Камчатка

В Европе предостаточно хозяйств с очень высоким уровнем комфорта как для проживания охотника, так и, собственно, для добычи трофея. Но тот, кто успел подхватить вирус охоты горной, вполне сознательно готов какое-то время мириться с отсутствием мягкой постели и поджаристого утиного филе с клюквенным соусом.

Посвятив достаточно времени горным копытным Кавказа, я решил, что следующим регионом в списке моих поездок должен стать Дальний Восток России, и прежде всего – Камчатка. Уникальное место на нашем земном шаре, с большой регулярностью демонстрирующее на поверхности то, что постоянно творится глубоко под нашими ногами, в недрах планеты.

Ехать в дальние края всегда комфортнее с напарником, и таким оказался Павел Вольтер, согласившийся составить мне компанию в этой фантастической охотничьей экспедиции. Первый раз мы отправились на полуостров в 2014 году. Однако нашим мечтам о богатых трофеях в тот раз так и не суждено было реализоваться на практике. Возможно, другой в расстроенных чувствах махнул бы рукой на путешествие в этакую даль, но не мы. Камчатка успела очаровать своим неповторимым колоритом и возможностью, пусть и ненадолго, погрузиться в мир по-настоящему дикой природы.

Чехи в стране вулканов

Мы заключили договор с компанией «Сафари-Валмир», совладельцем которой является Владимир Смелов из Санкт-Петербурга. Он связался с камчатским аутфитером ООО «Светлое», который заверил Владимира в том, что без трофея мы не останемся. Владимир встретил нас в Москве, откуда уже втроём мы отправились в долгий полёт на край Земли. В аэропорту Елизово нашу команду встречал директор компании-аутфитера, на Land Cruiser которого после оформления ввоза оружия мы отправились в посёлок Таёжное. Поездка была продолжительной, в основном потому, что асфальт быстро закончился, а гравийка для скоростной езды не предназначена. Впрочем, мы не были в претензии, поскольку имели возможность полюбоваться на камчатские сопки и вулканы, протянувшиеся по обеим сторонам дороги.

В Таёжном директор передал нас с рук на руки егерям Николаю Копотю и Юрию Клюеву, сменить пришлось и транспортное средство, на котором нам предстояло продолжить путь к базовому лагерю. Это путешествие я буду помнить до конца жизни! Упомянутым транспортным средством стал автомобиль ГАЗ-66 с открытым металлическим кузовом, в котором нам и пришлось ехать. Дорога была долгой – порядка трёх часов, а потом и экстремальной. Если точнее, то её, дороги, не было вообще. Мы ехали просто по тундре, пересекали лесные колки с каменной берёзой, взбирались на небольшие возвышенности и снова скатывались в тундру.

Порой высокая растительность тёрлась о борт, и было ощущение, будто мы плывём по морю, но чаще под колёса заползали неровности покрытой мхом и мелким кустарником тундры. Все эти неровности транспортное средство аккуратно ретранслировало в кузов, и мы приплясывали, чтобы не перелетать от борта к борту. Два волнующих момента запомнились особенно – это преодоление небольших речушек и подъём по крутому склону оврага. Если, съезжая в речку, машина, судя по всему, с лукавой улыбкой только делала вид, что собирается перевернуться через капот, то подъём из оврага заставил поволноваться по-настоящему.

Было сразу понятно, что самостоятельно «шишига», как назвал машину Владимир, подняться по такому крутому склону не сможет. Но оказалось, что под капотом у неё есть лебёдка с толстым металлическим тросом. Мы спешились. В машине за рулём был только Николай. Автоматическое устройство медленно, но верно принялось вытягивать тяжёлый грузовик вверх. И когда казалось, что осталось совсем чуть-чуть, трос вдруг лопнул, и «шишига» неуправляемо покатилась вниз. Пролетев метров двадцать, она неожиданно резко остановилась на дне оврага, ударившись «кормой» о ствол могучего дерева. Возможно, такое случалось не раз, во всяком случае Николай не выказал никаких особых эмоций. Трос снова зацепили на вершине оврага за мощный ствол, и на этот раз наше транспортное средство выбралось из «преисподней» без осложнений.

Чехи в стране вулканов

Скорость движения «шишиги» по просторам полуострова, конечно же, отличалась от той, что демонстрируют болиды «Формулы-1». Во всяком случае, за машиной на привязи спокойно следовали две лошади, которые в дальнейшем должны были облегчить нам транспортировку скарба в местах, куда машина забраться уже не могла. И, забегая вперёд, скажу, что коняшки отлично справились с этой задачей. Разумеется, нам приходилось иногда останавливаться, чтобы перекусить и отдохнуть от тряской дороги. Во время таких привалов Владимир выстругивал из дерева ложки. Как оказалось, принимающая сторона запамятовала захватить эти незамысловатые столовые приборы. Впрочем, ложки получились неплохие. Говорят, что в России в давние времена люди пользовались именно такими ложками, а сегодня их продают как сувениры.

Базовый лагерь представлял собой несколько стационарных строений из оцилиндрованного бруса, здесь были помещения для сна, кухня, дровник, основательно заполненный дровами. Вечером заработал генератор, и на сон грядущий мы устраивались не в потёмках, а при электрическом освещении. Из базового лагеря на следующий день продолжили путь в район обитания снежных баранов, что, к счастью, заняло не очень много времени. Однако в предгорьях «шишигу» пришлось оставить. Погрузив вещи на лошадей, мы отправились пешком сначала по бесконечной долине, потом по подножью и, наконец, по горам.

Подъём был долгим – на него ушёл целый день. На одной из вершин разбили палаточный лагерь. Я установил трубу и принялся осматривать окрестности. Увиденное не могло не вселить в сердце надежду на удачу: сразу в нескольких местах удалось обнаружить снежных баранов! Правда, это были только самки с молодняком. Но лиха беда начало! Поиск трофейных самцов продолжался до самого вечера, но, к сожалению, в этот день найти их так и не удалось.

Тёплые спальные мешки, захваченные нами из дома по совету Владимира, оказались весьма кстати: следующим утром почва, трава и неосторожно оставленные на траве вещи, включая оружие, оказались основательно покрытыми инеем. Впрочем, поднявшееся над сопками солнце быстро согнало вестника близкой зимы, и сразу после завтрака я продолжил наблюдение за окружающими склонами. В оптику снова попались несколько самок и сеголетков, что уже не вызывало вчерашних эмоций. Во всяком случае до тех пор, пока на вершине одной из гор я не увидел лося.

Чехи в стране вулканов

Настоящего камчатского лося с огромными, просто огромными рогами! Все поочерёдно посмотрели на этого гиганта, непринуждённо носившего на голове два экскаваторных ковша. Мне сразу же захотелось добыть этого монстра, но оказалось, что это невозможно. Во-первых, Николай заявил, что сразу за хребтом, на котором был замечен зверь, начинается Кроноцкий заповедник, и на самом деле до лося довольно далеко. То есть высока вероятность, что, пока мы будем к нему идти и скрадывать, он спустится в заповедник, и тогда добыть его будет уже нельзя. В результате мы потеряем целый день с весьма сомнительным результатом, тогда как основной целью является всё-таки снежный баран. С огромным сожалением я был вынужден согласиться с доводами Николая. Тем более что Павла лось не интересовал, а разделиться не было возможности.

Окончательно мои сомнения развеял Юрий. Пока мы обсуждали возможность охоты на лося, он искал баранов. И нашёл! На высоте порядка 1000 метров над нами он заметил пятерых самцов. Рассмотрев их подробнее в трубу, Николай сказал, что трофейные качества рогачей довольно спорные. Но упускать случай не хотелось, и мы решили подходить вдвоём с Павлом. Николай отправился с нами, а Владимир и Юрий остались в лагере, чтобы корректировать наши передвижения по рации.

Поднимались так, чтобы не попадаться баранам на глаза, то есть с обходами. Судя по всему, животные нас всё-таки заметили, и наблюдавший за ними Владимир сообщил, что бараны поднялись с лёжки и уходят за гребень. Так что когда подошли к месту, баранов там не оказалось, и последующие их поиски с восхождением к гребню результат не дали. Впрочем, никто особо расстраиваться не стал, поскольку рогачи едва-едва дотягивали до трофейного уровня.

За ужином договорились, что завтра пойдём в направлении Кроноцкого заповедника. По словам Николая, именно там мы вполне могли обнаружить хороших баранов. Меня же не оставляла мысль добыть огромного лося, так что возражений по поводу маршрута не последовало.

На следующее утро спокойно позавтракали, и, когда солнце согрело воздух настолько, что можно было идти без курток, Николай провёл нашу группу примерно туда, где минувшим утром пасся лось. Путь лежал через долину, заросшую по пояс травой и мелким кустарником. Время от времени останавливались и осматривали склоны гор, на которых то и дело обнаруживали ставших уже привычными самок снежных баранов. Когда отошли от лагеря километра на три-четыре, Николай во время очередного биноклевания обнаружил группу аж из восьми рогачей, лежавших на склоне и с интересом наблюдавших за нами.

Чехи в стране вулканов

Каково же было наше удивление, когда в трубу мы увидели, что у всех баранов шикарные, едва ли не рекордные рога! Про лося пришлось сразу же забыть. Разумеется, было принято решение попробовать подойти к ним. Но как?! Бараны не отрывали от нас глаз, хотя и продолжали вроде бы спокойно лежать. И тут Владимир совершенно уверенно сказал, что прятаться поздно, нужно идти к баранам в открытую. По его словам, когда они видят человека, который не крадётся, могут подпустить его на расстояние выстрела.

Так и сделали. Как ни странно, Владимир оказался абсолютно прав. Нам удалось подойти примерно на 200 метров к этой восьмёрке и спокойно подготовиться к стрельбе по команде. Договорились о том, кто какого стреляет, и когда один из них встал, произвели по выстрелу. Баран Павла упал там, где стоял, а моей добычи не было видно, и, недолго думая, я выцелил одного из крупных самцов. После выстрела мой баран тоже рухнул на месте.

Когда подошли к поверженным зверям и увидели их вблизи, то испытали шок. Во-первых, среди камней лежало три барана. Тот, которого я добыл первым, упал так, что его не было видно с того места, откуда мы стреляли. Хорошо, что Николай успокоил: у них были ещё лицензии, и мне нужно было только оплатить второй трофей. Во-вторых, у добытого Павлом четырнадцатилетнего барана были просто гигантские рога, чем-то напоминающие рога памирского архара! По такому случаю из рюкзака была извлечена бутылка шампанского и распита тут же, «на кровях». Николай отправился за лошадью в палаточный лагерь. А мы после непродолжительной фотосессии решили всё-таки подняться на хребет, граничащий с Кроноцким заповедником: вдруг сегодняшние достижения удастся дополнить и добычей лося.

К моему большому сожалению, чуда не случилось. Зато удалось полюбоваться великолепной панорамой: в бескрайнем Кроноцком озере картинно отражалась дымящаяся Кроноцкая сопка. Чтобы увидеть эту потрясающую картину, я полагаю, стоило трястись в умопомрачительном железном корыте «шишиги» и истоптать все ноги по местным горам и долинам.

Когда вернулись к освежёванным трофеям, егерь уже привёл лошадь, на которой мы и доставили баранов к палаткам. Вечером был организован праздничный ужин с жареной на костре вырезкой барана и ещё одной бутылкой шампанского. Больше ничего нас не задерживало на сопках Камчатки, и следующим утром наша команда вернулась в базовый лагерь компании. По пути встречались следы очень крупных камчатских медведей, но сами звери на глаза не попались.

Попытки пройти по их следам оказались бесплодными. Тем не менее мы с Павлом были безмерно довольны охотой, поскольку удалось добыть шикарные трофеи снежных баранов, ради которых мы и отправлялись на край земли. В качестве бонуса компания «Светлое» предложила нам по возвращении в Мильково порыбачить на реке Камчатке. И эта рыбалка оказалась более чем успешной: удалось выловить несколько кижучей, из которых сварили уху прямо на берегу реки.

Спасибо, Камчатка! Возможно, я больше никогда не увижу тебя, но помнить буду до скончания века!