Кондуктор, нажми на тормоза… История дульного тормоза

Оружие: история и традиции
Кондуктор, нажми на тормоза… История дульного тормоза

Идеи побороться с негативными эффектами выстрела из огнестрельного оружия занимала людские умы довольно давно. Как легко догадаться, больше других страдали артиллеристы.

Если стрелка отдача при выстреле просто больно лягала в плечо, то расчётам пушек зачастую приходилось после каждого выстрела накатывать орудие на место. И если на кораблях для этого довольно быстро приспособили целую систему из канатов и блоков, то их сухопутным собратьям оставалось только завидовать морякам всякий раз, когда приходилось ворочать застрявшие в грязи орудия.

В британском Королевском артиллерийском музее в Вулидже на юго-востоке Лондона имеется экспериментальное орудие, датированное 1862 годом. В пушке были просверлены отверстия под углом примерно 45 градусов, обращённые назад. Проведённые тестовые стрельбы показали, что отдачу таким образом действительно можно уменьшить. Но также было зафиксировано значительное снижение скорости и дальности полёта снаряда. Также сохранилось упоминание о дискомфорте расчёта, хотя в оригинале, скорее всего, обслуга пушки свои впечатления описывала в куда более непарламентских выражениях.

Лучше получилось у соседей за проливом Ла-Манш, где артиллерийский офицер Антуан Трель де Больё (Antoine Hector Thésée Treuille de Beaulieu) ещё двадцатью годами раньше начал проводить опыты с ружейными стволами, а затем перешёл к опытам на орудиях. Данные у французов выглядели лучше: откат оружия снизился на 75%, а начальная скорость – всего на 6%. Судя по ним, версия, что англичане в своих опытах использовали не совсем точные шпионские сведения о том, что «французы просверлили дырки в стволе, и у них получилось что-то интересное», не лишена оснований. Тем не менее «мейнстримом» по борьбе с отдачей стало создание противооткатных устройств, успешно реализованных на орудиях конца девятнадцатого – начала двадцатого века, в частности на знаменитой «трёхдюймовке».

История же дульных тормозов на стрелковом оружии, по крайней мере для США, тесно связана с двумя людьми, носившими одну и ту же фамилию. Полковником Корпуса морской пехоты Ричардом М. Каттсом и его сыном, бригадным генералом Ричардом М. Каттсом-младшим.

Кондуктор, нажми на тормоза… История дульного тормозаРичард М. Каттс-младший (слева) и Ричард М. Каттс (справа) после охоты. У обоих стрелков оружие с дульным тормозом-компенсатором их собственной конструкции

813
Adblock detector