Снегоходы: всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить

Снегоходы, квадроциклы, тягачи
Снегоходы: всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить

Об авторе: Дмитрий Басов – организатор и устроитель фестивалей вездеходной и снегоходной техники «Битва вездеходов», «Снежная гвардия» и других. Организатор внедорожных и снегоходных рейдов и путешествий разного уровня сложности и протяжённости.

«Сколько о снегоходах ни рассказывай, а купят всё равно „Ямаху“», – этой шуткой можно вкратце описать то, что во многом происходит в среде утилитарных снегоходчиков (рыбаков-зимников, охотников) на Севере и в Сибири. Хотя на самом деле снегоходов, конечно, великое множество самых разных, и у «Ямах» – как у любых других – тоже есть свои слабые стороны.

Всего существует 4 основных класса снегоходов: утилитарные, туристические, спортивные и отдельный класс – горные. Последние – всегда с 2-тактным двигателем, максимально облегчённые, с длинной гусеницей с очень развитыми грунтозацепами и ещё множеством чисто своих заморочек, которые охотникам и рыбакам вряд ли будут интересны. Спортивные снегоходы, предназначенные для разного рода гонок, трюков (прыжков), прохождения на скорость треков с препятствиями и просто «отвязных гонок» по зимним просторам, бывают уже и с 2-тактным двигателем, и с 4-тактным, различаются по весу, ширине и длине гусеницы, мощности и оборотам двигателя и делятся ещё на несколько подклассов.

Снегоходы: всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить

Но любой спорт – это всегда одноместный снегоход. Т. е. вдвоём на нём при всём желании никак, если мы хотим безопасно, конечно. И вещей много на нём не увезти, хотя в одиночку на рыбалку сгонять, конечно, можно. С достаточно длинной гусеницей можно и по пересечённой местности, и по лесу, но это уже требует немалого опыта и специальных – спортивных – навыков езды. И есть ещё один минус 2-тактных «спортов»: не любят они постоянных режимов газа, двигатель начинает греться. Так что, если надо куда-то вдаль по относительно ровному, приходится всё равно идти на перегазовках. Поэтому всё-таки основной бытовой удел большинства снегоходов спортивного класса – это покатушки. А в практических целях намного большее применение находят оставшиеся два класса.

Начнём с утилитарников. Как их узнать? Если снегоход имеет пониженную передачу, то это наверняка он. Т. е. рычаг переключения передач у него будет иметь 4 положения: 1, 2, N и R. Основное предназначение такого снежика – тянуть гружёные сани и везти 2, а то и 3 человек, иногда с грузом. Для этого нужна широкая и длинная гусеница и запас момента (тяги), а как следствие получаем ограничение по скорости и управляемости – радиус разворота и виража, запаздывание и пр. Утилитарник – это снегоход для неспешной езды по лесу, через кусты (классический пример – не теряющий популярности «Буран»), для развоза зерна на кормушки, пробития путиков и т. д. Основная рабочая лошадка охотников и охотхозяйств. В качестве примера можно назвать тот самый «Буран», а также снегоход, про который была шутка в самом начале, – «Ямаху Викинг», бессменный лидер среди «суровых сибирских мужиков», даже несмотря на непереносимость им езды по укатанному снегу и чистому льду. Склизы на них от такого горят регулярно даже при наличии скребков.

Снегоходы: всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить

Туристический класс, если вкратце, – это снегоходы для путешествий. На них комфортно ехать длинные маршруты, у них достаточный запас мощности, и хотя пониженная передача отсутствует, двух седоков и небольшой груз такой снегоход может нести в большом диапазоне скоростей. «Туристы» тоже бывают самые разные, в т. ч. с гусеницей от 38 до 60 см, но, в отличие от «утилитарников», они уже «умеют» выходить в снегу на глиссер, когда на большой скорости лыжа фактически не касается снега, а снегоход управляется в основном кренами корпуса. Такой способ наиболее экономичен и быстр, хотя, как любая быстрая езда на бескузовной технике, опасен. Но вот непосредственно для охоты представители этого класса снегоходов, пожалуй, наиболее интересны, поскольку в них оптимальным образом сочетаются проходимость, скорость и комфорт длительной езды.

Несмотря на то что правила охоты запрещают использование техники на механической тяге, для охоты в целях регулирования численности сделано исключение. И во второй половине зимы в лесостепных и тундровых (лесотундровых) зонах, а также в районах с развитым с/х (обширными полями с перелесками) охота со снегохода на лису и волка довольно распространена. Речь не об обрезании и окладе зверя в лесу, а именно о преследовании по следу или на зрячую в одиночку, а чаще в несколько снегоходов – когда один гонит, а двое-трое обрезают. Вот для такой охоты наиболее лёгкие «туристы» с гусеницей достаточной ширины подходят наилучшим образом именно из-за своей наибольшей универсальности в приёмах езды: можно медленно пробираться через лесополосы и кустарники, можно вжарить на полную по полю с пухляком. Собственно, толстый слой пухлого снега – это идеальное условие для того, чтобы догнать на снегоходе хищника.

Что надо знать перед тем, как садиться на снегоход? Езда по глубокому снегу на снегоходе сильно отличается от езды на внедорожнике или колёсном вездеходе. Гусеницу, в отличие от колеса, нельзя вести «внатяг»: при попытках аккуратно трогаться и медленно разгоняться на препятствиях типа брустверов и подъёмов вы имеете все шансы, наоборот, закопаться. Поэтому на снегоходе по глубокому рыхлому снегу надо не бояться давать газ, причём с самого трогания. Вообще, скорость – это способ безопасного прохождения многих типов препятствий, включая участки открытой воды. По воде снегоход может устойчиво и долго ехать, но на скорости не ниже 30–40 км/ч. Чуть сбросил – лыжи занырнули и утащили за собой всю машину.

Снегоходы: всё, что вы хотели узнать, но боялись спросить

Второй момент жизненно важен: снегоход – это один из самых опасных видов общедоступной техники. Опаснее квадроцикла. Дело в том, что на скорости в очках, особенно в пасмурную погоду, детали зимнего рельефа сливаются. Вы не видите бугров (типа муравейников под снегом), ледяных торосов на водохранилищах и крупных реках, даже прочищенную грейдером дорогу после снегопада запросто можно увидеть в последний момент, когда оттормозиться уже не успеть. И не надо, кстати, такие брустверы перескакиваются на скорости, а сбросить газ и воткнуться «мордой вниз» – это как раз худший вариант. Особую опасность представляют засыпанные снегом кусты, палки, пни, верёвки, остатки тросов и другой мусор. Зацепить такое на скорости лыжей – это гарантированно минимум поломать снегоход. Про прыжки на скорости в овраги и с высоких берегов рек, потому что «не заметил», я и не говорю. Любые хроники происшествий из года в год пестрят такими случаями. Поэтому главное – хорошее и актуальное знание конкретного рельефа до деталей и осмотрительность вместе с хорошими навыками оценки и прохождения препятствий.

А приобрести всё это сейчас не так сложно – было бы желание. Во-первых, любые крупные дилеры и торговые представители сейчас проводят тест-драйвы на специально подготовленных и оборудованных трассах. Есть инструктора, есть школы, которые и покажут, и научат. Есть мероприятия типа нашей «Снежной гвардии», на которых можно самому оценить разницу в возможностях и специфике управления снегоходов разных классов. И, кстати, людей, кто гоняет на снегоходах хищников, там можно встретить регулярно, потому что пользу от получаемых там навыков и знаний трудно переоценить.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, апрель 2024

1591
Adblock detector