проблемах с ней не говорит лишь очень ленивый.
Если сравнить ситуацию с охотничьим туризмом за границей, то картина станет ещё более грустной. Оборот Венгрии с её ограниченными возможностями в охотничьей отрасли – 60 млн долл. В России с её неограниченными возможностями – всего лишь 5 млн долл. (данные конца 90-х годов). Маленькая Болгария за год принимает более 3000 иностранных охотников. В лучшие годы в Россию приезжало до 6000 охотников, которые везли в нашу страну деньги. В конце 90-х Россия принимала всего около 1500 охотников. Сейчас цифра варьируется около нуля! В такой ситуации нельзя даже говорить о каком-либо серьёзном отношении к системному подходу в области охотничьего туризма. И, естественно, о культуре воспитания грамотных российских профессиональных охотников по примеру с пи-эйчами в Африке остаётся только мечтать!
Выводы
- Отсутствие понятия охотничьего туризма, особенно въездного, а также поддержки государством этого направления отрицательно сказывается на экономике этого вида деятельности.
- Ввиду многочисленных санкций и ограничений основной поток охотников в настоящее время перенаправлен за рубеж. Причина этого – в том, что для охотников-трофейщиков не представляют интереса трофейные животные, которых они уже добыли. Это, в частности, распространяется на горных животных.
- Слишком забюрократизированная сфера оформления ввоза/вывоза оружия иностранными охотниками усложняет процесс организации коммерческих охот. Приказы, регламенты МВД по обороту гражданского оружия иногда носят противоречивый характер. Таможенное оформление ввоза/вывоза оружия забюрократизировано настолько, что на оформление всей документации иногда уходит по 2–3 часа. Работники таможни порой сами не могут правильно оформить эти документы. То формулировка ЛРР в заключении не та, то оптический прицел на карабине нельзя вывозить из страны. Несогласованность документации МВД и таможенной службы порой приводит к тому, что из-за одного слова таможенники отказывают в оформлении документов на ввоз/вывоз оружия и заставляют службу ЛРР переделывать документацию. То есть межведомственная разобщённость отрицательно влияет на процесс. Находясь в одном городе, чиновники не могут между собой договориться?
Всё это отрицательно влияет на функционирование, не говоря уже о развитии охотничьего туризма в России. «Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить, кто станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю». Это – слова Петра I. Ну а у нас сейчас пока всё с точностью до наоборот.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, сентябрь 2024