Нарты и снегоступы

Охотник-путешественник
Нарты и снегоступы

Продолжаем публиковать фрагменты из «Книги путешественника» Михаила Кречмара.

Нарты

Собственно говоря, нарты – это несколько усовершенствованные лыжи. Именно из лыж и делают самые распространённые в повседневном быту нарточки для перевозки волоком небольшого груза. Я не буду описывать здесь технологию изготовления нарт. Вещь это достаточно сложная и описана в многочисленных пособиях полярных путешественников.

Напомню главное: нарты строятся на так называемых вязках, с минимальным количеством гвоздей или нагелей. Классические ненецкие или чукотские нарты делаются вообще без единого гвоздя. Конструкция эта должна «играть» на многочисленных застругах и заносах: если она будет жёстко сколочена, то её соединения при таких нагрузках растрескаются, и скоро нарты сломаются. Поэтому главное при изготовлении нарт – иметь хороший запас верёвок и выдержанного крепкого дерева.

Чаще всего нарты делают из самого крепкого гнущегося дерева в наших краях – клёна или берёзы. На полозья идёт самая крепкая часть ствола – внешняя, та, что непосредственно идёт под лубом. Удэгейцы пускают на полозья ясень или клён, гибкую вязку под платформой делают из ильма – сильно гнущегося и отменно крепкого дерева.

Нарта, а точнее нарточка, бывает необходима ходоку, когда он должен везти за собой значительный груз. На нарточке можно увезти гораздо больше, чем вы можете унести в рюкзаке, и она может служить устойчивым элементом каркаса для бивака. Для этих целей достаточно иметь нарту длиной в полтора метра и шириной около восьмидесяти сантиметров. На передней части таких санок укрепляют дугу для того, чтобы они не путались в кустах. В качестве водила для нарты используют толстую капроновую верёвку, которую обвязывают вокруг саней по периметру, – так она дополнительно укрепляет конструкцию.

Нарты и снегоступы

Известна практика использования вместо нарт резиновых лодок: на днище намораживается лёд, в лодку складывается снаряжение, а затем её волоком тащат по снегу или льду. Иногда так поступают с большим куском брезента: намораживают на дно лёд, продёргивают по краям верёвку, кладут груз внутрь и тянут по снегу или льду.

Снегоступы

Самое главное, что надо знать о снегоступах, – это то, что они лыжами не являются ни в коей мере. Снегоступы предназначены для того, чтобы передвигаться по глубокому и рыхлому снегу и сильно пересечённой местности. Мне, кстати, не совсем понятно, почему их так любят в Северной Америке – наверное, по тем же причинам, что и большие машины, литые пряжки на ремнях и Remington 700. Правда, снегоступы были довольно широко распространены и у сибирских аборигенов: чукчей, кетов, манси. У них они имели название «вороньи лапки» или «медвежьи лапы».

Снегоступы бывают разные, но в их основе лежит один и тот же принцип – это рама, затянутая сеткой, с креплением для ноги посередине. С виду они больше всего напоминают теннисные ракетки. Классические индейские снегоступы канадских аборигенов-алгонкинов так и называются в просторечии – «ракетки». В качестве рамы у них использовался обруч из твёрдого дерева – клёна. Этому обручу придавалась овальная форма, длина овала составляла метр – метр двадцать (для очень большого человека), концы обруча связывались между собой так, что они образовывали что-то вроде укороченной ручки той же ракетки. Обруч затягивался сеткой из ремней (а в особо халтурных случаях – ивовых веток).

Посередине этого заплетённого овала на ремни устанавливалась площадка с креплением для ноги. Сегодня снегоступы изготавливаются с рамой из дюралюминия, титана или клеёной фанеры. Вместо ремней в ход идёт современный пластик. В любом случае принцип остаётся прежним: рама, оплётка и площадка для ног. Ходить на снегоступах довольно специфично и, что греха таить, тяжело. Мои знакомые пожилые трапперы из-за частого использования этих агрегатов сплошь страдали артритом. После трёх дней ходьбы на снегоступах неделю ходишь враскоряку. Обусловлено это тем, что при ходьбе на этих штуках наблюдается очень специфическая нагрузка на ноги: на икры, колено и бёдра. Ещё один недостаток снегоступов – это то, что вы не можете пользоваться оставшейся после них лыжнёй: след на рыхлом снегу скорее напоминает прокопанную неровную канаву.

Нарты и снегоступы

В чём их польза? Ну, прежде всего, они хороши для ходьбы по очень пересечённой местности с крутыми склонами! А кроме того, в местах, где глубокий и рыхлый снег постоянно чередуется с проталинами. Снегоступы легче и короче лыж, легко засовываются в петлю на рюкзаке, и их легко носишь за плечами. Например, подходите к распадку, набитому мокрым снегом, или к длинному заснеженному склону – отцепили их, надели на ноги и пошли; вышли на обтаявший гребень – сняли и снова засунули за рюкзак. По равнинному лесу даже по рыхлому снегу всё-таки способнее передвигаться на широких лыжах. Лично я ими пользуюсь весной, во время охоты на медведей в северо-восточных сопках, когда на лыжах уже нельзя, а пешком – ещё нельзя ходить.

Ещё снегоступы очень устойчивы к намоканию: в большинстве своём они изготавливаются из пластика и металла. Так что и на русском Дальнем Востоке эти приспособления бывают очень к месту – не меньше, чем в Канаде и Гренландии. А учитывая, что рельеф наших краёв гораздо более пересечён, здесь это индейское изобретение может быть даже более применимо, чем у себя на родине. Просто его надо приладить к нашим условиям.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2023

4001
Adblock detector