Лодочные моторы – болотоходы, я думаю, видели все.
По крайней мере, в роликах о Юго-Восточной Азии, где большие лодки под моторами с длинной наклонной «ногой» преодолевают сплошные заросли водной растительности, илистые отмели, где воды едва по щиколотку, и с разгона перепрыгивают песчаные косы. Принцип такого болотохода в том, что он крепится на подвижной оси и погружением винта в воду управляет человек.
Сам винт в зависимости от конструкции работает уже при погружении в пол-лопасти, и в мелководных или сильно заросших местах человек, управляющий лодкой, поднимает длинную «ногу» такого мотора почти на поверхность, а то и совсем из воды, когда надо по инерции проскочить место, где воды практически нет. Конструкция выносной штанги и самого винта такова, что при движении такой мотор практически не наматывает на себя растительность, а то, что всё-таки застревает на защите, легко стряхивается подъёмом «ноги» из воды.
По конструкции моторы-болотоходы можно разделить на три основных типа: мотор-весло, с ременным редуктором и с гибким валом. Мотор-весло – это длинная прямая «нога». Она предпочтительна для сильно заросших и мелких мест. На чистых прогонах с достаточной глубиной управлять таким мотором сложнее, требуются большие расходы румпеля при значительно больших усилиях на нём. Потому что момент у длинной «ноги»-весла тоже большой. Мотор с гибким валом имеет изогнутую «ногу» (в которой и скрыт этот самый гибкий вал).
По выносу за корму плавсредства он вдвое меньше, управлять им легче и расходы на румпеле тоже меньше. Но на меляках и в болотной няше он толкает лодку хуже, при работе в лопасть или пол-лопасти. Потому что при подъёме за счёт меньшей длины «ноги» образуется больший наклон винта к поверхности. Ременной редуктор – это «нога» в виде прямого угла. Габариты как у гибкого вала и основные ходовые характеристики примерно такие же. Из-за необходимости ставить на место и натягивать ремень время сборки больше, но в определённых случаях такая конструкция предпочтительней, особенно для более тяжёлых лодок и мощных моторов.