Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистов

Охотничье сообщество
Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистов

Новый год. Такой радостный и такой желанный праздник, что, кажется, даже великие потрясения не способны его поколебать. И всегда ждёшь чуда: вдруг твоя жизнь поменяется к лучшему? Не поредеет охотничье братство, новые придут на смену ушедшим. Молодые с восторгом откроют для себя волшебный мир природы, старые картины и книги. А главное чудо – звери и птицы, о которых говорить можно бесконечно. И как оригинальную новогоднюю открытку, хотелось бы мне презентовать яркий, с дивными иллюстрациями очерк всем охотникам и любителям природы. Будьте здоровы, живите счастливо в новом году, ни пуха ни пера!

Александр Михайлович Белашов (1933–2011). Большой начальник, отличный художник и скульптор, побывавший в разных передрягах, путешественник, рассказчик. Россию он объехал всю. Сам охотился, знал цену людям и слову. Наблюдал он на Севере охоту на моржей и китов, видел белых медведей на диких просторах. Сегодня его рисунки кажутся «нетолерантными», но согласитесь, от рассуждений о толерантности часто за версту несёт лицемерием.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовА. Белашов. Охота на моржей

«Рисовать моржей с натуры было моей давней мечтой. Их пластика неожиданна и изменчива. Они, например, могут „почесать за ухом“ задней ластой, как это делают собаки, лежать в обнимку друг с другом; особенно любят моржи лежать на спине, изредка поглаживая ластами шею и живот… Моржи обладают индивидуальным характером и нравом», – писал Александр Михайлович, вспоминая своё путешествие.

Вадим Антонович Фролов (1926–2000). 22 апреля 1926 года он появился на свет в Кемерове. В 1936 году семья переехала в Кустанай, где мальчик учился и пошёл в художественную студию местного Дома пионеров. В годы войны служил в 127-м отдельном снайперском полку. В звании сержанта вместе с полком переброшен в Николаев. Обучал солдат снайперскому делу, при этом работая художником в дивизионной газете «Мужество». Говоря о своих анималистических трудах, подчёркивал: «В большинстве моих работ присутствуют животные. Они – либо главные персонажи гравюр, либо в той или иной степени участвуют в пейзаже, натюрморте – вообще в композиции. Ради поэтической выразительности стараюсь уйти от „зоологии“, иначе изображение животного не войдёт в пластический и художественный строй листа, не „зацепится“ за другие компоненты, не будет „жить“ вместе с ними».

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовВ.Фролов. Медведица с медвежатами

Андрей Александрович Келейников (1924–1995) родился в 1924 году в Угличе в семье военного. Учился. Во время войны на Западном и Карельском фронтах был командиром взвода артиллерийской разведки, младший лейтенант. Награждён двумя орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За победу над Германией» и другими. Учился у В.А. Ватагина, много работал с Г.Е. Никольским. В статье «Рисует Келейников» отмечено: «Синтез биологических знаний и навыков профессионального художника позволил ему достичь необходимых точности и лаконизма в изображении животных… Точность изображения видовых признаков того или иного животного – первое и необходимое условие анималистического рисунка. Потом идут характерные позы, движения (они разные у разных зверей и птиц) и, наконец, индивидуальные особенности модели, характеристика её психического склада». Всего вышло более 150 книг с его иллюстрациями. Не лишним будет напомнить, что с 1979 по 1988 год А.А. Келейников работал в составе редколлегии альманаха «Охотничьи просторы».

Очень хорошо получалось оформлять охотничьи календари у Вениамина Алексеевича Белышева (1917–1979). «Натурные рисунки Белышева – это высокое искусство, национальное достояние. Они имеют воспитательную ценность для новых поколений художников и биологов, – писал Александр Белашов и добавлял: – Любимые животные у него все, хотя есть и такие, которым Белышев уделял особое внимание, – это лоси, лошади, олени. Он рисовал их виртуозно в любой позе, в любом повороте и движении, что, конечно, высший класс. Мне самому наиболее близки рисунки лосей. Может быть потому, что удалось наблюдать и рисовать этих животных в тех же местах, где работал и В. Белышев, – это Печоро-Илычевский заповедник и лосиный питомник под Костромой».

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовВ. Белышев. Лоси в зимнем лесу

Дмитрий Владимирович Горлов (1899–1988). Патриарх жанра, строгий к себе и коллегам мастер. «Анимализм – сложный жанр. Он требует профессионального владения рисунком и в основе своей – быстрого линейного наброска. Зверь не позирует. Он всё время в движении. Свои состояния (мимику) он выражает через движение всего корпуса. Всё это можно увидеть и познать, только изучая зверя в его среде. Быстрый набросок – единственное средство накопления материала, умение видеть и фиксировать. И зоопарк при этом – только азбука изучения деталей. Разнообразие пластики, ритмов, форм, цвета столь велико, что не может быть выражено в одном материале. Вот почему столпы анимализма владели и графикой, и пластикой (причём во многих материалах), и цветом», – писал он, раздумывая над особенностями анимализма и собственной судьбы.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовД. Горлов. На лежке

В августе не стало моего близкого человека, художника Николая Александровича Устинова (1937–2023). Он так и не проиллюстрировал «Песнь о Гайавате» (о чём мечтал многие годы). Зато в 2018 году увидела свет книга Пришвина «Серая Сова» с рисунками Устинова. Пишет его друг, писатель Юрий Коваль: «Волк, тигр, медведь, рысь, росомаха, леопард, лось – можно без конца продолжать список зверей, которых рисовал в своей жизни художник Николай Устинов. Рисовал с такой точностью и знанием, какие даются только многолетним опытом и очень редким мастерам.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовН. Устинов. Новогодняя

Николай Устинов проиллюстрировал свыше пятидесяти (к 1974 году) книг Тургенева, Есенина, Пришвина, Соколова-Микитова, Бианки и др. Устинов – блестящий анималист, но это только одна из граней его таланта. Изображение зверя для него не самоцель. Цель его – показать лося и медведя, волка или благородного оленя как часть прекрасного целого, окружающего нас. Редкое умение изобразить зверя в пейзаже составляет главную силу работ Николая Устинова. Конечно, одним мастерством в искусстве ничего не достигнешь. Надо ещё и любить. Вот почему лучшие работы Устинова связаны с нашими лесами, с русской природой. Эта неподдельная, искренняя и гордая любовь чувствуется в каждой его работе, и в каждой работе чувствуется желание поделиться с нами. А ведь это главное в искусстве, будь то музыка, живопись, литература – желание художника поделиться с людьми».

Борис Яковлевич Воробьёв (1911–1990) всегда повторял: «...свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои „фарфоровые звери“ показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить её. Жители больших городов мало общаются с природой, многие из них постепенно становятся по отношению к ней „глухими и немыми“. Мне хочется помочь таким людям научиться любить всё живое, стать человечнее. Если образ созданного мною зверя вызывает хоть какое-либо чувство заинтересованности, любви к нему со стороны зрителя, я считаю свою задачу выполненной».

Василий Алексеевич Ватагин писал своему ученику Борису: «Очень хорошо, что звери реабилитированы и что некоторые отправляются за границу (в Москве зверей не выставляют)… Звери и птицы освобождены от последней степени дискриминации – вход на юбилейную выставку открыт для анимализма. Кроме того, в план выставок на август месяц поставлена выставка анималистов».

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовБ. Воробьев. Барс

Павел Михайлович Кожин (1904–1975). До сих пор тетерева и глухари Кожина не превзойдены – как он сумел в фарфор вдохнуть жизнь? Загадка мастера. На полках «токуют» глухари и тетери. «Приходилось много работать, наблюдать за натурой. Будучи зрелым мастером, Павел Михайлович ходит в зоопарк для изучения зверей и птиц, делает зарисовки. Двенадцать альбомов с зарисовками зверей из Московского зоопарка было сделано П.М. Кожиным. Рисунки эти, как правило, носят характер быстрых набросков, схватывающих движение и повадки животных. Автор умеет подсматривать необычно, редко замеченные, но характерные позы и их взаимоотношения друг с другом. Хотя рисунки эти довольно схематичны, но в них видно большое внимание к натуре. Это своеобразные записные книжки скульптора, которые постоянно служат ему подсобным материалом при работе. Молодой скульптор, как правило, почти не лепит с натуры. Отчасти это объясняется склонностью его к анималистическому жанру, в котором лепка с натуры очень затруднена, он видит в нём большие возможности для керамиста и художника декоративного искусства», – в 1958 году написала искусствовед Л. Крамаренко.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовП. Кожин. Настиг

Помню, заехал к нам в гости А.А. Белашов (сын А.М. Белашова) художник и скульптор, и в разговоре прозвучало: «Помню скульптора Цветкова, сердитый был дядька». Пошутил. Мы посмеялись. А мог, пожалуй, быть сердитым Алексей Сергеевич Цветков (1924–2009), очень уж судьба у него была солона! Рассуждая о своём призвании художника-анималиста, он отмечал: «Моё деревенское детство и юность прошли в окружении домашних животных и птиц. Я воспитывался на любовном отношении к ним, которое стало частью моего мировосприятия. Первые детские рисунки были также связаны с природой. И в дальнейшем, когда я учился в Ленинградском художественном училище, часто обращался к изображению животного мира. В 1952 году, переехав в Москву, полностью посвятил своё творчество анимализму. Отношение человека ко всему живому – проблема нравственная и этическая».

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовА. Цветков. Рыси

Константин Константинович Флеров (1904–1980). «Этот редкий, если не сказать единственный в истории русского искусства случай совмещения в одном лице учёного-зоолога, охотника и художника-анималиста. Это сочетание „зоологического“ глаза с глазом художника на фоне необъятного простора аутопсического наблюдения животных в их естественных условиях…» – однажды прозорливо подметил Александр Фёдорович Котс, позвавший молодого художника Флерова к себе в Дарвиновский музей.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовК. Флеров. Зубры

Александр Николаевич Формозов (1899–1973) относился к тому особому типу художников-анималистов, которые прежде всего были учёными. Замечу, Формозов был выдающимся учёным, профессором Московского университета, одним из основоположников экологии и зоогеографии в СССР. Для миллионов читателей журнала «Юный натуралист» он был главный следопыт. А в 1922-м пришёл в Дарвиновский музей, предложил свои услуги в качестве художника и таксидермиста. В штат его принял лично директор и основатель музея Алексей Фёдорович Котс, который позволил юноше поселиться в самом музее. Через год Котс помог Формозову издать книгу «Шесть дней в лесах». А молодой человек, работая в музее, учился у лучших художников-анималистов – В.А. Ватагина и А.Н. Комарова. На биологическом факультете МГУ обучением Формозова руководил С.И. Огнев.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовА. Формозов. Тетеревиный ток

Посчастливилось студенту в стенах университета познакомиться с биологом, профессором Б.М. Житковым, слушать лекции М.А. Мензбира, А.Н. Северцова, Г.А. Кожевникова. Переписывался с Сетоном-Томпсоном, который в письме от 21 июня 1923 года писал: «Я рад узнать Вас, о Вашей страсти к натуралистическим исследованиям, а также о том, что Вы читали истории, в которых я рассказал о жизни в природе так, как я её знаю и люблю. Большое будущее принадлежит тому, кто умеет видеть и выражать увиденное в рисунках ли, на страницах ли книг. Благодарю Вас за Ваше письмо и надеюсь, что Вы продолжите Вашу работу, которая, как я убеждён, замечательна и полна обещаний. Сердечно Ваш Эрнст Томпсон-Сетон». Подводя итоги и размышляя о том, что удалось, а что не удалось совершить в жизни, Формозов как-то записал строки из стихотворения Б.Л. Пастернака «Свадьба».

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других.
Как бы им в даренье.

Карикатуры Ивана Семёновича Семёнова часто появлялись на страницах журнала «Охота и охотничье хозяйство», «Крокодил», «Весёлые картинки». Множество рисунков посвящено охоте. «Возможно, это не случайно, моего прадеда, крепостного пятнадцатилетнего мальчика из-под Воронежа, выменяла на пса в 1844 году донская помещица. Но сам я родился и вырос уже в городе Ростове-на-Дону. Всё зависит от самого художника, от его видения жизни, его отношения к тому, что он рисует. За свою жизнь я пережил много трудного, страшного, особенно в годы Гражданской и Отечественной войны, участником которой был. Но по натуре я оптимист. Пессимист не может рисовать смешное. Чувство смеха, юмора — это свойство восприятия жизни. Оно не у всех одинаково. Так же как и способность к остроумию. Хотя и то и другое можно развить в себе». Всё реже можно встретить охотников – героев Семёнова, а я по этим типажам скучаю.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовИ. Семенов. Охотники в вагоне

Виктора Васильевича Бастрыкина жизнь свела с выдающимся художником-анималистом А.А. Келейниковым (любимым учеником и напарником Г.Е. Никольского), давшим ему уроки в профессии. В одном письме Виктор Васильевич писал мне: «Мы живём в мире природы, и животные – очень привлекательный объект для изучения. Художнику интересна обнажённая натура, а животные не драпируются в красивые ткани – смотри и наслаждайся. А какая пластика в движениях. Стоит увидеть породистую лошадь в движении, и ты очарован навсегда. Теперь о родителях. Мать из крестьян Рязанской области, отец из маленького городка с названием Сапожок той же области, в Москву приехавшие в 50-е годы». Вспоминая самые ранние свои годы, Бастрыкин писал: «Детство прошло в деревне в общении с природой, и это определило направление в моём творчестве...Чем старше становишься, тем трепетнее относишься к окружающему миру. Большую часть времени стараюсь проводить за городом. Красота сразу же за порогом дома: какое разнообразие растений, как совершенны природные формы. Можно бесконечно долго смотреть на листья и цветы, на то, как улитка ползёт по ветке или как луч утреннего солнца играет многоцветьем в капельке росы. Человека не может не поражать гармония природы: пластика растений и животных, удивительное многообразие цвета и света. Возникает естественное желание перенести эту красоту на бумагу или холст».

Неизвестна судьба Алексея Олеговича Эйгеса (1940 – ?). Он родился в 1940 году. Но никто не знает: жив сегодня этот странный человек? Знаменитый художник В.А. Горбатов вспоминал: «Зима. Лёша дразнит рысь моим портфелем. Другой случай. В павильоне больших кошек, куда зимой перевели почти всех животных, Лёша запрыгнул на широкий деревянный барьер, отделяющий клетки с хищниками от посетителей, и пробежал вдоль всех клеток под рёв и рычанье беснующихся за решётками львов, ягуаров и леопардов и под восторженные крики зрителей. И ещё один памятный случай. На новой территории зоопарка был „Остров зверей“, где животные были отделены не решётками, а рвом, и гуляли по открытому загону, а вольеры находились внутри огромного сооружения, напоминающего замок. Внутрь этого замка пройти было нельзя – висели запрещающие таблички. Там могли находиться только работники зоопарка, которые кормили и ухаживали за животными, так что звери их знали.

Охотничье царство в произведениях русских художников-анималистовА. Эйгес. Книжная иллюстрация

Жили здесь медведи, бурый и гималайский, азиатский лев, полосатая гиена и две пары тигров, амурские и южнокитайские. И вот однажды Лёша уговорил нас пробраться внутрь и посмотреть, что там внутри. Выбрав момент, мы прошмыгнули мимо запрещающих таблиц и по длинному, засыпанному опилками коридору попали внутрь. Было тихо, где-то журчала вода, вверху светила тусклая лампа. После яркого дневного света было плохо видно. Пустые вольеры, мешки с кормом, тачки, мётлы, лопаты. Слышим, кто-то идёт. Мы шагнули в сторону, спрятались за свисающий сверху холст и замерли. Когда опасность миновала, выдохнули и огляделись. Прямо за нашими спинами, которыми мы прижались к прутьям решётки, в просторном вольере лежала тигрица с тигрятами и внимательно смотрела на нас. Когда прошёл первый шок, мы стали заигрывать с тигрятами, просовывать им бумажки, карандаши. Они прыгали на „добычу“, выхватывали бумажки, отнимали у нас карандаши, и тигрица спокойно смотрела на наши игры. В конце концов нас обнаружили и выгнали с криками и руганью».

И куда, скажите, нам без зверей и птиц? Каким был бы мир без этих существ? И нужен ли такой мир? Будем надеяться, что не вымрут они, не вымрет человек. Ведь «мы любим природу за то, что приходим в себя, возвращаясь в её истоки». Так считал Пришвин. С Новым годом, дорогие охотники.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2024

2161
Adblock detector