Охота – это не только однодневные выходы в соседние или «домашние» угодья, но и многодневные далёкие экспедиции. Когда нужно добираться несколько дней не только по хорошим асфальтированным дорогам, но и по лютому бездорожью. Наградой за такой сложный путь служат дикие безлюдные места, царство непуганой дичи. Как же туда добраться относительно быстро, комфортно, без аварий и поломок, и главное – вернуться домой с добычей?
Что может быть лучше для охотника или рыболова, чем подготовленный внедорожник? Поэтому к выбору автомобиля стоит подходить серьёзно. В этой статье мы рассмотрим концепцию так называемого экспедиционного внедорожника. Она подразумевает большие пробеги по асфальту и короткие по бездорожью. Поэтому внедорожник должен отвечать таким критериям.
Вместимость. Габариты транспортного средства должны соответствовать потребностям путешественника. В машине должно быть место для добычи, снастей, оборудования, палатки, пассажиров. Идеальный вариант – авто с вместительным багажным отделением, креплением на крыше, 4 местами для пассажиров.
Простота конструкции. Известно, что сложные механизмы чаще ломаются и требуют длительного дорогостоящего ремонта. Поэтому транспортное средство, предназначенное для езды по пересечённой местности, должно быть просто устроено. Такую машину владелец сможет починить самостоятельно, используя подручные инструменты и стандартный ремкомплект.
Сниженный расход топлива. Хороший джип для охоты и рыбалки не должен потреблять много топлива.
Возможность специального тюнинга. Некоторые модели машин приобретают необходимые свойства для поездок по пересечённой местности только после определённого апгрейда.
Удобство. Поездки на природу занимают длительный промежуток времени. В связи с этим от машины требуется определённый уровень комфорта. Без системы климат-контроля, хорошей шумоизоляции, удобных сидений путешествие станет не таким приятным.
Сам я впервые выбрался на охоту за 1500 километров от дома в 2005 году. Благословенное было время, все ещё молоды, все ещё живы... И как-то так сложилось, что все мои экспедиционники были «Тойотами». О своём выборе я до сих пор не пожалел. Ведь у «Тойоты» есть только один недостаток: каждые 40 лет нужно покупать новую. Описывать все возможные изменения конструкции и тюнинг не имеет смысла, этому посвящены сотни статей в десятках журналов.
Расскажу, как выглядит мой экспедиционник и чем он оснащён. Это TLC 105 c серьёзной внедорожной подготовкой, покупал я его уже «построенным», со всем имеющимся внедорожным обвесом и тюнингом, долго искал и нашёл. Повезло. Это была максимальная комплектация R2 у «стопяток». Машина оснащена в базе родной электрической лебёдкой, тремя блокировками и люком. Кондиционер, велюр сидений, полный электропакет, вся красота.
Мой внутренний сибарит водил хороводы, обнявшись с эпикурейцем и гедонистом под песенку «Хава нагила», ибо достался он мне фантастически дёшево. Пробег был 36 000 км. Новый почти. Из доработок были установлены большие колёса 35 дюймов, для чего пришлось поднять кузов над рамой – выполнить бодилифт. Это значительно увеличило один из важнейших внедорожных параметров – клиренс. Подвеска также подверглась модернизации, были заменены пружины и амортизаторы. Установлены силовые пороги и бампера, задний бампер был с двумя «калитками» под запасное колесо и канистру.
На силовых порогах можно спокойно стоять и также домкратить за них автомобиль. Чтобы защититься от столкновения с камнями и пнями, уберечь машину от неровностей рельефа, смонтирована защита рулевых тяг и поддона силового агрегата, картеров мостов. Конструкции помогают остаться без повреждений, если внедорожнику придётся сесть на брюхо в лесной чаще или в поле. Вверх выведены сапуны трансмиссии, чтобы вода не попала в агрегаты и не повредила редукторы. Сапуны выведены под капот, установлен шноркель. Это воздухозаборник силового агрегата, препятствующий попаданию воды внутрь. Гидроудар способен разрушить двигатель, потому и требуются подобные изменения.
На крыше расположен экспедиционный багажник во всю длину, на него сзади ведёт лесенка. Установка багажной системы на крыше позволила разместить запасы горючего, воды и крупный, но лёгкий груз. Спереди на багажнике расположена светодиодная балка. Я называю её «День». Включил в темноте – и светло как днём. Сзади расположена аналогичная балка, она очень помогает при маневрировании в лесу задним ходом.
Сбоку к корзине багажника крепится одна очень полезная вещь. Это длинный тубус-чехол со сложенным тентом-маркизой. Незаменимая вещь на длительных стоянках. При помощи входящих в комплект стоек и колышков мы получаем большую палатку, одной стеной которой является кузов автомобиля. Пять минут – и у нас закрытая от дождя, солнца и ветра мини-стоянка. Высота тента-маркизы позволяет ходить во весь рост, боковые клапаны на молнии образуют входы. Внутренний объём позволяет разместить походный стол и стулья для 6–8 человек. А если потесниться, то и для большего количества. Разместив по верху тента освещение, мы получим место для вечерних посиделок за столом или укрытие от летнего зноя. Не нужно возить с собой отдельный шатёр или палатку на всю компанию. Шатёр отлично себя зарекомендовал как временный лагерь на открытии весенней охоты. Позволяет спокойно жить неделю в угодьях.
Очень выручает тент-маркиза на различных массовых мероприятиях на природе: слётах байкеров, исторических или музыкальных фестивалях. Вокруг толпы народа, а у тебя свой домик с прилегающей спальней в виде машины. Поднял одну стенку – наблюдаешь горизонт, опустил – и вот ты в уединении пьёшь чай, рюмку за рюмкой. Частенько на такие выезды я беру дровяной самовар, чай из него просто божественный, с дымком, на можжевеловых веточках. А потом за пять минут скрутил шатёр в тубус и уехал в горизонт, только пыль стоит да селяне с вилами бегают и ищут этих городских. Но мы немного отвлеклись. Продолжим.
Также на автомобиль был установлен дополнительный топливный бак на 180 литров. Машина перешла в разряд сверхдальней авиации. Всё это потребовало минимального вмешательства, так как есть модификация 105-го «Крузера» с двумя баками и большинство деталей родные. Дизельный двигатель намного экономичнее бензинового, и что самое важное, дизельное топливо есть в самых глухих деревнях и посёлках. Однажды по дороге в Карелию мы заехали на заправку и спокойно заливали солярку, когда к нам со всех сторон побежал народ из припаркованных машин с вопросом «нет ли бензина». Оказалось, бензина нет уже неделю, а до ближайшей заправки 150 км. Дизельное топливо на заправке было. Это, конечно, сейчас выглядит как казус, но живших на парковке при заправке путешественников это не утешало.
Родная электролебёдка на «Ленд Крузере» герметичная, механизм залит декстроном, в комплекте выносной пульт и ключ для механизма блокировки свободной размотки. Сколько раз выручала лебёдка, сейчас даже не вспомню. Благодаря ей ещё ни разу не пришлось бежать за трактором, несмотря на известную пословицу. Большие колёса с грязевой резиной и три блокировки провоцируют соваться в такую непролазную грязь, что иногда машина закапывается по самые пороги. Тут на сцену выходит штурман в резиновых сапогах и с корозащитной стропой на шее, с кислой миной и крепким словцом он ныряет в гостеприимную холодную грязь. Вслед ему летит трос лебёдки с тяжёлым крюком на конце. Звуки их встречи ещё долго гуляют в верхушках вековых сосен, сбивая на землю шишки. Да, до охоты нужно ещё доехать.
Тут мы плавно переходим к снаряжению экспедиционного внедорожника, которое ездит в нём всегда или добавляется по мере необходимости. Чтобы не уходить далеко, начнём с такелажных принадлежностей для лебёдки. Для них у меня заведена специальная сумка. Там рывковый трос на 12 тонн и корозащитная стропа, которую обматывают вокруг дерева и уже к ней крепят крюк лебёдки. Экологичность – наше всё. Портить деревья металлическим тросом мы не будем.
Также в сумке лежит блок для троса, чтобы можно было удвоить усилие, и выносной пульт управления лебёдкой с ключом. Ну и всякая сопутка в виде грубых кожаных перчаток для работы с тросом, верёвок, шаклов и пластиковых стяжек. В общем, такелажная сумка. Далее переходим к инструменту. В машине всегда находится большой ящик с различным инструментом, как для ремонта авто, так и для прочих слесарных и даже кузнечных работ. Я его называю «сундук со сказками». Помните домовёнка Кузю? Вот, это от него.
Необходимость такого количества инструмента была подтверждена десятки раз. Однажды мы поехали на охоту в Вологодскую область, в самую глушь. Поехали на УАЗе-«буханке», на «бухлобусе» по-простому. Машина была не новая, хозяин за ней не очень следил и из инструмента у него были только отвёртка и пассатижи. Тихий голос ангела из-за плеча шепнул мне в ухо: бери свой сундучок. Как же он был прав. Страдающих любовью к уазикам просьба дальше не читать во избежание сильной душевной боли.
Проблемы начались почти сразу. Отказал датчик уровня топлива, и мы «обсохли». Перед этим карбюратор хлебнул всей той взвеси, что жила на дне топливного бака, и забился наглухо. Чем хороша «буханка»: можно копаться в двигателе, не выходя из машины под дождь. А дождь уже шёл. Наличных двух инструментов не хватило, и мы достали «сундук со сказками». Уже стали понимать, откуда такое название? Разобрали весь карбюратор, промыли его в чистом бензине, продули компрессором, благо он был в наличии, и поехали дальше.
История эта повторилась потом ещё три раза. Когда мы доехали до совсем глухих мест, с разбитой полузатопленной бобрами грунтовкой, сломалась педаль газа. О казалось, что на УАЗе это изогнутый пруток, к которому двумя каплями сварки приварена пластина педали. Две капли, которые должны выдержать всю мощь русского кирзового сапога 47-го размера. Они не смогли. Вокруг ночь, лес, разбитая грунтовка и проливной дождь. Пришлось переделать «бухлобус» в вертолёт, привязав верёвку с отвёрткой на конце к тяге на карбюраторе. Получился вертолётный шаг-газ, потянул вверх – поехал.
Чудом добравшись до заброшенной деревни, заночевали в пустом доме. Благо крыша и окна были целые, а печка не дымила. Растопили печь, нашли в кладовке несколько керосиновых ламп, заправили их соляркой, вскипятили чайку. Красота. Утром, обойдя окрестности, я нашёл в соседнем сарае подходящий шкворень с нужной резьбой. Достал маленькую походную наковальню, кузнечные клещи и, нагревая пруток в русской печке, изогнул его так, чтобы получилась примитивная педаль газа. В таком виде она и просуществовала потом два года, пока машину не продали. Кстати, кузнечные инструменты неоднократно пригождались в экспедициях. Сколько кочерёг я отковал для печурок в лесных избушках, сколько скоб и больших гвоздей было сделано для ремонта лесных мостов и переправ – не перечесть.
Под задним сиденьем автомобиля есть небольшое пространство. Там я на постоянной основе поселил два топора (колун и плотничий) и мачете-сучкоруб. Все три – производства одной известной финской фирмы. Когда-то эти изделия с оранжевыми рукоятями были лучшими по соотношению «цена – качество». Когда-то давно. Чаще всего в экспедициях используются колун и сучкоруб. Последним я просветляю лесные дороги, когда кусты начинают царапать бока машины. А где же лопата, спросите вы? А она закреплена на крыше, сбоку, на корзине экспедиционного багажника. Покрашена «Раптором», как сам багажник и силовые бампера. Красота – страшная сила.
В боковых нишах задней части салона закреплены компрессор для накачки шин и прочих надувных изделий и инвертор 220 вольт мощностью 1500 киловатт. Две розетки на инверторе позволяют подключать различный электроинструмент. Болгарка с набором дисков и дрель с комплектом свёрл живут в пластиковом кейсе и всегда ездят в дальние экспедиции. Сварочный аппарат этот инвертор не тянет, но я работаю над проблемой. Наличие полноценного электроинструмента очень сильно облегчает быт в таёжных избушках и заброшенных посёлках.
Пару лет назад мы даже построили небольшую баньку рядом с зимовьем. Что было бы невозможно без бензопилы, под которую выделен отдельный пластиковый ящик с крышкой на защёлках. В нём же запасные свечи и цепь, масло и 5-литровая канистра с бензином для пилы. Там же небольшая ручная лебёдка с навитым на неё 50-метровым тонким тросом. Эту лебёдку мы используем для добычи воды из реки рядом с зимовьем. Берег очень высокий, обрывистый, ходить до брода далеко. Вот мы и протянули на противоположный берег своеобразную канатную дорогу, по которой спускаем в воду ведро и вытягиваем назад. 10 литров меньше чем за минуту. Удобно. Отдельно лежит небольшой пластиковый бокс с гвоздями разных размеров, саморезами и скобами для строительного степлера. Последний используется регулярно. Прикрепить клеёнчатую скатерть к столику в избушке. Затянуть полиэтиленом выбитое окно. На скорую руку соорудить походную баню из плёнки и жердей. Вариантов использования множество.
В «сундуке со сказками» лежит отдельный электрический мешочек. Это хранилище проводов, предохранителей, лампочек, различных реле, коннекторов и прочей электронечисти, на которую так богат современный автомобиль. Там же в пластиковом тубусе от карандашей лежит паяльник, кислота и припой. Мы же помним, что на борту есть пара розеток на 220 вольт.
С основным инструментом мы закончили. Теперь поговорим о ЗИПе. ЗИП – сокращение от «запасные части, инструменты и принадлежности». Что я беру с собой в длительные экспедиции? Это минимальный набор запчастей и расходников, которые могут, выйдя из строя, значительно усложнить саму возможность куда-либо доехать. Из запчастей всегда с собой: подшипник ступичный и задней полуоси, крестовина кардана, сальники, приводные ремни генератора и кондиционера, ремкомплект тормозных суппортов и ГУР.
Последний пригодился в этом году, в путешествии по Коми, когда пробило сальник гидроусилителя руля и декстрон погнало в мотор, смешиваться с моторным маслом. Ситуация была дикая: декстрон уходит, а подтёков нет нигде. Чуть с ума не сошли, ища утечку. Хорошо, попутно проверили уровень масла в двигателе, а он оказался значительно выше нормы. И вся эта ситуация, естественно, произошла в самых диких местах. Благо рядом был заброшенный 30 лет назад посёлок, а в нём старая ремонтная эстакада. Сняли ГУР, разобрали, заменили сальник и все резинки заодно, залили свежий декстрон и поехали дальше. Полдня, правда, потеряли. А декстрон и тормозная жидкость также были в ЗИПе.
Однажды по пути в Карелию колёсные гайки ослабли, открутились (или кто-то открутил их на парковке), и колесо на ходу ушло в кювет. С тех пор 6 гаек и пара колёсных шпилек лежат в ЗИПе. Ну а родной тойотовский домкрат живёт на своём законном месте в нише багажника сзади слева, вместе с баллонником и знаком аварийной остановки. Все перечисленные запчасти много места не занимают, но их наличие может конкретно выручить вдали от цивилизации.
Различные внедорожные инструменты и механизмы типа домкрата High Jack с подставкой для него, якоря для лебёдки, лома и кувалды на длинной рукояти берутся под конкретную задачу или местность, постоянно я их не вожу. Что тут же аукнулось. Однажды удалось застрять в чистом поле, провалившись в заросшую травой тракторную колею. Деревьев поблизости нет, якорь для лебёдки не взяли. Пришлось брать лопату и закапывать запасное колесо, а к нему уже крепить трос лебёдки. И ничего, спокойно выехали. Вообще, я не очень люблю весь этот гряземесный покатушечный экстрим. Моя задача – доехать от дома до места охоты, как можно быстрее и с меньшими потерями. Я охотник, а не любитель трофи-рейдов. Бездорожье для меня скорее помеха, а не место для развлечений.
Отдельно хочу остановиться на походном освещении. Охотничьи избушки, полевой или лесной лагерь нуждаются в хорошем освещении. Идею возить бензогенератор отвергли сразу. Помимо того что сам прибор довольно габаритный, так ещё требует приличного запаса топлива, которое тоже будет занимать много места. Плюс постоянный шум от работающего двигателя – удовольствие сомнительное. Поскольку у 105-ки 2 аккумулятора, решили остановиться на светодиодных панелях. Благо их много продают на AliExpress.
Длинный многометровый провод с двумя «крокодилами» на концах и в нужных местах разводка с коннекторами типа «мама – папа» через каждые пару метров. Цепляем «крокодилы» на клеммы аккумулятора, протягиваем провод по всей избушке или по деревьям на стоянке, подсоединяем светодиодные панели – и у нас готово освещение. В нужных местах, сколько нам требуется. Каждая панель оснащена кнопочным выключателем, и мы можем зажечь свет в любой точке лагеря на выбор. Светодиоды потребляют мало тока, аккумуляторы стоят на машине мощные, а генератор их заряжает во время движения. Чистая экономия.
После столь долгого чтения всех уже клонит в сон, и мы напоследок поговорим про спальное место в машине. Габариты салона «Тойота Ленд Крузер 105» позволяют при сложенной спинке заднего сиденья получить спальное место размерами примерно два на полтора метра. Правда, есть один нюанс: просто так ровный пол мы не получим. Заднее сиденье образует ступеньку. Кто-то мастерит специальную конструкцию из фанеры и металлического профиля, так называемый «спальник». Есть даже заводские конструкции, с мягким покрытием и несколькими выдвижными ящиками, в которые встроены газовая плита и раковина с умывальником. Но все эти приспособления много весят и занимают полезную площадь багажного отделения. Я поступаю проще. Беру надувной матрас и кладу его на пару ящиков с припасами, которые и компенсируют неудобную ступеньку. Спится на таком матрасе намного лучше, а места он занимает в сдутом состоянии крайне мало. И снова чистая экономия.
Все эти долгие годы регулярных охотничьих экспедиций выработали тот оптимальный набор снаряжения и оборудования, что я вам показал в этой статье. Десятки вариантов снаряжения, множество проб и ошибок привели к этому оптимуму. Самое главное – экономя на весе и габаритах снаряжения, мы никогда не экономим на безопасности и комфорте. Ведь наша основная задача – доехать и вернуться. Вернуться с добычей, новым опытом и новыми впечатлениями. А потом взять и повторить!
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, декабрь 2022