Российский оружейный мастер Август Иенч

Оружие: история и традиции
Российский оружейный мастер Август Иенч

Август Богданович Иенч (? – 1914), ружейный мастер, гравёр-художник, германский подданный, одесский купец 2-й гильдии и основатель одноимённой фирмы, прожил долгую биологическую и не менее продолжительную творческую жизнь. Широко известный и весьма уважаемый на юге России оружейник, по данным городских справочников Одессы 1899–1914 гг., проживал в собственном трёхэтажном доме № 21 по Театральному переулку.

В 1893 г. купец подал прошение на реконструкцию строения – перестройку второго и надстройку третьего этажа. Бумага начиналась словами: «Германского подданного Августа Богдановича Иенча Прошение!». Земельный участок под домом не числился, хотя его ближайшие соседи владели площадью до 15 соток. Ведение подсобного хозяйства семью оружейника, вероятно, не интересовало. Эта, левая, часть переулка, начинавшегося сразу за городским театром и простиравшегося до пересечения с Екатерининской улицей с нумерацией частных домов от № 1 до № 31, носила неофициальное название «Пале-Рояль». Дом оружейника по Театральному переулку располагался напротив грандиозного ансамбля торговых зданий, построенного в виде четырёхугольника и также именовавшегося Пале-Роялем. Внутри этого ансамбля находился городской сквер – тоже «Пале-Рояль». Секции торговых рядов выходили на Екатерининскую улицу и соединялись арками, которые служили сообщением со сквером.

В доме проживания Иенча находилась только ремесленная слесарно-сборочная оружейная мастерская с набором необходимого оборудования и инструмента для комплектации оружия из готовых частей, получаемых с фабрик Западной Европы. Магазин розничной торговли с ремонтной слесарно-механической мастерской располагался отдельно, в помещении секции торговых рядов, выходившей на Екатерининскую улицу. Этот доходный дом № 7 принадлежал потомственному почётному гражданину Одессы П.Ф. Родоканаки, где арендовали помещения местные торговцы и ремесленники. Кроме собственного дома оружейный мастер имел «дачу на берегу моря на участке № 9 от Ланжерона».

Российский оружейный мастер Август ИенчОдноствольный штуцер калибра 13 мм для целевой стрельбы с капсюльным ударным механизмом, немецким шнеллером и диоптрическим прицелом. Одно из ранних нарезных ружей мастера. Замок украшен стилизованным флористическим орнаментом и фигуркой охотничьей собаки в овальном медальоне. На замочной доске вокруг курка подпись: A. IENTSCH in ODESSA. Период производства – 1855–1865 гг.

В статье И. Шишкина и Ю. Шокарева, появившейся в 1985 г. в «Охоте и охотничьем хозяйстве», говорится, что Иенч, эмигрировавший из Чехии, открыл своё дело в 1883–1884 гг. Дошедший до наших дней шомпольный одноствольный штуцер для целевой стрельбы опровергает это утверждение. Совершенно очевидно: время начала работы мастера в Российской империи не соответствует периоду, указанному авторами. По данным «Указателя фабрик…» (П.А. Орлов, 1894), оружейное заведение А.Б. Иенча, в котором ремесленник занимался «починкой ружей», было основано в 1854 г. Правда, в рекламе мастер информировал покупателей, что фирма существует с 1855 г. На момент составления справочника, т. е. в 1894 г., в мастерской было занято 5 человек, а производство оценивалось на сумму 2 тысячи рублей.

Иенч основал дело в 1854–1855 гг., приехав в город годом или двумя раньше. Открыв вначале торговую лавку с ремонтной мастерской, купец привлёк внимание ружейных охотников качественным обслуживанием и продажей добротных охотничьих вещей и принадлежностей. Позже (дату установить не удалось) Иенч обзавёлся собственной слесарно-сборочной ружейной мастерской, начал размещать заказы местных охотников и продолжил торговлю по розничному свидетельству 2-го разряда. Для получения документа с него ежегодно взималась плата от 15 до 65 рублей. Помимо свидетельства, предприниматель был обязан выкупать особые билеты. Цена на них колебалась от 2 до 10 рублей и зависела от разряда торговли и места, где она проходила. По данным справочника «Вся Россия», средний оборот магазина в 1899 г. составлял 18 тысяч рублей.

Российский оружейный мастер Август ИенчРекламное объявление 1895 г. в «Одесском альманахе»

Последний раз фамилия торговца указана в «Справочной книге о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по городу Одессе» в 1914 г. На следующий, 1915 год, в этой книге упоминается Август Августович Иенч, очевидно, сын. В связи с этим можно сделать вывод, что смена владельца торгово-ремесленного заведения произошла в связи со смертью уже престарелого А.Б. Иенча в 1914 г. О преемнике известно совсем немного. В «Охотничьей газете» за 1893 г. упоминается «сын оружейника А.Б. Иенча», занявший 2-е место на соревнованиях по садочной стрельбе в Одессе. Занимался ли он непосредственно изготовлением оружия на заказ, как его отец – сведения отсутствуют. К. Баковецкий в заметке «Винтовка работы Иенча», опубликованной в 1902 г. в журнале «Псовая и ружейная охота», отмечает лишь тот факт, что «сын отстреливал в тире оружие заказчиков». На 1916 г. преемник не стал выбирать новое промысловое свидетельство на торговлю и ремесленное производство и, судя по всему, свернул семейное дело.

Услуги мастерских

Купец размещал заказы на дульнозарядные гладкоствольные ружья, штуцеры и целевые винтовки, гладкоствольные охотничьи ружья, штуцеры, тройники и винтовки под патроны центрального боя, карабины, «парадоксы», целевые винтовки «монтекристо» для развлекательной стрельбы под патроны бокового воспламенения. Комплектующие части покупал за границей. Торговал нарезным, комбинированным и гладкоствольным охотничьим оружием, а также револьверами и самозарядными пистолетами военных систем, которые выписывал с оружейных фабрик Западной Европы, преимущественно германских и бельгийских. В слесарно-механической ремонтной мастерской производились всякого рода починка, переделка и исправления огнестрельного оружия. В тире пристреливались гладкоствольные ружья и, возможно, производилась сострелка нарезных стволов для штуцеров и трёхстволок перед окончательной сборкой.

Российский оружейный мастер Август ИенчВнешнекурковое ружьё 20-го калибра с тройным запиранием Гринера, стволами «специальной оружейной стали» Ф. Круппа и патронниками под металлические гильзы. На прицельной планке и замочных досках начертано: A. IENTSCH, ODESSA. Период производства – 1900–1909 гг.

Реклама, прейскуранты и ружейная торговля

Коммерческих объявлений одесского оружейника до наших дней дошло немного. Возможно, он не придавал рекламе большого значения, в отличие от петербургских и московских торговцев, полагаясь на свою известность среди южнорусских охотников. По этой причине Иенч обычно размещал объявления не в специальных охотничье-оружейных изданиях Москвы и Санкт-Петербурга, а в светских газетах и журналах Южной России.

В одном из редких объявлений в журнале «Псовая и ружейная охота» (1900, № 11) купец сообщал: «Оружейный магазин и мастерская Августа Богдановича Iенча Одесса, Пале-Рояль, дом № 7-й. Существует с 1855 г. Единственный представитель для всей России ружей Виктора Коллетта в Льеже. Большой выбор ружей собственной работы, а также бельгийских и английских мастеров; двух- и трёхстволок, штуцеров, карабинов и т. д., пистолетов, револьверов, а также ружейных, охотничьих и фехтовальных принадлежностей…» Реклама в светских изданиях предельно лаконична: «Ружейный магазин и мастерская Августа Iенчъ Одесса, Пале-Рояль № 7». В более подробном объявлении в «Одесском альманахе» 1895 г. говорится: «Оружейный магазин и мастерская Августа Богдановича Iенча в Одессе, Пале-Рояль, № 7. Единственный представитель для всей России ружей Виктора Коллетта в Льеже. Постоянно имеется большой выбор ружей лучших английских и бельгийских мастеров. Починка и переделка. Принимаются заказы на выписку ружей из-за границы. Прейскурант высылается бесплатно».

Российский оружейный мастер Август ИенчВнешнекурковое ружьё 20-го калибра с тройным запиранием Гринера, стволами «специальной оружейной стали» Ф. Круппа и патронниками под металлические гильзы. На прицельной планке и замочных досках начертано: A. IENTSCH, ODESSA. Период производства – 1900–1909 гг.

Из последнего объявления видно, что купец ссылается на некий прейскурант, но печатались ли иллюстрированные издания? В объявлениях оружейник их не упоминает, хотя, вполне возможно, печатались. В справочнике Н.Ю. Анофриева «Русская охотничья библиотека» (Брест-Литовск, 1905) указан только один прейскурант на 4 страницах за 1894 г. Судя по объёму, издание явно не иллюстрированное.

Категории ружей

Какое оружие комплектовал мастер? Очевидно, любое, в зависимости от того, что требовалось заказчику. В объявлениях указывал, что принимает заказы на курковые и бескурковые гладкоствольные ружья и штуцеры системы «Энсон и Дили», а также на ружья, в том числе комбинированные, и штуцеры с боковыми замками. В конце ХIХ в. дорогое оружие могло комплектоваться дамасскими либо стальными стволами Леопольда Бернара, Эжена Бернара или «жидко-прессованной» стали Д. Витворта сборки Т. Кильби. С 1897 г. на ружья среднего разбора ставились стволы стали Universel Cockerill с патентованным клеймом «Петух на ветке» сборки Льежской оружейной мануфактуры, а также «литой» либо «специальной» стали Ф. Круппа. Рядовые ружья комплектовались стволами бельгийского дамаска. После Русско-японской войны Иенч перешёл на специальную ствольную сталь с маркировкой Special-Gewehr-Lauf-Stahl Fried. Krupp Essen и коммерческим клеймом «Три кольца», а после 1909 г. – с маркировкой Special-Gewehr-Lauf-Stahl Fried. Krupp A. G. Essen.

Российский оружейный мастер Август ИенчИзвлечение из «Указателя Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. в С.-Петербурге»

На вторичном рынке обращаются ружья двух категорий и обе несут на отдельных частях подпись A. IENTSCH ODESSA. Первая категория – изделия, собранные в собственной мастерской по специальному заказу из комплектующих частей, полученных от европейских поставщиков, с выгравированной на замочных досках и прицельной планке золотой подписью мастера-штучника. Главная отличительная особенность этой группы ружей – монограмма владельца из переплетающихся букв на внешней стороне предохранительной скобы, выполненная преимущественно в технике высокорельефной гравировки. Эта же группа изделий дополнительно несёт врезанный в нижний гребень приклада владельческий медальон. Вторая категория – ружья, приобретённые за границей в полностью готовом виде с нанесённым только на прицельной планке коммерческим логотипом торгового заведения.

Обзор откликов

В отзыве знатока охотничьего оружия Г.В. Тарновского (автор перевода книги «Ружьё» В.В. Гринера, 1887) в «Заметках о ружейной торговле в России» («Приволжский Вестник охоты», 1890/1891, № 14) говорится: «На юге России очень почётною известностью и репутацией безукоризненной добросовестности пользуется А.Б. Иенч в Одессе; ружья его сборки, особенно дальнобойные, для охоты по степной и водяной дичи, в большом ходу. Я видел несколько ружей Иенча. Особенно хорошо помню одно, принадлежащее капитану Самарскому-Лидскому. Ружьё это массивностью напоминает садочное; оно заказано специально для степной, водяной и зверовой охоты, сработано замечательно чисто, и если бы не безобразные белые бойки грибом и такая же шишка на пистолетной ложе, то его можно бы назвать совсем безукоризненным». Заслуживает внимания мнение Х. Курселя: «Ружьё куплено мною у Авг. Иенча в Одессе за 225 рублей с полным прибором, но без ящика. Я далёк от того, чтобы восхвалять его изделия и рекомендовать его охотникам, так как поручиться ни за кого нельзя. Скажу только, что знаю многих покупавших у него ружья, но ничего от них, кроме хорошего, я не слышал» (Бой дробового ружья и штуцера Express // Природа и охота. 1885. № 11. С. 39–41).

Российский оружейный мастер Август ИенчОбъявление в журнале «Псовая и ружейная охота» (1900, № 11)

В заметке С. Тимофеева «Русские охотничьи ружья», опубликованной в журнале «Охота» в 1905 г., говорится, что среди отечественных оружейников есть только два мастера, которые выделывают отличные охотничьи ружья: один находится в Санкт-Петербурге, другой – в Одессе. Совершенно очевидно, что речь идёт о Ф.О. Мацке и А.Б. Иенче. По умозаключениям автора нетрудно понять, что большинство изделий и первого, и второго штучника относились к категории высокого и среднего разбора, причём дорогих ружей ценою 500–600 рублей каждый из них мог изготовлять не более двух ежегодно. В общем, названные автором цифры (500–600 рублей), коррелируют с ежегодным производством на сумму 2 тысячи рублей. Исходя из этих цифр можно выйти на среднюю производительность одесского мастера – не более 5–7 ружей высокого и среднего разбора в год. О дешёвых заграничных ружьях, проданных с подписью A. IENTSCH ODESSA, речь не идёт – эти изделия составляли особую статью дохода семейного заведения.

О том, что Иенч не только изготовлял отличное оружие, но и продавал качественный товар, косвенно свидетельствует публикация А.М. Селастенникова, появившаяся в «Природе и охоте» в апреле 1878 г. «Есть, например, у меня дешёвое бельгийское ружьё В. Коллета, – пишет автор, – купленное в Одессе у Иенча всего за 70 рублей. Но это ружьё верой и правдой служит мне уже 5 лет: из него я стреляю перепёлок и бекасов, и каждую осень выпускаю не менее 600 выстрелов. И это дешёвое ружьишко я ни за что не согласился бы променять на 600-рублёвое ружьё, выписанное из Лондона…»

Российский оружейный мастер Август ИенчФасонная спусковая скоба на одноствольном штуцере с высокорельефным изображением косули в медальоне, характерным для большинства изделий Иенча. Комплектация 1855–1865 гг.

На фоне негативных отзывов об оружии заграничных фабрик изделия русских штучников выглядели прямой противоположностью. Интересна в этом плане статья А. Алфёрова «О ружьях г. Енча в Одессе и Новотни в Праге»: «…личность г. Енча настолько почтенная, честная и добросовестная по отношению к своим заказчикам, что я желаю сказать несколько слов по поводу … двуствольного охотничьего ружья, изготовленного им по моему заказу». Далее автор весьма пространной статьи пишет, что 22 апреля он отправил мастеру 105 рублей, на которые просил по его усмотрению «приготовить централку 12-го калибра». В начале мая Иенч уведомил А. Алфёрова, что деньги получил, к работе приступает немедленно, готовое ружьё вышлет через два месяца и благодарит за оказанное доверие. Ровно в назначенный срок заказчик получил ружьё: «Что касается наружной отделки ружья,… пригонки всех частей, чистоты в работе, хотя и без всяких украшений, то всё это не оставляет желать ничего лучшего… Охотясь более 35 лет, я много истратил денег на всякие ружья, но такого надёжного ружья, какое прислал мне г. Енч за 105 руб. с пересылкой, я в своих руках давно уже не имел» («Природа и охота», 1880, № 9).

Сколько брал Иенч за двуствольные дробовые ружья? В разные годы по-разному. В начале ХХ века, например, в среднем от 200 до 300–350 рублей с принадлежностями и пересылкой. В 1904 г. в объявлении говорилось о продаже двуствольного ружья работы Иенча 12-го калибра с подкладными замками, тройным запиранием Гринера и стволами от Леопольда Бернара, которое было заказано за 350 рублей («Охотничий вестник», 1904, № 14. С. 230). В заметке «О ружье работы А.Б. Иенча в Одессе», опубликованной в 1904 г. в «Охотничьей газете», автор сообщает, что по его заказу мастер изготовил курковое двуствольное ружьё 13-го калибра. Стволы стали Ф. Круппа длиной 76 см, вес ружья 3,48 кг, ложа пистолетной формы, подгонка частей, отделка, «великолепный орех» – всё «производит приятное впечатление». Ружьё с принадлежностями и пересылкой обошлось заказчику в 285 рублей. Стоимость гладкоствольных ружей и штуцеров специального заказа со сменными стволами и принадлежностями в ящике могла доходить, вероятно, до 500–600 рублей. Это та максимальная цена, о которой сообщает С. Тимофеев в статье «Русские охотничьи ружья» («Охота», Тула, 1905, № 8).

Российский оружейный мастер Август ИенчДвуствольное ружьё 12-го калибра с подкладными ударными механизмами на боковых досках. Запирание стволов нижнее – планкой Пёрде. Коробка и замочные доски декорированы арабесками. На замках подписи: на левой доске – A. IENTSCH, на правой – ODESSA. Стволы «специальной оружейной стали» Ф. Круппа. Период производства – около 1910 г.

Резюмируя приведённые отрывки из дореволюционных изданий, сошлёмся на авторитет А.П. Ивашенцова: «Само собою разумеется, что при возможности гораздо лучше заказывать ружья по собственным размерам и желанию, и такие заказы прекрасно исполняют у нас в России мастера Ф.О. Мацка (Петербург, Кабинетская, д. № 12); братья Лежен (С.-Пб., Казанская, д. № 42); Алёшкин (С.-Пб., Мойка, д. № 38) и Иенч в Одессе. Все эти мастера могут поставить стволы любого указанного им материала и замки любого качества, а ручная работа выкованной здесь, в России, колодки и точная пригонка частей гарантируют гораздо большую прочность сравнительно с ружьями даже первоклассных заграничных мастеров…» («Вся Россия», 1895. С. 801).

Выставки

Дебютировал Иенч, по-видимому, на Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге. Это единственное упоминание об участии одесского мастера-штучника в подобных мероприятиях. Кроме него в выставке приняли участие петербургский купец Ж.-М. Лардере-основатель, ружейный мастер Н.Ф. Гонно, фабрикант Флориан Вишневский-старший и рижский оружейник Фёдор Браун.

Российский оружейный мастер Август ИенчТиповая подпись мастера на прицельной планке двуствольного ружья

Агент Льежской мануфактуры в Одессе

В конце ХIХ в. купец начал представлять интересы Льежской оружейной мануфактуры. Изделиями бельгийской фабрики торговали почти все без исключения купцы обеих наших столиц, а также других губернских городов, многие именовались её представителями. Однако в случае с Иенчем и четырьмя другими торговцами Российской империи (Р. Роггеном в Москве, И. Чижовым в Санкт-Петербурге, Р. Циглером в Варшаве и Б. Виннером в Киеве) имела место принципиальная особенность. Речь шла о продаже и комплектации собственных ружей со стальными стволами, которые несли патентованную торговую марку – изображение «кукарекающего петуха».

В 1895–1896 гг. Льежская мануфактура приобрела у металлургического концерна «Джон Коккериль» (John Cockerill Societe Anonyme) монопольное право изготовления стволов из новой «универсальной стали», запатентовав её коммерческое обозначение в Бельгии, Франции, Германии, Австро-Венгрии и других странах под маркой «Петух на ветке». Сталь Universel Cockerill, наряду со «cпециальной ствольной сталью» Ф. Круппа с клеймом «Три кольца», считалась в конце XIX – первой трети ХХ веков одним из самых высококачественных ствольных материалов. Его прочностные характеристики немного выше, чем у «специальной» крупповской стали: предел текучести – 55–60 кг/мм2, предел прочности – 75–85 кг/мм2, относительное удлинение – 15–12%. Сталь Universel Cockerill предназначалась для охотничьих ружей с гладкими и нарезными каналами стволов. Фабричная маркировка ML и клеймо «Петух на ветке» подтверждали соответствие оружия стандартам льежского предприятия, окончательно испытанного на правительственной станции и пристрелянного с приложением пробных листов за подписью директора Луи Ребле. Как отмечалось, оружием Льежской мануфактуры торговали почти все крупные магазины Российской империи, но кроме купцов Иенча, Роггена и Чижова ружей безупречного качества, похоже, не предлагал никто.

Российский оружейный мастер Август ИенчСюжет рельефной гравировки на нижней поверхности коробки двуствольного ружья 20-го калибра. Отличительный признак недорогого ружья – коробка со сквозными гнёздами для подствольных крюков

Ружья из частных собраний

Двуствольное бескурковое ружьё 12-го калибра. Рычаг управления верхний. Общая длина ружья 1190 мм, вес 3,7 кг. Ударные механизмы коробчатые «Энсон и Дили», прикрытые боковыми фальшдосками. Запирание стволов тройное системы Гринера. Экстрактор. Стволы стальные Special-Gewehr-Lauf-Stahl Fried. Krupp Essen длиной 765 мм, патронники 70 мм, каналы гладкие, дульные устройства с сильными чоками 1,25 мм, на подушках зульские испытательные клейма. Коробка с одним сквозным и вторым глухим пазами для подствольных крюков. Замочные доски и поверхности коробки украшены тонким английским орнаментом. На предохранительной скобе – монограмма владельца. Ложа тёмной ореховой древесины с прямой шейкой, приклад без подщёчного выступа, на лепестке – каплевидная «слёзка». На нижнем гребне приклада – владельческий медальон. Цевьё пружинное Энсона с кнопочным управлением. На прицельной планке и замочных досках подпись мастера A. IENTSCH ODESSA.

Двуствольное охотничье ружьё 20-го калибра собрано из заготовок, полученных из Зуля между 1900 и 1909 г., но не позднее. Общая длина ружья 1150 мм, масса 3,2 кг. Ключ отпирания верхний. Ударные механизмы внешнекурковые с подкладными боевыми пружинами. Запирание тройное Гринера. Стволы длиной 730 мм «специальной ружейной ствольной стали» – Special-Gewehr-Lauf-Stahl Fried. Krupp Essen. Испытаны на прочность на государственной станции отстрела в Зуле нитропорохом Шульце массой 1,6 г и дробью массой 22 г. Коробка со сквозными гнёздами для подствольных крюков. Замочные доски, курки, поверхности коробки и предохранительная скоба украшены изображением уток, фазанов, куропаток, косули и охотничьей собаки в обрамлении английского завитка. Ложа высококачественного ореха с прямой шейкой, цевьё системы Дили с пружинной рычажной защёлкой, на лепестке головки ложи – каплевидная «слёзка». На прицельной планке и замочных досках подпись мастера A. IENTSCH, ODESSA.

Российский оружейный мастер Август ИенчСюжет рельефной гравировки на нижней поверхности коробки двуствольного ружья 20-го калибра. Отличительный признак недорогого ружья – коробка со сквозными гнёздами для подствольных крюков

Одноствольное нарезное ружьё калибра 13 мм с подкладным капсюльным замком и диоптрическим прицелом – один из ранних шомпольных штуцеров Иенча для охотничьей и целевой стрельбы. Общая длина ружья 1230 мм. Ствол букетного дамаска шестигранный, спусковой механизм оснащён немецким шнеллером. Замочная доска украшена геометрическим растительным орнаментом и фигуркой лежащей охотничьей собаки, а фасонная предохранительная скоба – изображением пасущейся косули, оба животных заключены в овальные медальоны. Ложа высококачественной ореховой древесины с прямой резной шейкой, приклад без подщёчного выступа. На верхней грани ствола и замочной доске подпись мастера A. IENTSCH IN ODESSA. Период производства штуцера – между 1855 и 1865 гг.

Бескурковое ружьё 12-го калибра из частного собрания. Ударные механизмы подкладные немецкой работы на боковых досках с поворотными указателями взвода курков. Ключ управления верхний. Запирание стволов двойное – рамкой Пёрде, верхнее скрепление отсутствует. Спусковые крючки позолочены. Ствольный блок № 19689 «жидко-сжатой» стали Дж. Витворта сборки Т. Кильби с универсальными патронниками, изготовленными по спецзаказу для стрельбы патронами в бумажных и металлических гильзах. На подушках зульские испытательные клейма. Ложа тёмного ореха с прямой шейкой, цевьё пружинное Энсона с кнопочным управлением, на лепестке головки ложи – каплевидная «слёзка». На левой замочной доске золотыми буквами выгравировано A. IENTSCH, на правой – ODESSA. Период комплектации – около 1910 г.

Российский оружейный мастер Август ИенчБескурковое ружьё 12-го калибра. Ударные механизмы «Энсон и Дили», прикрытые фальшдосками. Запирание стволов тройное Гринера. Стволы «специальной оружейной стали» Ф. Круппа. Замочные доски и поверхности коробки украшены тонким английским орнаментом. На предохранительной скобе – монограмма владельца. Ложа ореховой древесины с прямой шейкой, приклад без подщёчного выступа. На прицельной планке и замочных досках подпись A. IENTSCH ODESSA

Музейные экспонаты

В ГИМе хранится двуствольное охотничье ружьё 12-го калибра. Рычаг управления верхний. Общая длина ружья 1190 мм. Ударные механизмы внешнекурковые с подкладными боевыми пружинами. Запирание тройное системы Гринера. Стволы стали Special-Gewehr-Lauf-Stahl Fried. Krupp A.G. Essen длиной 765 мм, каналы гладкие диаметром 18,4 мм, на подушках зульские испытательные клейма. На замочных досках и поверхности коробки сюжетная высокорельефная гравировка в обрамлении растительного орнамента. Ложа тёмной ореховой древесины с прямой шейкой, приклад без подщёчного выступа. Цевьё пружинное системы Дили с рычажным управлением. На прицельной планке и замочных досках подпись мастера A. IENTSCH, ODESSA.

В том же музее двуствольное бескурковое охотничье ружьё 12-го калибра. Рычаг управления верхний. Общая длина ружья 1190 мм, вес 3,7 кг. Ударные механизмы на боковых досках с подкладными боевыми пружинами и поворотными указателями курков. Запирание тройное системы Гринера. Стволы стальные Special-Gewehr-Lauf-Stahl Fried. Krupp A.G. Essen длиной 765 мм, каналы гладкие с чоками 17,6 мм, на подушках зульские испытательные клейма. Казённая часть стволов покрыта геометрически-растительным орнаментом. Замочные доски и поверхности коробки украшены высокорельефной гравировкой в виде позолоченных зверей и птиц в обрамлении стилизованного флористического орнамента. Ложа тёмной ореховой древесины с пистолетной шейкой, приклад с подщёчным выступом, на лепестке – каплевидная «слёзка». Цевьё пружинное системы Дили с рычажным управлением. На замочных досках подпись мастера A. IENTSCH 1902 и ODESSA 1902. Коробка со сквозными гнёздами для подствольных крюков – отличительный признак недорогого ружья.

Знакомясь с ружьями Иенча начала XX века, можно заключить, что в последний период мастер заказывал комплектующие части главным образом в Германии. По свидетельству А. П. Ивашенцова, он мог пригонять стволы и замки к колодкам, выкованным у нас, в России. И хотя современники указывали, что мастер «собирает», т. е. комплектует изделия «на месте», это не исключает того, что в некоторых случаях он приобретал за границей готовые, но до конца не отделанные ружья.

Российский оружейный мастер Август ИенчФрагмент объявления Льежской мануфактуры, агентом которой состоял А.Б. Иенч. Журнал «Псовая и ружейная охота», 1900 г.

По сообщениям дореволюционных изданий, многие из отечественных штучников при комплектации ружей отдавали предпочтение колодкам с боковыми замками. По-видимому, Иенч также предпочитал ударные механизмы на боковых досках. В этом случае оружейник покупал за границей уже готовые механизмы у добросовестных поставщиков. Для бескурковок же системы «Энсон и Дили», «мастер, делающий колодку, должен изготовить и все части механизма замков» (Гражданский инженер. Как делается ружьё? // Охотничье оружие. 1908. № 5. С. 65–76). Последнее обстоятельство, безусловно, удорожало изделие. Чем выше квалификация оружейного мастера, тем охотнее он брался за сборку ружей с коробчатыми замками. Вот почему «бокслоки» отечественных штучников обходились нашим охотникам ненамного дешевле ружей с замками на боковых досках.

Боковины, нижняя поверхность коробок, замочные доски и предохранительная скоба большинства ружей Иенча украшены в самобытной технике высокорельефной гравировки фигурками собак, охотничьих зверей и птиц, которые заключены в характерные для одесского мастера медальоны. И хотя сюжеты относятся к разным эпохам, сходство стиля гравировки наводит на предположение, что их автор – одно лицо: А.Б. Иенч.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2024

2127
Adblock detector