Горная охота

С 1988 г. в Зальцбурге ежегодно проходит охотничья выставка Die Hohe Jagd & Fischerei & Offroad, и там брат моего хорошего знакомого не только познакомился с Владимиром Смеловым, русским организатором охотничьих туров, но и забронировал у него охоту на снежного барана в 2019 г.

Вообще, о Смелове и его компании «Сафари Валмир» мы слышали раньше от друзей, которые уже успели побывать на охоте в России. Все они отмечали ответственное отношение Владимира к организации поездки, чуть ли не отеческую заботу о комфорте клиентов и практически стопроцентную результативность охот. Интернет – это при правильном обращении весьма полезный источник информации. В нём мы обнаружили и внимательно просмотрели фильмы Владимира об охотах в России и Африке. Особый интерес вызвали те, что снимались на Камчатке, – об охоте на снежного барана. Во-первых, потому, что на этого зверя мы как раз и собирались поохотиться. А во-вторых, нужно было составить визуальное представление о том, с чем именно в плане погоды, ландшафта, условий проживания придётся столкнуться на этом уникальном полуострове.

В дороге

Моего друга, который часто составляет мне компанию в охотничьих экспедициях и выглядит словно сошедший с киноэкрана герой исторической драмы, зовут Йозеф Штраннер. Его брата по отцу тоже зовут Йозефом (и мне, чтобы не запутать читателя, придётся называть последнего Йозефом Вторым). Штраннер владеет только немецким, а его брат – ещё и английским, поэтому именно Йозеф Второй, который вообще-то не охотник, бронировал для нас охоту. Впрочем, он и сам с удовольствием составил нам в этой поездке компанию, поскольку побывать на Камчатке – мечта не только охотников.

Путешествие на край света. Снежный баран на Камчатке

Самая простая часть пути – до аэропорта Шереметьево – пролетела совсем незаметно. Здесь приветливо улыбающийся Владимир помог пройти необходимые формальности, в том числе оформить ввоз оружия. Перелёт в Петропавловск-Камчатский даёт самое ясное представление о том, насколько велика Россия. Если довольно продолжительный полёт в Новый Свет, например, большей частью проходит над водами океана, то здесь всё время под крылом самолёта земля, земля и земля… В аэропорту Елизово нас встречала хорошая погода, на которую мы не слишком надеялись, и егерь Дмитрий Коерков.

Получив багаж и оружие, погрузились на машину Дмитрия и отправились на север полуострова по дороге, проложенной в долине между грядами сопок и вулканов справа и слева. Если вдоль трассы, асфальт которой постепенно сменился гравийным покрытием, росли преимущественно лиственные деревья, то за их полосой до самых гор простиралась тундра, низкорослая растительность которой пестрела неяркой, но такой выразительной палитрой осени. В течение нескольких часов, пока машина преодолевала три сотни километров между Елизово и Мильково, мы имели редкую для европейца возможность любоваться подобными пейзажами.

Село Мильково малоэтажной застройки расположено на берегу реки, которая называется так же, как и весь полуостров, – Камчатка. Но оказалось, что это ещё далеко не конечный пункт нашего уже довольно долгого путешествия. Отсюда мы отправились дальше, и, как оказалось, всего лишь в промежуточный лагерь. Так что тем, кто планирует добраться на Камчатке до места охоты без использования вертолёта, стоит иметь солидный запас терпения и быть готовым к продолжительной поездке по гравийной дороге. Ночёвка в стационарном промежуточном лагере компании «Диана» (а именно она была организатором охоты на месте) оказалась неожиданно комфортной. Впрочем, мы так устали от дороги, что готовы были спать прямо на земле.

Путешествие на край света. Снежный баран на Камчатке

Утром нас ожидало куда более романтичное приключение – поездка на броне вездехода в район охоты на снежного барана. В путь с нами отправились Владимир, егерь Дмитрий, его сын, очаровательная женщина-повар, разумеется, водитель вездехода, шоколадного цвета миляга-лабрадор и симпатичная собака-лайка серого окраса. Дмитрий рассказал, что предварительно обследовал этот район и обнаружил там несколько групп баранов.

На самом деле путешествие на броне, может быть, и менее комфортное, чем в автомобиле, но при этом весьма интересное, поскольку обзор открывается на 360 градусов. По дороге нам на глаза регулярно попадались невылинявшие ещё лисы, экзотические полярные куропатки с белыми крыльями и тёмным туловищем. А несколько раз наблюдали издали бурых медведей! Говорят, что в России они ходят по дорогам, но лично мой опыт свидетельствует о том, что встречаются они исключительно на бездорожье и в условиях безлюдья. Единственное, что несколько огорчало, это погода. Необычайно плотный серый, почти как шкура лайки, туман надёжно скрывал вершины сопок и вулканов. Лишь местами скалы просматривались нерезкими силуэтами с удивительными формами, словно с оживших японских гравюр. Создавалось ощущение, будто мы движемся в декорациях фантастического фильма.

В какой-то момент, выбравшись на открытую и относительно ровную местность, вездеход остановился, и нам было предложено пристрелять оружие. Как оказалось, настройка оптики на наших карабинах во время перелётов-переездов не пострадала.

Описать район проведения охоты можно буквально в двух словах: поросшая высоким кустарником или невысокими деревцами долина между конусами почти безлесных сопок. Наши организаторы быстро установили небольшие каркасные палатки (для каждого своя) и одну большую «Мобибу» в качестве столовой и «кают-компании». Всё было оборудовано на высшем уровне, какой мог быть доступным в подобных условиях.

Охота

На следующий день проснулись рано, позавтракали и отправились в ближайшие горы. В лучах восходящего солнца, вдруг появившегося сквозь просвет в тумане, покрытые мелким кустарником с красными листиками склоны показались рубиновыми. Те же, которые ещё не вышли из тени от других гор, контрастно чернели, подчёркивая этим яркую игру света на открытых участках.

Пройдя лишь полосу каменных берёз и кедрового стланика, буквально у подножия горы заметили двух спокойно пасшихся на склоне баранов. Трофейные качества зверей не производили впечатления выдающихся, хотя это были вполне трофейные самцы. Дмитрий предложил подобраться поближе, чтобы получше рассмотреть рога, и мы направились в сторону этой двоицы. Но, судя по всему, чем-то выдали себя. Бараны нас заметили и, не особо торопясь, стали подниматься в гору. Мы, стараясь не терять их из вида и соблюдая, насколько это возможно, осторожность, поднимались за ними. Тем не менее животные, знавшие местность намного лучше нас, сумели потеряться из виду. Нужно сказать, что никто особо не огорчился: охота только началась, и почему бы не замахнуться на трофей с рекордными характеристиками?!

Путешествие на край света. Снежный баран на Камчатке

Подняться на вершину сопки оказалось не так уж и легко. Перед нами раскинулся цирк, впечатляющий своими размерами. С вершины хребта стали внимательно осматривать местность в бинокли. Несколько мешал туман, обволакивая то один, то другой склон. После довольно долгого времени, проведённого с биноклями у глаз на холодном ветру, пришлось признать, что представившийся нам ранее шанс был не таким уж и плохим… Посовещались и решили, что не стоит искать добра от добра и есть смысл вернуться к тем баранам, которые попались на глаза в начале подъёма. С этой целью поднялись уже на самый верх хребта и в поисках зверей прошли по нему довольно прилично, регулярно осматривая в оптику склоны. Но и эту парочку обнаружить не удалось! Хотя всё говорило о том, что далеко они уйти не могли.

Всю оставшуюся часть светового дня мы потратили на их поиски, но рогачи буквально сквозь землю провалились! Наконец было высказано предположение, что бараны спустились в кедровник или вообще ушли на другой хребет – от греха подальше. С чувством некоторой досады пришлось отправляться в лагерь. Проводник выбрал для этого не ту дорогу, по которой поднимались, чтобы осмотреть максимум территории. И уже практически спустившись к лагерю, мы наконец увидели утреннюю парочку. Оказалось, что ни на какой другой хребет они не перебрались и в кедровнике не прятались, а просто перешли в такое место, где из-за специфики рельефа обнаружить их сверху вообще не было возможности. Оставалось только одно – перенести охоту на завтра.

Рано утром – снова в горы. И на этот раз сомнений в том, брать или не брать наших вчерашних знакомцев, не возникало. Проводник Дмитрий оказался мастером своего дела, он сумел подвести нас к животным сверху метров на полтораста. Мы с Йозефом решили стрелять одновременно, по команде. Раздались два выстрела. Баран моего напарника упал и, кувыркаясь через голову, покатился вниз по склону, пока не зацепился рогами за ветви куста. Мой подранок отбежал метров на 100 и лёг после второго выстрела.

Поздравления с удачей были чрезвычайно эмоциональными, а что касается моего состояния, то его трудно с чем-то сравнить. Я испытал состояние восторга! Особенно после того, как удалось наконец добраться до своей добычи и убедиться в том, что трофейные качества зверей пусть и не рекордные, но вполне достойные. Теперь некуда было спешить, и на фотосессию времени мы не пожалели. После её завершения животных спустили с горы к ожидавшему в долине вездеходу, и мы с чувством победителей поехали в лагерь. Ну а в лагере нас ждал праздничный ужин, во время которого отметили бутылочкой шампанского удачное завершение охоты.

И снова в путь

Идею добыть ещё и камчатского медведя я бы не назвал окончательно сформировавшейся. Поскольку этих хищников на полуострове много, мы с Йозефом решили: если и брать, то очень крупного. Дмитрий предложил поискать зверя в другом районе, где как раз такие водились. В результате на следующий день наша команда вновь оседлала стального монстра и отправилась в стационарный лагерь, а заодно и поискать охотничьего счастья на просторах осенней тундры. Погода, как и обещали синоптики, портилась на глазах. Гулявший по макушкам сопок туман опустился, и начался дождь. Вездеходу это нисколько не мешало наматывать километры на стальные траки, а нам пришлось занять места в салоне. В какой-то момент водитель заметил медведя. Дмитрий и Владимир хорошенько его рассмотрели, и, по их словам, хищник был «неплох». Мы с Йозефом стали рассматривать мишку, но вид вымокшего «хозяина тайги» ни Йозефа, ни меня не впечатлил, и скрадывать его мы отказались.

Пока в стационарном лагере одни делали первичную обработку рогов с черепами и засолку шкуры наших баранов, а другие готовили из добытого мяса шикарный шашлык, мы с Йозефом и Владимиром обсуждали вопрос о том, что делать дальше. Поскольку охота получилась неожиданно быстрой, времени до отлёта домой оставалось ещё много, и нам хотелось провести его с толком. А именно – поближе познакомиться с природой и достопримечательностями Камчатки. В результате этих обсуждений возник план сначала отправиться в посёлок Эссо, а потом – в Петропавловск-Камчатский.

От Мильково, куда мы переехали из стационарного лагеря, до Эссо немногим больше 200 км, то есть, по российским меркам, практически ничего. Правда, ехать пришлось опять же по гравийной дороге. В Эссо с удивлением обнаружили вполне пригодный для проживания комплекс «Парамушир Тур» с гостиницей. Главной фишкой Эссо, на мой взгляд, являются горячие источники. Ими посёлок даже отапливается, не говоря уже о возможности в них купаться в любое время года. И, разумеется, колоритная камчатская природа не может никого оставить равнодушным. Мы совершили восьмикилометровый поход верхом на лошадях к озеру Икар. Говорят, что оно возникло в жерле потухшего вулкана. Во всяком случае, если поначалу мы двигались по равнинной местности, то последние километра четыре поднимались в гору. Озеро оказалось не слишком большим по площади, но, по словам местных, глубоким – 18 м!

Было логично перейти от потухшего вулкана к действующим, и мы попросили Владимира, если это возможно, организовать такую поездку. Поход к озеру Икар здесь уже отлаженный маршрут, а вот с вулканами Владимиру пришлось проявлять смекалку. И он её проявил – нашёл молодого человека в посёлке, который согласился совершить для нас экскурсию на своём праворульном джипе к Толбачику и Ключевской сопке. На дорогу ушёл практически весь день. У подножья Толбачика разместились в хорошем гостевом доме, переночевали, и утром подошвы наших башмаков соприкоснулись с застывшей после извержения вулкана лавой. Это было очень необычное ощущение. Взяли по кусочку в качестве сувениров.

Путешествие на край света. Снежный баран на Камчатке

Следующий день провели в дороге к Эссо, чтобы оттуда переехать в Петропавловск-Камчатский. По пути из Эссо в Елизово в разговоре с Владимиром возникла тема термальных источников, и он предложил заскочить по пути в один санаторий, где можно принять горячие целебные ванны. Это было любопытно и очень кстати. Ощущения после местных водных процедур чудесные: чувствуешь себя легко, и тянет в сон.

Прежде чем отправиться в сам Петропавловск (забегая вперёд, скажу, что на знакомство с достопримечательностями города хватило одного дня), в Елизово удалось забронировать экскурсию в Долину гейзеров. Было бы очень жаль, если бы нам не посчастливилось увидеть это уникальное место. Столько впечатлений за какие-то пару-тройку дней!

Что можно ещё сказать об этой поездке на Камчатку, помимо того, что после Долины гейзеров отдохнули и искупались ещё на одном озере с термальными источниками и большим количеством медведей? Пожалуй, то, что Камчатка и всё, что там с нами произошло, вся эта феерическая смена мест и событий произвела на нас очень сильное впечатление! Возможно, одно из самых сильных и памятных в жизни. В результате с Владимиром мы подружились и время от времени переписываемся. А когда он сообщает о том, что на Камчатке началось извержение очередного вулкана, я с щемящим чувством ностальгии вспоминаю о поездке в это благословенное место.