В предыдущей статье об охотничьих писателях я упомянул, что многие авторы росли и крепли на страницах охотничьей периодики. Одним из самых заметных литераторов-охотников являлся Игорь Алёхин, с завидной регулярностью публиковавшийся в «Охоте и охотничьем хозяйстве».
Но были и те, кто не спешил сотрудничать с каким-то одним изданием, сохраняя своего рода творческую свободу. В этом номере хотелось бы представить ещё трёх охотничьих писателей.
Игорь Иванович Алёхин
Игорь Алёхин родом с Кубани. Родился в 1956 г. в станице Кореновской Краснодарского края, которая со временем стала г. Кореновском. Биография его складывалась так же, как и у многих других молодых людей, родившихся не в мегаполисе: после школы – армия, точнее флот. Военно-морской. Потом – Ленинградский строительный институт и работа на заводе железобетонных сооружений там же: на одну стипендию жить во второй российской столице сложно. Потом жизнь забросила в Среднюю Азию, где успел сменить несколько профессий: бетонщика, маляра, художника. Охотничья жилка билась у Игоря с детства, а в ту пору среднеазиатские угодья давали возможность поохотиться не только на фазанов и кекликов, но и на сайгаков. В конце концов вернулся на родину и понял, что охота в азовских плавнях – это самая дорогая для него сказка. Семья, работа, столярный цех – всё это необходимо в жизни, но душа раскрывалась там, где на морском ветру шуршал жёсткими листьями тростник.
Самым неожиданным признанием Алёхина для меня, успевшего полюбить его волнующие рассказы, было то, что он вообще никогда не помышлял о литературной деятельности. А причину, по которой начал всё-таки публиковаться, объяснил так: «Просто в один прекрасный момент у меня возникло желание рассказать о том, что я любил больше всего на свете и что является по сути моей жизнью, – об охоте. Но не об охоте вообще, а именно о своей охоте, о том, что я знаю лучше всего. Рассказать своими словами, как умею». Оказалось, что умеет Игорь Иванович очень даже неплохо.
В те годы возможность опубликовать свой рассказ в рубрике «Литературные страницы» журнал «Охота и охотничье хозяйство» предоставлял далеко не всем, отбор был жёсткий, и всё-таки многое из того, что приходилось читать, не откладывалось в памяти, поскольку авторы не умели задеть читателя за живое. У Игоря Алёхина это получилось сразу. Уже с первых его публикаций «Брелок» и «Я сел в шлюпку…» невозможно было не отметить литературный дар автора. Манера повествования сразу затягивала читателя, заставляла сопереживать, выяснять, чем же закончится история, не откладывая чтение на потом.
Я встречал такой отзыв на прозу Алёхина: «... сразу был отмечен литературной критикой как талантливый охотничий писатель, нашедший свой стиль и краски для изображения южной природы». В принципе, можно сказать и так, только никакой литературной критики в отношении охотничьих писателей уже не было в то время. Просто проза Игоря Алёхина оказалась такой, что сразу завоевала признательность и любовь читателя. Честно говоря, это выглядит странным, поскольку охота в плавнях имеет свои особенности, отличающие её от охоты в тайге, например, да и вообще в средней полосе России. Но дело оказалось не в этом, а в преданности автора охоте, его умении рассказать о самом важном в ней, и читателю становилось уже неважно, где именно охотился герой рассказов Игоря Ивановича, написавшего однажды: «Если Охота была моей жизнью, то охота в азовских плавнях была лучшей её частью».
Игорь Алёхин подготовил к выпуску двухтомник рассказов под названием «Последний пленник плавней» и небольшой сборник «Тростниковая даль», но заняться их распространением не успел. Сегодня двухтомник можно приобрести у вдовы или сына Игоря Ивановича.
22 ноября 2015 г. Игорь Алехин трагически погиб, спасая своего четвероногого дратхаара Джека из глубокой водомоины. Хочется верить, что надежды его сбылись и сейчас он в тех местах, о которых сказал так ёмко и просто: «Почти уверен в том, что там, куда так или иначе придётся уйти, на каких-то задворках мироздания, должен найтись уголок, где моя душа будет пребывать в полном покое среди трав плавневых гряд, тешась звоном тростниковых бунчуков, колышущихся под ветром с невидимого моря...»
Валерий Петрович Кузенков
Валерия Кузенкова многие знают и ценят как эксперта в области охоты и охотничьего хозяйства. Он является главным редактором журнала «Охота», членом редколлегии журнала «Охотник», ведущим телепередачи «Главная охота» на канале «Охота и рыбалка» и телепередачи «Про охоту и охотников с Валерием Кузенковым» на канале «Охотник и рыболов HD». Но, возможно, не все знают, что Валерий Петрович – автор нескольких охотничьих книг.
Родился Валера 17 июля 1961 г. в г. Лосино-Петровском Московской области. Два охотника, два близких человека – отец и дядя – поддерживали желание и стремление ещё дошкольника Валеры приобщиться к великому племени охотников, разобраться в секретах мастерства. Так что уже в двенадцатилетнем возрасте Валера видел свою жизнь профессионально связанной с охотой.
В 1978 г. Валерий поступил в Кировский сельхозинститут и окончил его по специальности «биолог-охотовед», успев по ходу дела вступить в 1980 г. в общество охотников и рыболовов. Вообще, Валерий состоит в двух обществах – в МОООиР и Военно-охотничьем. Там и там он проявил себя как активный общественный деятель и вполне закономерно стал почётным членом ВОО и МОООиР. Кроме того, он является также: заслуженным работником охотничьего хозяйства ассоциации «Росохотрыболовсоюз»; почётным членом Центра содействия охоте и рыболовству; почётным членом польского охотничьего клуба «Сафари»; почётным работником охраны природы России; членом совета Московского областного отделения «Русского географического общества». Побывал Валерий Петрович и экспертом Госдумы России по вопросам охотхозяйственной деятельности, экологии и охраны природы. Впрочем, в этой статье передо мной не стоит задача пересказывать биографию и достижения Кузенкова как общественного деятеля. Разговор пойдёт о его книгах.
Мы давно знакомы с Петровичем, и я знаю его как отличного рассказчика. Что-что, а говорить он умеет, всегда по делу, всегда интересно. Как-то наш общий знакомый, замечательный человек Михаил Яшин (ныне, увы, покойный) посоветовал Валерию не просто рассказывать друзьям охотничьи байки, а попробовать их написать. Кузенков попробовал, опубликовал первый рассказ в журнале «Охотник» ВОО и решил на этом не останавливаться.
В 2001 г. увидела свет его первая книга «Медвежья злоба», которую читатели приняли с интересом (в последующих книгах Петрович приводит письма восторженных читателей), а друзья-охотоведы – с иронической улыбкой. Дело в том, что большую часть историй Петрович пересказал с их слов, что само по себе вполне нормально для писателя, но авторы ревниво относятся к деталям повествования, которые Петрович представил по-своему. Так или иначе, но Кузенков решил, раз уж пошло дело, получить соответствующее образование, и два года занимался на Высших литературных курсах Литинститута им. А.М. Горького. Пожалуй, он единственный из охотничьих литераторов нашего времени, кто почувствовал необходимость получить специальное образование.
Вторая книга, «Про охотников и охотоведов», вышла с некоторым перерывом – в 2006 г. В 2012-м он опубликовал очередной сборник рассказов «Люди и волки». Вместе с супругой Ираидой Петрович написал «Охотничью кулинарию» и с некоторой периодичностью переиздаёт её с 2014 г. В издательстве «АСТ» в 2015 г. была издана подарочная книга «Охота. Энциклопедия охотника». Соавторами Петровича стали его супруга и увлечённый оружейной тематикой Юрий Максимов. Несмотря на довольно высокую цену, книга быстро разошлась. Переиздание энциклопедии было сделано в 2017 г., а в 2018 г. в дополненном варианте она была издана тем же «АСТ» под немного более броским названием «Охота. Большая энциклопедия охотника» и тоже переиздавалась в 2022 г.
Изданная в 2018 г. книга «Закон тайги» с картиной Вадима Горбатова на обложке – сборник избранных произведений, вошедших в предыдущие книги. Недавно её и «Медвежью злобу» переиздали в издательстве «Вече», внимательно относящемся к публикации охотничьих произведений. Честно сказать, название «Закон тайги» мне кажется не самым оригинальным, поскольку оно неоднократно использовалось на обложках книг как охотничьего, так и криминального содержания.
Что можно сказать о прозе Валерия Кузенков? Если первые книги были исключительно охотничьими, байками не на словах, а на бумаге, то уже в произведении «Люди и волки» стал заметен интерес автора к человеку, к личности вне охоты. Видимо, сказалось обучение на литературных курсах. В глаза бросаются и увеличившиеся объёмы рассказов: они стали больше похожи на повести. Что касается сюжетных линий, то они довольно прочно удерживают читателя, развитие событий происходит быстро. Мне немного мешает отсутствие «картинки»: Валерий не берётся за описательный ряд, полагая, видимо, что каждый читатель легко вообразит себе, как должны выглядеть верховое болото или ночная тайга. Но для некоторых читателей это даже плюс, поскольку не нужно тратить время на чтение слов про шумящие листья рогоза на вечерней утиной зоре или дрожащие капли росы на утренней паутине августа.
Насколько мне известно, в планах у Валерия Петровича – дописать и опубликовать книгу о студенческой поре, которую он планирует назвать «Факультет» или «Общага». Можно только пожелать ему ещё большего количества читателей.
Андрей Андреевич Томилов
Андрей Томилов родился в октябре 1949 г., был младшим сыном в семье учителей села Птичье Шумихинского – самого южного, лесостепного – района Курганской области. Конечно, не все, чьё детство прошло в посёлке, в степи, на озёрах, становятся охотниками и тем более писателями. У Андрея, как говорится, с младых ногтей душа лежала к тому и другому, но в юности перевесило желание стать охотоведом. После окончания средней школы в 1968 г. он поступил в Иркутский сельхозинститут. Как биолог-охотовед, после защиты диплома получил распределение на север Иркутской области, затем перебрался на юг Хабаровского края, в национальный удэгейский посёлок Гвасюги. О жизни и работе там Андрей образно и ярко рассказал в повести «Годы среди удэгейцев».
Вообще, работа в удалённых от цивилизации уголках востока нашей страны стала, как я понимаю, для него Большой школой жизни, и серьёзное литературное творчество началось как раз с рассказов об этих суровых краях, которые вошли в сборник «Охотничьи страсти». Кстати, сборник, опубликованный небольшим тиражом, пришлось ещё несколько раз переиздавать, как говорится, с дополнениями и исправлениями. Вошли в него рассказы о трудной камчатской жизни в засыпном домишке, обитом рубероидом, о работе охотоведом Большерецкого госпромхоза. Потом снова была работа в Иркутской области, в Казачинско-Ленском районе. Так прошло более полувека охоты и работы, как сейчас принято говорить, в экстремальных условиях.
Домой, в Курганскую область, Андрей вернулся только в 2000 г., успел поработать охотоведом в частном охотничьем хозяйстве, а потом… стал издавать один сборник рассказов за другим. Помню, какое впечатление произвёл на меня только что увидевший в 2014 г. свет в самарском издательстве «Медиа Книга» сборник «Охота как образ жизни». Сочный, живой язык, тонкий, без эксцентрики юмор. Казалось, автор не подбирал точные образы и не искал нужные слова, они лились из него непринуждённо и всегда к месту. У меня постоянно возникало ощущение, что я вижу не текст, а красочную картину, созданную уверенной рукой мастера, холст, покрытый широкими, колоритными мазками. Единственное, что смущало, это обилие ошибок, в основном синтаксических.
И далее сборники стали выходить каждый год: 2015 – «Последний костёр», 2016 – «Это и есть наша жизнь», 2017 – «Соболиные сопки», 2018 – «Пленники тайги». С 2017 г. Андрей Томилов стал членом Российского союза профессиональных литераторов. После некоторого перерыва вышла книга «Тайга далёкая», которая попала в «длинный список» (20 номинантов из нескольких сотен) Премии Фонда Михаила Прохорова «НОС». Кроме того, Андрей Андреевич является победителем (2-е место) Международного литературного конкурса малой прозы «ЭтноПеро» и финалистом Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева.
В настоящее время Андрей Томилов проживает в посёлке Магистральном Иркутской области и изданные на собственные средства книги распространяет через интернет, его рассказы можно найти на сайте автора, также он ведёт страницу в ВК.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, август 2024