А судьи кто? Кто будет ответственен за приём охотминимума

Охотничье законодательство
А судьи кто? Кто будет ответственен за приём охотминимума

Принят закон от 19.12.2023 № 617-ФЗ, в силу которого с 1 сентября 2025 года для получения охотничьего билета потребуется сдать экзамен. В законе закрепляется понятие охотминимума – совокупности знаний и навыков, необходимых для осуществления охоты, – и определяется, что в эту совокупность входит.

Теоретические знания:

  1. знание требований безопасности при осуществлении охоты;
  2. знание ограничений охоты, а также иных параметров охоты, установленных правилами охоты;
  3. знание основ биологии диких животных.

Практические навыки:

  1. навыки безопасного обращения с орудиями охоты, не относящимися в соответствии с федеральным законом «Об оружии» к охотничьему оружию;
  2. навыки ориентирования на местности;
  3. навыки обращения с добытыми охотничьими ресурсами.

Конкретные требования охотминимума утверждает, как и раньше, Минприроды РФ. Получать знания и навыки можно самостоятельно, но получение практических навыков требуется подтвердить. Подтверждение могут выдать:

  1. саморегулируемая организация (СРО), объединяющая не менее 250 охотпользователей;
  2. любой охотпользователь. То есть любое юрлицо или ИП, заключившее охотхозяйственное соглашение;
  3. двое физических лиц, имеющих охотничьи билеты более пяти лет.

Для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области охотоведения, таким подтверждением, по смыслу закона, должен являться диплом, но в тексте новой статьи 21.1, которая появляется в законе № 209-ФЗ «Об охоте», в пункте 5 имеется ошибка: указано исключение, предусмотренное пунктом 6, который совсем о другом, тогда как по смыслу должен был быть указан пункт 7. Так что не очень понятно, как это будет работать.

Имея подтверждение навыков, соискатель обращается в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий выдачу охотничьих билетов, где проходит тестирование на теоретические знания (бесплатно). Порядок проведения проверки и определения результатов должен быть установлен Правительством РФ. Перечень вопросов для проверки знаний, входящих в охотминимум, и ответы на эти вопросы должны быть утверждены Минприроды РФ и размещены на его официальном сайте. Содержание тестов, используемых при проверке знаний, входящих в охотминимум, формируется органом исполнительной власти субъекта РФ и должно включать в себя не менее 100 и не более 200 вопросов.

Кто и как будет подтверждать практические навыки? СРО охотпользователей на данный момент не существует, и предпосылки для его создания неочевидны, тем более на 250 членов. Членство в СРО для охотпользователей пока что обязательным не является и, надеюсь, никогда не станет. Охотпользователи, то есть преимущественно охотобщества, от заработка вряд ли откажутся. Как и чему при этом будут обучать – непонятно, особенно при том, что процесс никак не регламентирован и никакой ответственности за подтверждение несуществующих навыков не установлено. Но серьёзную конкуренцию им составляет следующая группа – физлица с охотбилетами (напомню, наличие охотбилета более 5 лет – это единственный критерий). Подобная практика уже была. Помнится, проверялись в основном навыки оперирования бутылкой и рюмкой.

В случае, если все вопросы с ответами публикуются в интернете, то вызубрить их к прохождению теста особой проблемы не составит. Как и благополучно всё забыть после сдачи. Поскольку законодательно закреплены бесплатность тестирования и возможность самообучения, введение обязательного платного обучения напрямую невозможно. Возможность же направления на платное обучение в «добровольно-принудительном» порядке в те или иные структуры зависит от того, какой порядок проведения проверки и определения результатов будет принят. Пока не ясно, насколько этот процесс будет анонимизирован, будет ли возможность выборочно «заваливать», будет ли возможность обжаловать результаты и т. д. После того как Правительство РФ установит соответствующий порядок (а лучше после того, как проект появится на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru), к этому вопросу можно будет вернуться подробно.

В общем, получается очередное усложнение процедуры доступа к охотничьему оружию, особенно для жителей удалённых районов, с весьма неочевидной пользой.

И ещё один аспект. Неоднократно указывалось, что экзамен на охотминимум позволит отсечь от категории охотников тех, кто приобретает оружие, но по факту охотниками не является. С одной стороны, полезно, мысль здравая. С другой – в существующих условиях это удар по стрелковым видам спорта. В силу несовершенства действующего оружейного законодательства и того, что процедура приобретения гражданами спортивного оружия неочевидна и не отлажена, по сей день подавляющее большинство спортсменов, занимающихся с личным длинноствольным оружием (стендовиков, «практиков», высокоточников), приобретает оружие именно как охотничье. Поэтому новый порядок усложнит приток новичков в спорт, что никак нельзя назвать позитивным эффектом. Разрешение же этого противоречия требует кардинальных изменений закона «Об оружии».

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2024

1726
Adblock detector