В самом начале декабря 2023 года в «Экспоцентре» на Красной Пресне уже в пятый раз состоялась единственная пока в России выставка вездеходной техники. Чем она примечательна?
Во-первых, тем, что здесь вас не будут преследовать бесконечные лотки с ножиками, шерстяными носками, мёдом и сувенирной мишурой, что – увы – обычно для большинства выставок охотничьих. Здесь всё очень конкретно, и с самого входа сразу понимаешь, что попал в мир действительно вездеходной техники, причём мир весьма разнообразный. И что особенно цепляет – что мир этот очень даже востребован и большинство посетителей совсем не случайно «с улицы зашли»…
Андрей (посетитель): «Выставка отличная – организаторам большой респект. Я третий год на неё приезжаю. У самого тоже есть вездеход – в основном зимой на рыбалку на нём и летом за грибами и ягодами с семьёй. Снегоход тоже есть, но на вездеходе в моём случае просто комфортней – с тёплой кабиной. Ну да – большие колёса по снегу до полуметра идут без проблем, тем более когда туда-сюда уже накатал. Машина простая, расходники все в любом магазине. Это не квадрик, который и стоит, как машина, и в обслуживании не дешевле, но при этом нигде на нём толком не проедешь. Вездеход-болотоход – это вот чётко в наши российские реалии. Для северной части и средней полосы – понятно, но даже на юге у меня есть знакомые, кто на них пересел, по чернозёмам мокрым и по плавням ездить. Что сейчас смотрю? Нет, пока новый вездеход брать не собираюсь – просто интересно. Каждый год что-то новое, новые технологии, новые решения, новые машины…»
Без сомнения, «Вездеходер» наряду с фестивалями типа «Битвы вездеходов» – одно из главных событий мира этой категории спецтехники. Причём так думают не только завсегдатаи выставки, но и люди, принимающие в ней участие впервые.
Игорь (представитель компании на стенде вездехода «Калужанин»): «Вообще, для нас это пятая выставка за год. Да-да, мы в этом году только вышли со своим вездеходом на рынок и участвуем не то чтобы „везде подряд“, но во всех относительно целевых выставках, включая „Армию-2023“. Что представляем? Колёсный вездеход с независимым гидроприводом (на каждое из 4 колёс). Весит 1,5 тонны. Везёт – тонну. Вернее, с нагрузкой до тонны он плывёт, основной кузов-лодка полностью водонепроницаемый. В базовой комплектации дизель 35 л. с., подкачка колёс на ходу, разворот за счёт реверса – практически на месте. И всё это – на радиоуправлении, т. е. оператор может находиться на расстоянии до 2 км. Да, это про нас писали, что мы „произвели фурор на выставке «Армия-2023»“. Что могу сказать о „Вездеходере“? Здесь мы впервые, пока рано говорить о результатах участия, но сама выставка производит очень неплохое впечатление. Профессионально организована, ничего лишнего, интересная и разнообразная программа, а главное, люди сюда идут в подавляющем большинстве не случайные. И таких людей много».
Если покопаться в истории темы, то самопальные вездеходы-болотоходы с давних пор являлись сначала «деревенской» внедорожной техникой, которую делали на базе «Уралов» на колёсах-обдирышах – такие и сейчас называются «каракаты». Малые вездеходы – на компании от 2 до 4–5 человек – и сейчас становятся всё более и более востребованными именно как спецтранспорт не только для МЧС и газовиков-нефтяников, но для охотников, рыболовов и всех, кто по роду занятий испытывает надобность в передвижении и перевозке грузов по полному бездорожью. И что характерно, по выставке складывается впечатление, что эта категория владельцев подобной техники – самая массовая.
Сергей (стенд вездехода «Литл»): «Интересуются – все подряд. Ты не поверишь, дедушка один в начале года купил, так сейчас подходит и рассказывает: „А я за лето уже полстоимости его отбил. Бабку на болото за ягодой отвезу. 6–10 вёдер обратно. На 250 тыс. уже сдали…“ Вот поди ж ты, да? А так, у нас – самый маленький вездеход, и один из самых дешёвых серийных. По схеме – переломка на рулевой рейке с рамой с одной степенью свободы. Свободно качающийся задний мост. Двигатель и трансмиссия – моноблок, причём с этого года его нам в Китае даже маркируют собственным логотипом „Литл“. Везёт машинка до 350 кг, плавает – с 250 кг. У нас их, как только появились и люди о них стали узнавать, на Север заказывают нескончаемым потоком. Вдвоём-втроём заехать на болото за ягодой, за гусями, за рыбой, развезти по избушкам запасы на зиму, вывезти лося из леса, просто весной и осенью в дожди проехать из деревни в деревню кратчайшим путём. Это универсальный транспорт с проходимостью „еду там, где идти невозможно“. Это реально так: болотоход по болоту едет там, где с него физически нельзя слезть, утонешь.
Сейчас квадроциклы минимум в 2,5–3 раза дороже. Но что такое квадрик? Баловство для развлекательной езды. Ни охотнику, ни рыбаку, ни грибнику-ягоднику не надо быстро – 15–20 км/ч более чем. А квадроцикл копать начинаешь там, где наша техника только ехать начинает. Поэтому для утилитарных, а не развлекательных целей болотоходы – наше будущее. Конструкция простая, ремонтопригодность в полевых условиях высокая, детали – большинство отечественного производства, ну, кроме двигателя с вариатором… Можно, конечно, поставить скоростную звёздочку, тогда максимальная скорость будет до 35 км/ч. По грунтовым дорогам это актуально, но по полю, тем более с грузом, так сам не поедешь.
Для наших „сельских нужд“ вездеход-болотоход – самая перспективная техника. Даже сама география участников об этом говорит: со всей страны создатели вездеходов приезжают, и с каждым разом всё больше».
Да, действительно всё так. И вот чем выставка ещё хороша – здесь не только вся техника, но и каждый день с утра до вечера идут конференции, доклады, лекции и рассказы людей с большим опытом внедорожной езды и этой самой техники практического использования. Приходит человек с темой познакомиться – и может сразу не только глазами посмотреть, но из независимых, так сказать, источников напрямую узнать: и какие особенности, и где и как применять, и что можно / что нельзя. Тут устроители выставки не только «всех собрали», но каждый год проводят большую работу по популяризации вездеходов. Чегоо стоят только такие темы докладов на сцене павильона № 1, как «Безопасная езда на вездеходе», «Технические и юридические аспекты перевозки вездеходов», «Самые частые поломки в пути и как их избежать» и многие другие. Остаётся только пожелать организаторам дальнейших творческих успехов и надеяться в 2024 году увидеть на выставке ещё больше новинок из ещё большего числа регионов нашей необъятной Родины.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2024