Вопрос запчастей и расходников для охотников и рыболовов в силу особенностей эксплуатации и пробегов их автомобилей всегда был несколько злободневнее, чем у прочих категорий автовладельцев. И вот уже более чем полгода на этом рынке царит… э-э-э… назовём её «неопределённость», хотя вполне уместно употребить и термин «неразбериха».
Причём по большей части это коснулось автомобилей всех зарубежных производителей, как минимум из-за всеобщего нарушения десятилетиями наработанных логистических цепочек. Но есть проблемы и посерьёзнее – например, заявление об уходе с рынка крупных производителей запчастей. Поскольку значительную долю автопарка людей, увлечённых активными видами отдыха, охотой и рыбалкой в частности, составляют японские кроссоверы и внедорожники, рассмотрим на их примере. А именно на состоянии рынка автозапчастей для двух наиболее популярных автомарок – Mitsubishi и Toyota.
Один из основных факторов, который определяет на данный момент наличие и стоимость запчастей для «японцев», это прекращение прямых поставок через Дальний Восток. Почему? Думаю, все понимают. Этим путём ввозилась основная доля всех оригинальных запчастей, а также неоригинала градации «хороший», часто тех же производителей, что делают и оригинальные запчасти и комплектующие для сборки. Меньшая часть шла и продолжает идти через Арабские Эмираты.
Но тут ключевое слово «меньшая», поскольку просто взять и переключить даже какую-то значимую часть дальневосточного объёма на Эмираты не так просто. Основная причина – боязнь компаний попасть под санкции. Поэтому некоторые производители просто отказываются резко увеличивать объёмы поставок арабским дилерам, обоснованно полагая, что «это неспроста». Второй момент: даже те «японцы», кто готов работать «новыми путями», не могут вот так враз взять и отгрузить сколько требуется. Особенность японского производства запчастей – работа только под заказ, без складских запасов. Хочешь, например, подшипники? Не проблема! Оплачивай, мы пускаем производство – только под тебя! Через полгода получишь заказ.
Ещё раз замечу – полгода! Это было и раньше, только, когда заказы шли непрерывно, рынок этого не замечал. И тут бац – санкции. Часть заказов зависла на отгрузке, часть – в стадии производства, а часть просто была отменена. И даже большую часть того, что уже было произведено, нельзя вот так взять и привезти через Эмираты, Китай или как-то ещё. Всё из-за боязни «попасть…»
Т. е. надо новых дилеров-посредников, новые контракты и… новые партии. Не все, конечно, но значительную часть. Вот из-за всего этого на рынке и сейчас наблюдается дефицит, а главное, непредсказуемость по многим ходовым позициям. Привозят всё «кто во что горазд» и что удалось где-то урвать. Например, запчасти, произведённые для других рынков: в другой упаковке, с другими шрифтами маркировки…
Недавно так сидели с сотрудниками и рассматривали ступичные подшипники Koyo. Мы их продаём без малого четверть века, а таких не видели. Сомнений в том, что это оригинальные Koyo, в итоге не осталось, но именно такие они в России раньше никогда не бывали. Главное, что на данный момент говорить о том, что новые цепочки постоянных поставок как-то налаживаются, пока не приходится.
Второй фактор – это уход с рынка крупных производителей запчастей категории «хороший неоригинал». Например, по тормозным системам: с вероятностью, близкой к 100%, в скорейшем времени вы уже не найдёте колодок или суппортов ни Advics, ни Tokico. Эти компании входят в крупные японские концерны, заявившие о своём полном от нас уходе, так что тут даже «параллельный импорт» вряд ли поможет: никто из иностранных дилеров просто не рискнёт. А что останется для «элек» и «прадиков»?
Пока с высокой вероятностью остаётся Akebono – один из крупнейших производителей компонентов тормозных систем в Японии и один из лучших. По фильтрам та же картина: одного из крупнейших поставщиков, компанию Nitto, мы, скорее всего, на нашем рынке больше не увидим. Под большим вопросом Vic, под несколько меньшим – Micro.
В целом тенденция такова, что именно наиболее востребованная категория запчастей, «хороший неоригинал», подверглась наибольшему сокращению. А с поставками «оригинала» и «дешёвого Китая», в принципе, всё в рабочем состоянии. Разумеется, «дешёвого Китая» уже стало в разы больше, в том числе – куда без этого – подделок. Причём качество подделки коробки, упаковки и наклейки зачастую таково, что не отличить от оригинала. Но то, что внутри (если говорить о деталях подвески, ходовой или тормозной систем), страшно брать голыми руками, чтобы их не поранить.
По качеству литья, а ещё по лазерной маркировке (оригиналы японцы ТОЛЬКО штампуют), «дешёвый Китай распознаётся сразу. При этом нельзя не вспомнить, что для внутреннего рынка Поднебесной все «тойоты», как и «мицубиси», собираются полностью из комплектующих, произведённых тут же, в Китае, и качество этих запчастей мало уступает японскому оригиналу. Но этот «хороший Китай» именно для японских автомарок; раньше он завозился к нам очень ограниченно, и сейчас пока с этим особо ничего не меняется. Всё дело в том, что и цена на эти запчасти и комплектующие мало отличалась от оригинала: кто будет покупать «Китай», если оригинал всего на 10–15% дороже? А китайцы пока продолжают держать такие же цены на эту категорию запчастей.
Каковы перспективы? Будем реалистами: они пока туманны. И рынок реагирует соответствующим образом, а именно повышением цен. Упали объёмы, которые можно достать и привезти старыми путями (Эмираты). Дорожает логистика: например, часть дальневосточного потока сейчас пытаются переключить через Сингапур, но одно дело – ж/д практически от места до места, и совсем другое – окольный морской путь. Так что, несмотря на то что закупка (курс доллара) практически не изменилась, подорожание по многим позициям было и в ближайшем будущем останется значительным: в 1,5–2 раза, а где-то и больше.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, январь 2023