Этот поистине уникальный образец отечественной конструкторской мысли и художественного оформления с серийным заводским номером 017 под экспериментальный советский патрон 5,6×35 из экспозиции музея «Ижмаша» известен в единственном экземпляре. Предназначался в качестве подарка товарищу Сталину. Но где находятся остальные из почти трёх с половиной сотен нарезных магазинных ружей такой конструкции? Сколько из них уцелело? Редакция ждёт отклики на публикацию.
В 1931–1933 гг. главный конструктор Особого конструкторского Бюро № 1 Главного артиллерийского управления РККА, охотник Л.В. Курчевский спроектировал и заказал Ижевскому оружейному заводу партию экспериментальных охотничьих карабинов. Известно об изготовлении 3–4 подарочных экземпляров нарезного магазинного оружия. С первым карабином охотился сам изобретатель, второй экземпляр, ныне хранящийся в музее «Ижмаша», планировался для подарка И.В. Сталину. Остальные карабины предназначались для высокопоставленных партийных деятелей, возможно, для наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова, маршала М.Н. Тухачевского, наркома тяжёлой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе. Серийный номер на шейке приклада на ружьё тов. Сталина 017 может означать, что суммарное количество винтовок в подарочной отделке приближалось к 20 экземплярам, а число, заключённое в скобки (340), – общее количество выпущенных или запланированных к серийному производству винтовок.
Длина магазинного ружья – 1150 мм, общая масса – 3,3 кг, ствол стальной длиной 655 мм, калибр 5,6 мм, канал с четырьмя нарезами, ёмкость магазина 5 патронов «Экстра 22» (5,6×35). Прицельное приспособление состоит из щитка открытого прицела и длинной мушки. Ложа высокосортной ореховой древесины декорирована сюжетной резьбой, шейка ложи прямая, металлические части карабина украшены гравировкой на тему военных изобретений Курчевского в обрамлении растительного орнамента. На стволе сверху выгравировано «Винтовка системы Л.В. Курчевского образца 1933 г.». На правой стороне коробки – изображение танка Т-27 и подпись «И.В. СТАЛИНУ», под ней: «от автора Д.Р.П.» (динамо-реактивной пушки). На левой стороне – «ЭКСТРА 22 (5,6×35)». На прикладе справа в центре – самолёт-истребитель с закреплённой на нём динамо-реактивной пушкой, слева – выпуклая резьба и надпись: «ПОМНИ ВОЙНУ». На шейке приклада снизу «№ 017 (340)». Затылок ружья пластмассовый с монограммой «ИС» (Иосиф Сталин). Перезарядка ружья осуществляется вручную с помощью продольно-скользящей скобы, фиксируемой в переднем положении блокирующей защёлкой. Скоба перемещается назад-вперёд вдоль нижнего гребня приклада. В задней части скобы располагается хромированный «спусковой крючок» деблокиратора. Каким образом при такой конструкции механизма перезарядки производится запирание патронника ствола, сказать трудно.
Магазин карабина тов. Сталина коробчатого типа, никелированный, под фланцевые патроны с коммерческим наименованием «Экстра 22» (5,6×35) с полуоболочечной пулей. Первый экспериментальный патрон 5,6×35 был разработан Курчевским либо под его руководством в 1931 году на базе только что появившегося патрона .22 Hornet, вероятно, как альтернативный боеприпас отечественной промышленности. В дальнейшем на Тульском патронном заводе по заказу ОКБ № 1 ГАУ РККА серийно выпускался охотничий патрон 5,6×40. Первые патроны имеют донное клеймо, состоящее из литеры «T» и года выпуска «32». Характеристики патрона «Экстра 22»: диаметр пули – 5,69 мм; длина патрона – 51,9 мм; длина гильзы – 39,7 мм; диаметр дульца – 6,1–6,2 мм; диаметр корпуса – 9,05 мм; диаметр фланца – 9,8–9,9 мм. Исходя из того, что производство патрона «Экстра 22» (5,6×40) было поставлено на промышленную основу, можно предположить, что суммарное количество изготовленных карабинов системы Курчевского составляло 340 единиц. То есть то количество, которое на экземпляре вождя выгравировано на шейке приклада после серийного номера ружья, – № 017 (340). Вероятно, большинство магазинок было выполнено в охотничьей версии в рядовой отделке.
Кто же такой Курчевский?Коротко: русский, советский военный инженер-конструктор. Талантливый изобретатель и увлечённый охотник по жизни. В 30-е годы проживал в Москве на Арбате в доме № 31, кв. 22. Вторично, на этот раз окончательно, был арестован 15 июня 1937 г. младшим лейтенантом Главного управления государственной безопасности НКВД тов. Шестаковым в квартире по адресу: 1-й Инвалидный переулок, дом № 20, кв. 1.
Леонид Васильевич (годы жизни: 1890–1937) родился 22 сентября в Переславле-Залесском Владимирской губернии в семье мещанина, художника и учителя рисования Василия Григорьевича Курчевского и Марии Никитичны Поляковой, окончившей московский Институт благородных девиц. В августе 1902 г. Курчевский был зачислен во Вторую Московскую гимназию, которую окончил в 1911 г. В том же году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, который, согласно следственным документам НКВД, окончил в 1914 г. Высшее образование он завершил, судя по всему, экстерном, совмещая учёбу с работой. В 1917 г., заведуя конструкторским бюро Московского военно-промышленного комитета, изобретает пращу для метания гранат. В 1918–1923 гг. Курчевский восстанавливает старые автомобили, изобретает и конструирует двигатель, способный в условиях нехватки бензина работать на смеси спирта и эфира, создаёт опытные образцы аэромобиля с пропеллером. Изобретает глиссер, развивающий скорость 100 км/ч, крылатую торпеду с реактивным двигателем, бесшумную пушку, дульный тормоз к классическим артиллерийским орудиям, трёхосный вездеход на колёсном и гусеничном ходу, электрическую машину, скипидарную автомобильную смесь – заменитель бензина, герметизирующую смесь, затягивающую пробоины в шинах автомобилей, работает над созданием вертолёта и т. п.
Просторная квартира на Арбате, в которой Курчевский проживал со своей матерью Марией Никитичной, женой Марией Алексеевной и дочерью Ириной, служила мастерской, складом материалов и запасных частей для всякого рода изобретений. Во дворе дома постоянно велась работа с машинами и мотоциклами. «По инициативе Л.В. Курчевского была организована мастерская-автолаборатория, и в ней начаты эксперименты для восстановления разрушенного автопарка страны. Бывая у Курчевского, я не мог определить границу между домом и автолабораторией. Просторную квартиру в несколько комнат загромождали части автомобилей, баки, автопокрышки, приборы и инструменты, вперемежку с эскизами, книгами и самыми разнообразными ружьями – от шомпольных до штуцеров „Голанд-Голанд“ для охоты на слонов. Было ещё несколько приветливых умных охотничьих собак, так хорошо дополнявших и разнообразивших обстановку. Всё здесь говорило об увлечениях хозяина: автомобили, оружие, охота».
Первый раз Курчевский вместе с группой сотрудников автолаборатории был арестован по обвинению в растрате государственных средств и самовольное конструирование вертолёта 23 сентября 1923 года. Через полгода, 2 марта 1924 г., постановлением Коллегии полномочных представителей ОГПУ был осуждён по статьям 108, 110, 113, 188 УК РСФСР, приговорён к 10 годам лишения свободы и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В течение следующих 5 лет активно работал над восстановлением хозяйства Соловецких островов, созданием транспортной и энергетической инфраструктуры лагеря. Ему разрешили свободно передвигаться по территории лагеря, владеть ружьём и охотиться. В 1926 – начале 1927 гг. в лагерных мастерских Курчевский изготавливает действующий образец безоткатной динамо-реактивной пушки. В конце 1927 г. нарком тяжёлой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе организовал освобождение талантливого изобретателя из Соловецкого лагеря. Военного конструктора поместили в закрытую контору под надзором ОГПУ. На артиллерийском заводе № 8 им. М.И. Калинина в рабочем посёлке Калининском, впоследствии переименованном в Подлипки (ныне – город Королёв), ему создали все условия для технической работы. 13 января 1929 г. постановлением Коллегии ОГПУ изобретатель досрочно освобождается от наказания и ровно через год назначается главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 Главного артиллерийского управления РККА.
В середине 1930-х годов Курчевский разрабатывает и испытывает санитарный самолёт, винтовку с оптическим прицелом, охотничий магазинный карабин, сенокосилку, модернизирует городской автомобиль в арктический вездеход и в туристический автомобиль. В 1936 г. по заказу «Севморпути» создаёт арктический аэровездеход с воздушным винтом, который успешно использовался в районах Крайнего Севера. В 1932–1935 гг. на ОКБ № 1 во главе с Курчевским работали практически все артиллерийские заводы СССР, на которых суммарно было произведено более 5000 единиц безоткатных орудий различных калибров и модификаций. Из них к концу 1935 г. в войска было передано 841 орудие. Многие из этих орудий вплоть до конца 1930-х годов состояли на вооружении Красной Армии. Правительство высоко оценило заслуги конструктора в развитии военной промышленности, и в 1932 г. за создание новых типов артиллерийского вооружения Курчевский был награждён орденом Красной Звезды.
Всё в нашем мире когда-нибудь заканчивается. 12 июня 1937 г. был расстрелян обвинённый в заговоре против Советского государства маршал М.Н. Тухачевский, а три дня спустя по «делу Тухачевского» арестован и создатель магазинной винтовки. 25 ноября 1937 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила «Курчевского Леонида Васильевича к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. Приговор окончательный, на основании закона от 1 декабря 1934 г. приводится в исполнение немедленно». 26 ноября 1937 г. изобретатель был расстрелян. Прах его погребён в общей могиле № 1 на Донском кладбище в Москве. С. Васильев в газете «Коммунар» в статье «Выдающийся конструктор и изобретатель» констатировал: «Близость к маршалу М. Н. Тухачевскому сгубила Л. В. Курчевского. По так называемому „делу Тухачевского“ он был осуждён и погиб».
Рассказ об этой необычной конструкции магазинного оружия советской «оборонки» закончу описанием второго известного экземпляра, который в настоящее время хранится в фондах Государственного исторического музея. Изготовлен он намного скромнее карабина тов. Сталина и относится к охотничьей версии в улучшенной отделке. Магазинка с надписью на стволе «Винтовка системы Л.В. Курчевского образца 1933 г.», так же как и ружьё «великого вождя и учителя», изготовлена на Ижевском оружейном заводе, но несколько позже – в 1938 году. Общая длина винтовки – 1150 мм, масса – 3,3 кг, калибр – 5,6 мм, ствол стальной длиной 655 мм, канал с четырьмя нарезами, ёмкость магазина 5 патронов «Экстра 22» (5,6×40). Ложа высокосортной ореховой древесины, шейка ложи прямая, металлические части карабина украшены мелким стилизованным растительным орнаментом.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, май 2024