Сложно сказать, кто и когда изобрёл самый первый «саундмодератор» для огнестрельного оружия. Вероятно, это происходило неоднократно в разных странах. Например, 15 февраля 1894 года в японское патентное бюро поступила заявка от Канширо Фукумура на устройство снижения выброса дыма и пламени, а также звука при выстреле из винтовки (ружья) системы Мурата (тип 18).
Судя по имеющемуся описанию, японский изобретатель действительно реализовал в своей конструкции многие решения, ставшие обычными в дальнейшем. При выстреле часть пороховых газов, проходя через прибор, отсекалась после сброса через боковые окна механическими заслонками. Боковые заслонки, приподнимаясь, через качающиеся плоские рычаги воздействовали на две смыкающиеся полусферические заслонки, отсекающие пороховые газы и пламя. Впрочем, глушение звука было только частью функций чудо-прибора. По замыслу изобретателя он обеспечивал ещё и отпирание затвора с последующим выбросом гильзы. Возможно, эта сложная многофункциональность и стала препятствием для распространения изобретения. Рассмотрение заявки продлилось два года, и в итоге изобретателю был выдан патент. Но, как мы знаем, родиной глушителей Япония всё же не стала. Первый коммерчески успешный глушитель разработал в США…
Человек с позывным W1AW
Сэра Хайрема Максима, чья фамилия стала названием для изобретённого им пулемёта, знают многие. О его сыне Перси Максиме помнит куда меньше людей. Между тем мальчишка вполне «пошёл в отца», хоть и не сумел достичь столь же сияющих высот. Выпускник Массачусетского технологического института, Максим-младший был соучредителем Американской лиги радиорелейной связи, автогонщиком, в 1899 году выигравшим первую в США автомобильную гонку по замкнутому кругу… и конструктором. Он занимался разработкой двигателя внутреннего сгорания собственной конструкции (о работах Даймлера и Бенца в США тогда знали далеко не все), но, достигнув успеха, был неприятно удивлён издаваемым двигателем шумом и грохотом. Попытка переключиться на электромобили успехом не увенчалась, до успеха «теслы» оставалось ещё больше века. Вдобавок Максим-младший любил не только быстро ездить, но и много стрелять, а это также довольно шумное занятие. Желание уменьшить уровень шума от езды и стрельбы в сочетании с конструкторской жилкой побудило Максима-младшего заняться разработкой специальных устройств. Основной принцип был понятен ещё в начале работ: необходимо как-то «притормозить» и охладить вылетающие из ствола или двигателя внутреннего сгорания раскалённые газы. Но, как обычно и бывает, путь от «принципиальной схемы идеи» до коммерчески успешной конструкции не был простым и лёгким.