«Мотособака» – не так проста, как кажется

Транспорт охотника
«Мотособака» – не так проста, как кажется

От редакции: мотобуксировщик или «мотособака» – казалось бы, предельно простой и недорогой агрегат: 4-тактный мотор на платформе-раме, вариатор, гусеница на простейшей подвеске и задачи, которые можно описать двумя словами – «отвезти/привезти». Но, оказывается, «не всё так просто, как кажется». А что именно кажется, насколько всё не так просто и как правильно подходить к выбору мотобуксировщика, рассказывает Григорий Дупелев – конструктор с более чем 20-летним опытом проектирования и строительства этого типа техники.

Мотобуксировщик – транспорт в значительной степени утилитарный, т. е. для решения довольно узкого круга сугубо практических задач. Исходя из условий этих задач задаются основные тактико-технические характеристики буксировщика: вес, габариты, ширина гусеницы, мощность мотора и всё остальное.

Например, многие думают, что если взять буксировщик с мотором небольшой мощности и «никуда на нём не торопиться», то он «и полегче будет, и поэкономичнее». Если ездить только одному, то может быть, но на практике чаще всего ездить приходится вдвоём, и тут расчёт сэкономить за счёт мощности (и стоимости тоже) уже не срабатывает. В этом плане очень показателен такой случай. Однажды мы компанией на трёх буксировщиках на зимней рыбалке забрасывались от машин до точки – это, кстати, один из наиболее распространённых примеров использования «мотособаки».

«Мотособака» – не так проста, как кажется

Ехали все в одинаковой конфигурации – по два человека (водитель + пассажир) с вещами, но на «мотособаках» с разными моторами – 9, 15 и 20 л/с. Баки на первых двух были одинакового объёма, а на «двадцатке» – на 2 литра больше. И все три бака перед стартом были одинаково залиты под горловину. Доехали до точки, там перемещались плюс-минус одинаково и вместе вернулись обратно – все в сходных условиях, т. е. не так, чтобы кто-то один «бил целину», а другие два ехали за ним. Нет, в основном все по вполне укатанному и утрамбованному ветрами снегу без закапываний и пробуксовывания. Так вот, по возвращении оказалось, что у мотобуксировщика с мотором 9 л/с бензина в баке оставалось «на донышке», мотор 20 л/с бак практически высушил, а вот у буксировщика с мотором 15 л/с – к немалому удивлению – остаток бензина был чуть не полбака.

Почему так? Потому что для буксировщика с мотором 9 л/с езда вдвоём с вещами по трассе обычной плотности (где-то лёд, где-то наст, где-то немного надуло рыхлого снега) – уже работа в режиме повышенной нагрузки. Мотор не вытягивает, и требуется выкручивать газ на полную – отсюда перерасход топлива. Для «двадцатки», наоборот, в таких условиях трудно избежать срывов и пробуксовки при трогании и проезде препятствий (застругов, торосов), что влечёт гораздо более частые перегазовки. А вот мотор 15 л/с при езде по такой дороге с такой полезной нагрузкой работает в наиболее оптимальном режиме. Это при том, что обороты двигателя и передаточные соотношения на трансмиссии у всех трёх буксировщиков были практически одинаковыми.

«Мотособака» – не так проста, как кажется

Это, по сути, стандарт для всех наиболее распространённых у нас 4-тактных «китайцев» – 3600 об./с и передаточное число 11/32 (ведущая шестерёнка 11, ведомая – 32). Помимо расхода топлива мотор 9 л/с в таких условиях значительно быстрее расходует моторесурс, а буксировщик с мотором 20 л/с – ресурс ремня вариатора, трансмиссии и гусеницы из-за рывковых нагрузок и пробуксовок. Т. е. тут как экономия на мощности, так и её переизбыток существенно влияют на ресурс основных агрегатов буксировщика. Поскольку, как показывает практика, езда в 90% случаев происходит в формате «водитель + пассажир + груз», мы на все наши буксировщики ставим моторы 15 л/с. При весе «сухого» буксировщика 100–150 кг такая мощность наиболее оптимальна и позволяет нормально эксплуатировать «мотособаку» как с одним водителем, так и с перегрузом или в условиях труднопроходимой целины и глубокого снега.

Кстати, о глубоком снеге – именно он является для буксировщиков главным ограничителем проходимости зимой. Сейчас многие производители, идя навстречу запросам покупателей о повышении проходимости, стали устанавливать на свои буксировщики гусеницы 600 мм шириной. Да, в конфигурации для езды по целине, когда сани ставятся спереди (для лучшей управляемости, но главное, чтобы утрамбовывать колею), такое увеличение ширины на управляемость влияет не сильно. Но опять же, большую часть времени буксировщик всё равно используется в классической компоновке «волокуша сзади».

«Мотособака» – не так проста, как кажется

Это езда по «буранке», укатанным дорогам, насту, льду и рыхлому снегу до 10–15 см. Тут если ставить сани вперёд, то даже на небольшой скорости легко «сложиться» и банально разбиться. А когда волокуша сзади, то буксировщик с гусеницей 600 мм уже заметно труднее управляется, а нагрузка на руки заметно возрастает. Поэтому мы пошли по другому пути, который, надо сказать, ещё и ощутимо дешевле. Это установка по бокам рамы съёмных пластиковых лыж. В обычных условиях они никак не влияют на управляемость и включаются в работу, только когда буксировщик едет в рыхлом снегу, но работают (т. е. не дают «мотособаке» закапываться) лучше, чем увеличение ширины гусеницы на 10 см. Эту новинку мы начали применять с этого сезона, но уже заказы в регионы, где снег выпадает обильно и часто, в основном идут с боковыми лыжами. Их также можно приобрести отдельно для установки не только на наши буксировщики Sputnik.

Какие ещё лайфхаки? Ну, например, рама с профилированными отбойниками снега. Они выполнены в передней части и препятствуют забиванию катков снегом (модель Sputnik Pro). Вообще, гнутая рама – сама по себе лайфхак и ноу-хау. Нашему производству такой метод изготовления рам позволяет в несколько раз сократить объём сварочных работ, т. е. значительно удешевляет себестоимость. Это даёт возможность не задумываясь использовать для мотобуксировщиков наиболее надёжные (и более дорогие в закупке) комплектующие. Например, мы ставим практически неубиваемые приводные валы – на двух подшипниках с маслёнкой, цепи с повышенным ресурсом, быстросъёмные катки («Тайга») и пр. Модели Sputnik и Sputnik Pro имеют пружинную подвеску – это плавность хода, отсутствие ударов в руки водителю при пересечении торосов, старых «буранок», застругов, колей и любых других неровностей.

«Мотособака» – не так проста, как кажется

Особенно актуально это в бесснежье или при езде по льду больших водоёмов при долгом отсутствии снегопадов, когда из-за ветров снег на больших площадях становится как стиральная доска. Если ехать надо хотя бы 20–30 минут, то водитель обычной «мотособаки» получает на руки столько вибрации и ударов, что ловить рыбу или стрелять потом некоторое время проблематично. Не говоря уже об общей утомляемости.

Поскольку я лично более 20 лет не только занимаюсь проектированием и производством буксировщиков, но и активно их сам эксплуатирую, все эти нюансы стараюсь учитывать. Сейчас наша компания «Рубин драйв» запустила в серию мотобуксировщик Sputnik Piligrim – первый и на данный момент единственный на полноценной снегоходной подвеске, которая даёт максимум комфорта и проходимости и не забивается снегом. Так что, несмотря на кажущуюся простоту, проектирование мотобуксировщиков даёт обширное поле для конструкторской мысли и интересных эффективных решений.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, январь 2024

1250
Adblock detector