Горная охота

Практически все, кто охотился на снежного барана на нашем Дальнем Востоке, с разной степенью везения попадал в непогоду, а часть охотников вообще возвращалась без трофеев, так и не выбравшись из лагеря в горы. И особенно такое времяпрепровождение характерно для Камчатки, омываемой с разных сторон морями-океанами.

Так получилось, что в мои предыдущие четыре посещения полуострова бог меня миловал, и погода всегда благоволила охотничьим приключениям. На пятый раз, видимо, настал и мой черёд, что называется, по полной ощутить прелесть камчатской природы-погоды. А было начало августа.

За неделю до вылета на охоту на камчатского барана аутфитер Евгений Валентинович сообщил, что приобрёл для нас с другом (Михаилом) «правильные» накомарники, поскольку комар свирепствует повсеместно, включая макушки гор. Его в этом сезоне несметные полчища, и никакие репелленты всё равно не помогут. Забегая вперёд, скажу, что самое, на мой взгляд, эффективное средство Thermacell действительно не впечатлило и не остановило кровососущих. Но, как оказалось, нас ждали и другие сюрпризы, знать о которых в любом случае заранее никто не мог.

Комары, туманы, бараны. Охота на Камчатке

Логистика тура была оптимальной: из аэропорта до Мильково автотранспортом, там – на квадрики, и уже вечером в день прилёта мы оказываемся в палаточном лагере, который (о, счастье!) был расположен выше кедрового стланика. Ну, вы меня понимаете… По причине выхода из строя одного из квадроциклов на гору нас за 20 минут забросил компактный «Робинсон». За счёт принимающей стороны… Благо погода позволяла, в отличие от всех, как оказалось, последующих дней. В лагере нас встретили Семён – компаньон Валентиныча, проводник Володя, повар Василий и лайка Грета, исправно впоследствии облаивавшая местных потапычей. Горный лагерь располагался недалеко от ручья и был просто превосходен. У каждого – по отдельной палатке, большая кают-компания и, конечно же, в разумном удалении хорошо оборудованный санузел с прекрасным видом на долину.

Утро следующего дня приветствовало нас плотным туманом, потом менее плотным дождём, а потом опять туманом. Каждое последующее утро (не вру!) вплоть до дня отъезда повторялось как в фильме «День сурка». Мы по будильникам просыпались в 5–6 утра, шли завтракать, потом брели в свои палатки и грустно лежали, вслушиваясь в накрапывающий дождик. Как только нам казалось, что капли переставали барабанить, мы с надеждой высовывались из палаток, но, как правило, взгляд наш упирался в туман. В общем, за 7 дней раньше 11 часов мы ни разу не покинули лагерь, а два дня полностью провели в палатках. При этом налаживание погоды тут же приветствовалось комарами. Всю неделю мы не снимали перчаток и накомарников. Не было ощущения, что это когда-нибудь закончится…

Тем не менее в первый день мы всё-таки выбрались на хребет с солонцом сравнительно недалеко от лагеря. Вообще, благодаря тому, что Семён не ленится и исправно поддерживает (когда сами таскают в рюкзаках, когда вертолётом забрасывают) в своих угодьях 3–4 солонца, с плотностью баранов здесь всё в порядке. В первый же выход мы за полдня, рискуя перепугать местную живность и аккуратно перемещаясь в тумане, насчитали около дюжины самок и столько же самцов в различных небольших группах. Но, к сожалению, из-за тумана особо широко перемещаться было опасно. Так, во время перекуса на горе в первый же день услышали баранов ниже по склону и решили зачем-то попробовать к ним подойти в тумане. Разделились, и я пошёл поперёк склона в направлении, как мне казалось тогда, предполагаемого подъёма баранов снизу к солонцу. В итоге наткнулся на них метрах на 50 и не спугнул их только благодаря ветру и тому, что я очень медленно и постоянно пригнувшись двигался. Увидели бы меня, больше в районе не появились бы. В общем, решили так не экспериментировать.

Михаил добыл своего барана на второй день, просидев полдня на вершине в ожидании, когда туман рассеется. Группа баранов просто пришла к нему из тумана снизу вверх, и он использовал свой шанс на дистанции 120 метров. Я всё это время сидел на соседней вершине, метрах в 300 от него, так как «мои» горы в 5 км, куда мы планировали пойти с Семёном, были наглухо затянуты туманом. После выстрела мы направились к Михаилу и наткнулись в тумане на другую группу из 10 баранов, которые с удивлением смотрели на двух охотников, стоящих рядом с их поверженным недавно собратом. Выстрелить я не успел, так как они среагировали быстрее и ретировались. Больше мы их не видели…

Комары, туманы, бараны. Охота на Камчатке

В целом окрестные горы были довольно проходимые, без серьёзных скальников и мощных подъёмов. Как я уже писал выше, лагерь располагался над кедрачами, и до основных вершин было рукой подать. Конечно же, если уходить на дальние цирки и вершины, то пришлось бы через соседний хребет спускаться в долину реки и потом опять штурмовать склоны, но для реализации таких походов нужна была мало-мальски вменяемая погода, которой мы никак не могли дождаться. Так и «крутились», можно сказать, вокруг лагеря.

В завершающий день, традиционно выдвинувшись из лагеря около 11 часов, мы с Семёном очень вовремя обнаружили ещё из долины смотрящего на нас сверху самца и, сделав вид, что мы, в общем-то, и не на охоте, стали от него удаляться по долине и, обогнув гору уже за пределами его видимости, поднялись в район его локации. Примерно через пару часов, крадучись против ветра и проверяя по верхам через каждые 10–20 метров изрезанных скальников, мы сумели всё-таки обнаружить самца, мирно лежавшего к нам задом и к ветру передом. Я добыл я его со 100 метров из идеального положения – удача мне улыбнулась по полной после целой недели такого вот тягучего, кажущегося бесконечным «компота» из тумана-дождя-комаров, который ты не знаешь, когда закончится, и не волен на все это повлиять.

В тот день Семён научил нас незатейливому методу изготовления кедровки. Идёшь в кедрач, громко орёшь для распугивания обитателей и собираешь несколько самых спелых шишек. В лагере всё это заливаешь родниковой водой и только потом через полчаса – спиртом. Через 10 минут, пока жарится печень только что добытого барана, продукт готов, и можешь начинать благодарить бога охоты за то, что он тебе подал…

Обратно в сторону Мильково Семён загрузил квадроцикл всем нашим добром, а мы спускались пешком налегке с одними карабинами, собирали грибы и отмахивались от комаров. И в довершение ко всему впервые за свои теперь уже пять поездок на Камчатку я не смог нормально половить рыбу: от комаров не помогали ни накомарники, ни перчатки.

Вот так незабываемо провели мы горную охоту на Камчатке: ни дальних выстрелов, ни далёких и изнуряющих переходов – всё в тумане, с комарами, но главное, с баранами!