«Битва вездеходов» – это первая в России выставка-фестиваль с показательными выступлениями вездеходной и внедорожной техники по преодолению пересечённой и труднопроходимой местности.
Зарождалось оно поначалу на полигоне в Щёлковском районе Московской области как дружеский клубный триал, или полоса препятствий. Трасса этого вездеходного «триала» представляла собой «квадрат» с большим количеством искусственных препятствий: накопанных грязевых ям, скользких подъёмов и других элементов, по необходимости усиленных деревянными конструкциями. Первые две «Битвы» показали большой интерес к такому формату: в первой (зимней) участвовало 45 единиц техники, во второй (осенней) немного поменьше – около 30. В дальнейшем решено было проводить это мероприятие уже как самостоятельное и более масштабное. Почему? По многим причинам.
Это и компактный формат, более привлекательный как для зрителей, так и для спонсоров и средств массовой информации. И потому что вездеходы – это совершенно отдельный класс техники, который развивается сейчас очень активно. Неудивительно, что производители вездеходов, а их у нас в стране немало, нуждаются не только в специализированном качественном контенте, но и в мероприятиях, которые как можно более широко раскрывали бы потенциал именно вездеходной техники, что не всегда происходит на трофи-рейдах. Благодаря партнёрству компании «Формула 7» и лично Антону Панчехину 3–4 июня 2023 года в Молжаниновском районе Московской области на квадротреке компании «Формула 7» прошла третья «Большая битва вездеходов», собравшая около 40 участников.
Сами соревнования, т. е. зачёт на время, проводились в 4 классах техники. Это «Гусеничные вездеходы», «Бортоповоротные» (шерпообразные), «Народные» (двигатель мотоблочного типа) и «Прототипы и самоделки». Было подготовлено две трассы: «Полоса препятствий» и «Грязевое кольцо». Когда было объявлено о месте проведения, на некоторых форумах – в основном непрофильных (рыбаков и охотников, например) – задавался вопрос: «Да где ж они там грязь найдут? Это всё равно что в городе показывать…» На самом деле трасса получилась непростая, и воды и грязи было более чем достаточно.
Были и сходы участников из-за банального «увяз в грязи», и поломки. Думаю, вполне можно привести слова одного из зрителей прошедшего мероприятия, тоже вездеходчика с профессиональным опытом, о первом дне фестиваля: «Трасса тяжёлая, компактная, много воды. Есть даже искусственный поток, очень близко имитирующий настоящую небольшую речку с топкими дном и берегами, которую надо форсировать вдоль русла и против течения. Погода – проливной дождь, добавившая экстрима. Зрителей много, болели азартно. И даже, несмотря на погоду, много детей. Очень хороший, наглядный тест-драйв.
Атмосфера праздника и доброжелательное общение… Много техники, разной. „Литл“ с новым движком и дистанционным переключением передач, похож на привод дросселя лодочного мотора. Двигатель с лучшим крутящим моментом. Понравился гусеничный „Кайман“ – маленькая, резвая машинка. „Ромб“ – кабина-трансформер. Хорошо сделанный агрегат и хорошо прошёл трассу. На заводских колёсах, что характерно. Показательно, что у кого не было бэдлоков, зависали „слегка“ на трассе. Сдул колёса – считай, в дамках! „Ободрыши“ – это уже анахронизм, ну где найдёшь такой протектор? Жаль, не приехал Лесник – Андрей Иванов, председатель ассоциации строителей вездеходов, погряз в бумажном море… Хотя „шерпообразных“ было много. На любой вкус. И „мускулистых“ больших квадриков много. Были четверо литловодов. Все, кроме меня, записались на новый двигатель. Благо переделки не нужно: один снял, другой поставил…»
Верно подмечено, что, несмотря на явный соревновательный характер, большинство как участников, так и производителей воспринимают «Большую битву вездеходов» в первую очередь как тест-драйв с максимальной концентрацией всех типов возможных препятствий и их комбинаций. Дело в том, что даже в одном классе машины не только очень разные, но даже изначально могут быть заточены под различные цели. Например, вездеход «Енот 69» – плавающий (днище-лодка), но изначально спроектированный под установку рабочего навесного оборудования, и именно в этих целях его в основном и покупают и используют.
А тоже гусеничный вездеход «Тингер» – наоборот, лёгкая, практически «гоночная» машина для быстрой заброски 3–4 охотников и рыбаков, например, через труднопроходимые/непроходимые ландшафты. Т. е. у каждой модели – своя ниша, поэтому не стоит их сравнивать только по времени прохождения трассы. Тем не менее гонка есть гонка. Могу сказать, что на прохождение трассы «Полоса препятствий» у участников уходило от 5 до 30 минут, а «Грязевого кольца» – от 7 до 76 минут. В целом же участие в «Битве вездеходов – 2023» стало отличной проверкой на конструктив и надёжность узлов и комплектующих для всех участников. И, конечно, такие соревнования – это отличный опыт прохождения разного типа препятствий различной техникой.
Про вездеходы в целом можно с уверенностью сказать, что у нас это направление востребовано у самых различных «целевых аудиторий». Это и большие компании, занимающиеся геологией, охраной лесных и водных ресурсов, охотничьи и рыболовные хозяйства, но также очень быстро развивается и ниша малых «личных» вездеходов – на 3–5 человек. Это лёгкие компактные машины, их легко везти с собой на охоту или рыбалку на прицепе. При этом они обычно ощутимо дешевле квадроциклов, но имеют на порядок лучшую проходимость, грузоподъёмность и тяговое усилие, проигрывая только в скорости, которая очень часто для утилитарного вездехода несущественна. Такие машины – не для развлекательных покатушек с элементами грязи и бездорожья, а для того, чтобы забросить снаряжение и провизию на заимку, заехать и выехать к месту охоты на гуся – на болото или через раскисшие весенние поля и т. п. Т. е. в утилитарном плане эта техника для многих оказывается более привлекательной.
Теперь что по итогам «Большой битвы вездеходов»? Пилотный фестиваль как самостоятельное обширное мероприятие, я считаю, прошёл успешно, показал большой интерес к такому формату и выявил значительный потенциал для развития. В дальнейшем в планах проводить «Битву» ежегодно, как минимум один раз – по весне, в конце мая – начале июня, и под вопросом ещё сентябрь. Целью себе мы будем ставить собирать в качестве участников не только вездеходную, но и по возможности весь спектр внедорожной техники: и мотоциклы, и квадроциклы, и буксировщики, и кастомные джипы. Это поможет не только расширить масштабы, но и дать большему количеству интересующихся офф-роудом наглядный материал для понимания, какая техника на что и в каких условиях способна.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июль 2023