К нашему номеру Михаил Кречмар взял интервью у ведущего конструктора вездеходной техники Алексея Гарагашьяна.
Справка
Алексей Маратович Гарагашьян учился в Ленинградском политехническом институте им. М.И. Калинина (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) на механико-машиностроительном факультете по специальности «Гусеничные и колёсные машины».
Трудовая деятельность: 1982 г. – слесарь-ремонтник; 1986–1988 гг. – служба в ВС СССР; с 1988 г. – тренер в мотоклубе; более 10 лет производит разведку и прокладку трассы для чемпионата и Кубка России по трофи-рейдам; чемпион России по мототуризму; является обладателем Кубка России по трофи-рейдам; член комитета по трофи-рейдам Российской автомобильной федерации; член правления Ассоциации производителей вездеходной техники.
С начала 90-х по настоящее время Алексей Гарагашьян проектирует и создаёт вездеходную технику разного типа (например, полноприводные мотоциклы, вездеходы на шинах сверхнизкого давления). Алексей Гарагашьян проектирует и создаёт опытные образцы в своей мастерской в Санкт-Петербурге, а также лично проводит их испытания. Например, в 2017 году он провёл полугодовую вездеходную экспедицию от Архангельска до Анадыря, в которой установлено несколько мировых рекордов, в том числе впервые на технике было пересечено плато Путорана.
М. К.: Вездеходная техника для нашей страны имеет ключевое значение. Как говорится, что русские не придумают, лишь бы дорог не строить. Вы, правда, я понимаю, не совсем русский, но очень большой специалист по части придумывания вездеходной техники. Большую часть своей жизни я прожил на Северо-Востоке, который осваивается только двумя путями: или машиной высокой проходимости, или вертолётами. Стоимость вертолёта сейчас совершенно запредельная. При использовании машин высокой проходимости цена сильно снижается. А теперь расскажите, пожалуйста, как вы дошли до жизни такой, почему вы занимаетесь конструированием таких машин, а не, скажем, водкой торгуете?
А. Г.: Понятно. Ну, если про такое, то я на четверть русский, на четверть армянин и наполовину казах. Вообще, вездеходами и вездеходным транспортом я занимался самого детства. Начинал с велосипедов. Потом перешёл на мотоциклы. У меня было довольно много самодельных мотоциклов. Причём два из них стали прототипами для серийного производства. Но так как были смутные годы, было выгоднее не производить что-либо, а сдать всё под склад водки. К сожалению, такие у нас были времена, и мой «мотоциклизм» выпал на это время. Так что не удалось развиться в мотоциклетном направлении по части конструирования не только для себя, но и для людей. А параллельно я ещё начал заниматься вездеходами, потому что некоторое время я жил в деревне (мне просто нравится такая жизнь, уехал туда из Петербурга, потом вернулся). Там в буквальном смысле слова от дома без лыж или без вездехода было не отойти. Тогда я начал делать вездеходы на камерах низкого давления. Они имели лучшую проходимость по снегу, чем нынешние. Чудес не бывает, те вездеходы были настолько лёгкие, что по снежной целине у меня хватало сил просто руками их толкнуть. Сейчас это немыслимо, даже по бетонному полу, по гладкому, надо очень сильно упираться, чтобы мой вездеход сдвинуть с места.