Дикий охотничий туризм

Охотничье сообщество
Дикий охотничий туризм

Наша страна обладает пусть и не самыми обильными, но уж точно самыми обширными охотничьими угодьями в мире. При этом её природно-климатические условия довольно разнообразны (от сухих степей и субтропиков до арктических пустынь).

Естественно, что природное любопытство и тяга к познанию новых горизонтов влекут многих наших собратьев по увлечению расширить свою охотничью географию и испытать удачу за пределами домашнего региона. Однако профессиональных и надёжных поставщиков услуг в этой сфере не очень много. Да и стоимость этих услуг зачастую некомфортна для среднестатистического охотника. Есть и другие причины отказа от сотрудничества с коммерческими организаторами. В таких случаях на помощь приходит дикий туризм.

Начнём разговор, как водится, с терминологии. В туристской сфере под диким (он же – самоорганизованный, самодеятельный, самостоятельный, любительский и т. д.) туризмом обычно понимается форма организации путешествия с использованием современных информационных технологий и частичным или полным отказом от профессиональных туристских услуг. Если следовать этому определению в контексте «туризма в целях охоты», то под него попадёт большинство охотничьих поездок в другой регион (строго говоря, привязка к «другому региону» не обязательна, но без неё содержание явления получается излишне уж широким).

Дикий охотничий туризмМеньше всего тема «дикого туризма», пожалуй, касается двух значимых групп охотничьего населения: трофейных охотников (группы довольно малочисленной, но обладающей значительными ресурсами, очень заметной в «охотничьем мире» и стоящей в авангарде, напротив, организованного охотничьего туризма) и массового «местного» охотника, привыкшего охотиться исключительно «за околицей».

Основная же «социальная база» самоорганизованной охоты за пределами своего региона – активная часть городского охотничьего «среднего класса». Естественно, эта группа в своём составе неоднородна. Среди её представителей можно встретить очень разных людей – от любителей просто побыть в природных условиях, добывая при этом попутно каких-нибудь «общедоступных» птичек и зверюшек, до матёрых зверятников, регулярно путешествующих по стране в поисках серьёзной дичи с полудюжиной рабочих лаек.

Этот материал адресован в первую очередь тем, кто ещё не ездил (или ездил мало) по России в роли «дикого охотничьего туриста», но хочет начать активнее заниматься этим страшно затягивающим делом. Далее автор поделится своим скромным опытом, в надежде, что кому-то это пригодится. Речь пойдёт, конечно, не о рекомендациях в духе «не забудьте взять с собой компас, спички и тёплые носки», а о правовых и организационных вопросах самостоятельных охотничьих путешествий.

Конечно, основополагающий вопрос – выбор времени и места поездки. Но тут универсальных советов быть не может. Кто-то привязывается к конкретному региону (или группе соседних регионов), кто-то – к дичи, логистике, наличию знакомых и куче других субъективных факторов. Главное – трезво оценивать свои силы. Понятно, что после просмотра какого-нибудь особо душевного видеоролика из интернета все мы немножко хотим уйти на месяц в тайгу. Но позволить себе такое по самым разным причинам может далеко не каждый.

Дикий охотничий туризм

Итак, у нас есть точка на карте и желание там поохотиться. Ключевая информация, необходимая для его удовлетворения, это: карты границ охотугодий, контактные данные охотпользователя (если угодья в этой точке – закреплённые) или уполномоченного органа (если угодья – общедоступные, далее по тексту – ООУ) а также информация о сроках охоты, введённых ограничениях и т. д.

Как показывает практика, одна из самых главных организационных проблем – получение разрешительных документов на охоту. Если предполагается всё делать самостоятельно, то этот вопрос неподготовленного человека иногда может поставить в тупик. Однако сейчас, в эпоху всеобщей цифровой доступности, из Всемирной Сети можно за десяток-другой минут выудить большую часть данных, необходимых для получения бумаг в приглянувшиеся угодья. Ну или узнать, что законно поохотиться там не получится.

Процессы получения документов в ООУ и в закреплённые угодья будут технически несколько различаться. С закреплёнными угодьями всё, с одной стороны, проще (в том плане, что обычно этот процесс сведён всего к двум действиям: сначала созвониться, а потом приехать и «купить путёвку»), а с другой – сложнее (потому что охотпользователь на практике может на своё усмотрение усложнять этот процесс до степени фактической невозможности его реализации). Кроме того, надо иметь виду, что далеко не у всех охотпользователей вообще получится поохотиться без услуг по организации. Что касается ООУ, то за последние несколько лет почти повсеместно стало доступно оформление разрешений через портал «Госуслуги», а также через офисы МФЦ. Последний вариант для целей дикого туризма подходит мало, а вот «Госуслуги» выручают частенько. Правда, заранее получить разрешения по почте удаётся не всегда, но для решения этой проблемы есть недорогие лайфхаки (см., например, объявления по запросу «свой человек в... (вставить нужный город)»).

Дикий охотничий туризм

Стоит иметь в виду, что реалии «на выезде» могут значительно отличаться от привычного вам домашнего региона. Например, где-то процесс организован так, что разрешения на ООУ можно относительно свободно получить в день обращения прямо на месте у «районного охотоведа», а где-то это можно сделать только в областном центре, а на местности, скажем, только через МФЦ (что, естественно, непозволительно долго для «туриста»). И возможных вариаций на эту тему довольно много. Такие вещи нужно выяснять заранее и как можно подробнее, чтобы не получилось ситуации, когда вам по телефону сказали, что разрешения можно свободно получить «в районе» (в 300 км от областного центра), а потом оказалось, что приёмное время у специалиста, их выдающего, – полдня в неделю, и наступят эти полдня аж в следующую среду.

Почему могут отказать в выдаче разрешений на ООУ? Если не считать формальных и технических (неверно указаны сроки, нормы, не оплачена пошлина и т. д.), то основных причин всего несколько. Самую популярную можно упрощённо обозначить фразой «бумаги закончились». Количество разрешений, которое государственный орган выдаёт на конкретное общедоступное угодье, может быть ограничено несколькими факторами (например: квоты, нормативы, пропускная способность). Помимо перечисленных, иногда бывают и другие механизмы ограничения выдачи разрешений, реализующиеся в региональных законодательствах порой самым причудливым образом. В целом закономерность в этом вопросе такая: чем густонаселённей регион и чем в нём меньшая доля ООУ, тем большее количество преград в получении разрешения на добычу может встать перед охотником из другого региона, особенно если он не готовился к «дикой» поездке заранее.

Дикий охотничий туризмПри этом сами ООУ пугать не должны. Конечно, среди жителей мегаполисов с дефицитом общедоступных угодий в окрестностях сейчас довольно распространено мнение, что такие угодья – это пустыня, вытоптанная шеренгами охотников, падких на низкую стоимость бумаг. Однако на большей части территории нашей страны ООУ по изобилию дичи будут примерно такими же, как среднестатистические угодья, закреплённые, например, за ОиРами. Более того, в России немало общедоступных угодий, на которые даже не разбираются в полном объёме разрешения на квотируемые виды (включая лосей и медведей). Конечно, как правило, эти угодья очень труднодоступны логистически, но тем не менее...

Где же именно искать в Сети необходимую, и самое главное – актуальную информацию? Важнейшими её источниками станут порталы публикации правовой информации, справочные правовые системы, сайты уполномоченных органов, их официальные странички в социальных сетях и мессенджерах, где порой довольно адекватно настроена обратная связь. Сайты охотпользователей тоже иногда могут быть полезны, надо только удостовериться, что информация на них размещена актуальная, потому что заброшенные ресурсы встречаются в этой сфере нередко. Правда, у многих охотпользователей вовсе никаких ресурсов в интернете нет. Для таких случаев единственным приемлемым методом будет проверенное временем «позвонить по телефону и поинтересоваться».

Отдельная группа источников информации – охотничьи сообщества в социальных сетях, тематические чаты в мессенджерах, форумы и т. д. Это очень специфические источники. С одной стороны, в них иногда можно найти что-то очень ценное (вплоть до географических координат конкретных «вкусных» охотничьих мест), с другой – часто полезную и актуальную информацию на таких ресурсах бывает почти невозможно вычленить из огромного массива пустой болтовни, недостоверных данных, а то и просто вредных советов. Если для вас дикий охотничий туризм – устоявшееся хобби, то с опытом умение выудить из подобных ресурсов что-то полезное придёт. Но всё равно, как правило, это будет именно «бытовой» пласт данных (например, информация про места охоты, особенности погоды, нюансы пролёта и размещения дичи и т. д.). А вот информации «организационно-юридического» характера из таких источников доверять можно лишь с очень большими оговорками.

Дикий охотничий туризм

Между полностью самостоятельной организацией охотничьей поездки и тем, что называется «организованным» туризмом, находится ещё целая куча промежуточных вариантов, включающая в себя отдельные элементы «несамостоятельной» организации. Тут важнейшей составляющей начинает выступать общение с «поставщиками» услуг, но это отдельная обширная тема, о которой мы, пожалуй, поговорим как-нибудь в другой раз.

Подводя итоги, можно сказать, что не стоит бояться дикого охотничьего туризма, особенно если в вас есть чуточка здравого авантюризма и готовность получать удовольствие не только от результата, но и от процесса. Безусловно, значительная часть хлопот снимается, если пользоваться услугами коммерческих организаторов. Однако надо помнить, что и «услуги профессионалов» не панацея от неприятных сюрпризов разного характера, вызванных чем угодно – от человеческой лени и недобросовестности до самого настоящего криминала. Поэтому, если вы решили воспользоваться подобными услугами, лучше ориентироваться на проверенные кем-то знакомым предложения, хотя и это, к сожалению, не 100% гарантия того, что всё пройдёт хорошо.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, сентябрь 2024

367
Adblock detector