Новые правила охоты вступили в силу с 1 января 2021 года.
Казалось бы, совсем недавно мы обсуждали на страницах «Русского охотничьего журнала» ещё только их грядущие правоприменительные перспективы, а вот уже наступила третья весна, охотиться во время которой мы будем по этим правилам. Надо сказать, что за такой небольшой срок в них уже 5 раз вносились различные изменения. В том числе такие, которые крайне важны в контексте весенней охоты. Но об этом чуть позже.
Итак, едва ли не важнейшим новшеством правил (по крайней мере, для любителей весенней охоты на пернатую дичь) стали изменения в вопросе разделения территории региона на зоны с установлением в них разных сроков весенней охоты. В правилах, действовавших до 01.01.2021, это можно было делать только некоторым регионам. Точнее, был прямо прописан перечень субъектов Российской Федерации, территорию которых «делить» ни на какие зоны нельзя, а сроки весенней охоты в них должны были быть едиными (в этот перечень попали почти все небольшие по размеру регионы, в первую очередь – европейской части страны). Теперь же такое разделение вправе сделать любой регион. Конечно, далеко не все этим правом воспользовались, но, например, даже совсем небольшая по площади Калининградская область теперь выделила на своей территории 2 зоны с разными сроками. Более того, при разделении стало можно устанавливать разные сроки охоты для боровой и водоплавающей дичи.
Во-вторых, количество таких зон в регионе до 01.01.2021 было ограничено всего двумя («южные» и «северные» районы), а теперь их может быть чуть ли не сколько угодно. Крупные регионы выделили по 5–6 «зон», причём кое-где разные сроки были установлены даже в границах одного муниципального района. Что на самом деле неудивительно, учитывая, что, например, тот же Туруханский район Красноярского края с юга на север протяжён более чем на тысячу километров. Для понимания: в центральной полосе страны, проехав это расстояние, можно пересечь территорию 5–6 субъектов.
Рекордсменом в этом вопросе стала Республика Саха (Якутия), что, опять же, неудивительно, учитывая размер этого региона. Так получилось, что в 2021 году для охоты на гусей в весенний период там было установлено аж 15 (!) разных сроков. За такую глубокую проработку этого вопроса уполномоченные республиканские органы можно только похвалить. Правда, в некоторых из этих зон 10-дневные сроки были разбиты на две части. Теперь, в соответствии с очередными изменениями в правила охоты, вступившими в силу с 1 марта текущего года, так делать нельзя и срок этот обязан быть непрерывным.
Конечно, тут есть некоторые нюансы. «Разделение» субъекта на зоны с определением в них разных сроков охоты делается в рамках введения ограничений охоты, а значит, подлежит согласованию с федеральным уполномоченным органом (то есть с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации). Регламентные сроки только процесса согласования – 30 рабочих дней с даты официального поступления и регистрации письменного уведомления и материалов в уполномоченном федеральном органе. А ведь помимо этих 30 рабочих дней в каждом субъекте ещё есть свои регламентные сроки принятия соответствующего нормативного акта. Таким образом, регулировать сроки оперативно «по погоде» получится едва ли.
Ещё одним важным «весенним» вопросом стала возможность осуществлять охоту на селезней уток с «использованием живых подсадных (манных) уток в течение не менее 30 календарных дней», причём непрерывно. Довольно много регионов этот период сделали в «30 с небольшим дней», а некоторые даже с не очень «небольшим».
Смысла обсуждать в рамках данной статьи сроки, установленные в конкретных регионах, пожалуй, нет. На нескольких известных интернет-ресурсах информация по этому вопросу представлена довольно полно и обновляется весьма оперативно. При этом исключать вариант, что где-то что-то поменяется прямо в последний момент, тоже нельзя. Однако стоит отметить, что к традиционному запрету весенней охоты в некоторых южных регионах добавились запреты охоты и в нескольких регионах запада европейской части нашей страны, обусловленные понятными причинами.
Но сроки – не единственный актуальный вопрос новых правил. Важной для гусятников стала отмена запрета весенней гусиной охоты на островах, водоёмах и ближе 200 метров от уреза их воды, распространявшегося ранее на значительную часть территории европейской части страны. Кроме того, важным моментом стало прописание единственно допустимых способов весенней охоты «на селезней уток из укрытия с подсадной уткой и (или) чучелами и (или) манком, на гусей и казарок из укрытия с чучелами и (или) профилями и (или) манными гусями и (или) манком». Этот вопрос во многих региональных нормативных актах был в разном виде урегулирован и раньше. Но не везде, да и нюансы могли существенно отличаться.
Тут, кстати, можно отметить ещё пару актуальных для весеннего сезона пунктов в свежайших, мартовских изменениях в правила. Во-первых, наконец урегулирован мучавший многих охотников вопрос о том, как на весенней охоте добрать подранка, не попав при этом на протокол за «охоту с подхода». Теперь «разрешается добор раненой пернатой дичи (подранков) на расстоянии менее 300 метров от укрытия при осуществлении охоты на селезней уток и менее 500 метров от укрытия при осуществлении охоты на гусей и казарок». Во-вторых, в правилах появилось уточнение, что «охота на селезней уток с использованием одной живой подсадной (манной) утки осуществляется с участием не более двух охотников». Этот вопрос также часто был прописан в региональных правовых документах, но фиксация его в федеральном нормативном акте, кажется, будет удобнее для всех.
Однако, как говорится, не сроками едиными… В правилах, действующих с 2021 года, по сравнению с предыдущими изменились отнюдь не только аспекты весенней охоты. И в контексте этих изменений имеет смысл поговорить о том, с какими же положениями новых правил охотник наиболее часто сталкивается при встрече с должностными лицами, уполномоченными на проверку соблюдения их требований. Итак, судя по доступным примерам, наиболее часто в контексте изменения правоприменительных реалий за два с лишним года действия новых правил упоминаются 3 следующих момента.
Во-первых, это требование «при осуществлении коллективной охоты загоном носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости красного, жёлтого или оранжевого цвета…» (и такое же требование и для одиночной охоты на «копытных животных (за исключением охоты на туров, снежного барана, серну, сибирского горного козла, медведей, волка, шакала, лисицу» в тёмное время суток). В некоторых регионах протоколы за «отсутствие жилетов» стали составляться довольно активно.
Во-вторых, это запрет нарезного (за исключением мелкашки) на боровую дичь (сюда же – ведение ограничений, запрещающих применение нарезного оружия калибром «более 5,7 миллиметров для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей, ондатру; более 8 миллиметров для охоты на бобров, барсука, росомаху, рысь»). «Вала» протоколов по таким пунктам ожидать особого смысла нет, однако эти нормативные реалии однозначно внесли свою лепту в процесс формирования арсеналов у многих охотников соответствующих природных зон.
Ну и, в-третьих, это отмена пункта правил охоты, обязывающего охотника по истечении срока действия разрешения на добычу охотничьих ресурсов заполнить и направить сведения о добыче по месту его получения. Теперь за «ненаправление» сведений протокол как за нарушение правил охоты (то есть по ч. 1 статьи 8.37 КоАП РФ) составить нельзя. Зато «наказание», по замыслу, теперь должно заключаться в том, что в течение года с момента такого нарушения охотнику должны будут отказывать в получении разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Соответствующие изменения были внесены в порядок выдачи разрешений в 2021 году. Реализация этого «замысла», конечно, вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов, но обсуждение этого вопроса вышло бы далеко за рамки этой статьи. Нюанс же состоит в том, что некоторые регионы за «ненаправление» сведений писать протоколы не прекратили, хотя делают это теперь и не по вышеназванной статье КоАП (для этого существует несколько разных правоприменительных возможностей), и охотникам необходимо иметь это в виду.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, апрель 2023