Это случилось – отъездив 3 (!) комплекта резины AT, я всё-таки поставил на свой джип комплект HT и уже проехал на нём около 20 тыс. км по самым разным дорогам и «направлениям». Кому интересно, готов поделиться впечатлениями.
Итак, машина Pajero Sport II 2.5 TDi 2014 г. Основное использование – поездки вне города: на дачу, за грибами, на рыбалку, на охоту и дальние поездки, типа на Кавказ с семьёй и на ту же охоту вплоть до Крыма. Поскольку в таком режиме 98% пробега происходит по дорогам с твёрдым либо с грунтовым покрытием, вариант грязевой MT отпадал автоматически. При этом в силу особенностей разведанных на тот момент мест, а это и липкие чернозёмы, и глины/суглинки, и заливные луга, и просто сильно грязные грунтовки, ставить рафинированную шоссейку тоже совсем не хотелось. Да она такая, штатная, и стояла, какой-то шоссейный Dueler, почему, собственно, вопрос о смене резины и возник сразу после первых выездов поздней осенью под Астрахань: на тамошних грунтах по сравнению с моим новым «жиппом» корова на льду показалась бы верхом проходимости.
Тем самым оставался вариант AT. «По совету друзей» я поставил Continental Conticrosscontact AT – шины без ведущих канавок с высотой протектора (глубокий и грустный вздох по безвозвратно канувшим временам) 18 мм. Да, трасса всё время на руле (машина гуляет), шумность – удовл., грунты, колеи и грязи, особенно в первый год, на отлично. Особенно если понимаешь, что лезть туда, где глубже клиренса, бессмысленно вне зависимости от резины.
Поскольку катаюсь я много и (см. выше) 98% пробега – это дороги с твёрдым покрытием, то за первый сезон износ новых шин составил порядка 5–6 мм. Ну, я примерно, из расчёта, что хватило этой резины на два с половиной летних сезона и пробега порядка 70 тыс. км. С остатком 13–14 мм грязевые свойства уже заметно понизились, особенно выход из колеи и преодоление скользких подъёмов. Если раньше, грубо говоря, об этом не думалось, теперь уже приходилось чётко рассчитывать траекторию и скорость, а порой сдавать назад по колее, если манёвр «не проходил» с первого раза. К концу второго сезона этот комплект по грязевым уже сдал настолько, что я начал подумывать о новой резине, и это несмотря на вполне ещё по шоссейным меркам безопасный остаток протектора 6–8 мм.
Машина всё ещё уверенно шла по мокрой с глубокими лужами трассе (без аквапланирования на 120 в залитых водой колеях в асфальте), отлично держала на сухих и средней раскислости грунтовых дорогах, но по грязи грести перестала практически совсем, т. е. уже не отличалась от шоссейки с умеренно «злым» рисунком. Поэтому на следующий год осенью, перед основным рыбацким сезоном, с остатком 3–4 мм я с ней расстался.
Хотел поставить новую такую же, но такие шины с нашего рынка пропали. Стал, как водится, спрашивать знакомых – посоветовали Yokogama Geolandar G012. По отзывам это действительно было вполне то, что мне нужно, вот только одна проблема обнаружилась: её уже сняли с производства, заменив более новой G015. Ну, какая разница, подумал я, и оказался сильно неправ. Когда новый комплект доставили, сказать, что я был удивлён – не сказать ничего.
Основная высота протектора оказалась 12 мм (двенадцать, Карл!). Это на новых шинах! И только где-то на плечах она достигала 13–14 (если надавить) мм. Что-то там, короче, щёлкнуло у производителей в тот год, и они разом перестали выпускать AT-шку с нормальной глубины протектором. Блин, у меня новый Dueler на запаске имел 12 мм. Короче, по грязям новая «Йока» ездила более-менее только новая, а уже к весне превратилась в то, что я полгода назад менял. Тем не менее по асфальту и самым разным грунтам, включая жидкие и скальные горные, ездить было вполне комфортно и безопасно. А с потерей грязевой проходимости я быстро смирился, благо география рыбалок и охот тоже поменялась и стала более цивилизованной с т. з. логистики.
По скорости износа довольно мягкая и не слишком шумная «Йока» тоже вполне оправдала себя. Первый такой комплект я сменил через два года с пробегом также около 60–70 тыс. км и остатком 3 мм. На такой уже, конечно, по лужам не гонял. Поставил такую же и на ней как-то отъездил аж почти три сезона – до такого же износа. А дальше призадумался…
К тому моменту я уже обзавёлся цепями на все колёса. Конечно, в грязи возиться с цепями – то ещё удовольствие (которое, я, кстати ни разу пока не испытывал), но по факту любые даже «слики» с цепями уделают любую самую «злую» MT «как бык овцу». Ну и зачем мне тогда all terrain резина? На грунтовых дорогах она даёт плюс к поперечной устойчивости (сносу) и позволяет «ехать быстрее». Но на моих маршрутах даже 100 км грунтовки (это максимум за раз) всё равно – ехать на 70 км/ч или на 60 км/ч. 10 минут разницы ничего не решают.
Безопасность и управляемость? Есть такое, но, опять же, асфальта у меня в пробеге настолько больше, что скорее его надо учитывать. В общем, решил я на четвёртом комплекте отказаться от летних шин AT и «попробовать что-то другое». А тут товарищ удачно поделился впечатлениями от езды на новой для меня марке Nitto, шины Dura Grapper H/T. Это вроде как всесезонка, причём с довольно «злым», большими кусками рисунком. Она у него стояла на Toyota FJ-Cruiser, на которой он регулярно посещал Прикаспийскую низменность с её солончаками в течение круглого года. Ещё цена сыграла: это была весна 2022 года, как раз всё устремилось ввысь, порой бесстыдно, а тут 270/65/65 R17 обходились по 14 тыс. руб. за колесо.
Сейчас у моей «Нитты» пробег около 20 тыс. км. В активе несколько «дальняков» к тёплому морю и дождливый сентябрь на севере Вологодской и юге Архангельской области. Итого без прикрас. Асфальт – очень тихо, очень ровно, даже для шоссейки. Расход – немного вырос, некритично. Соответственно, и накат чуть хуже. Тоже не важно. Грунтовые дороги – тут сразу чувствуется разница. Вперёд гребёт и тормозит отлично, но снос ловит легко, причём и на сухих, и тем более на мокрых и раскисших. Зато по грязям – пока одно приятное удивление.
По сути, как на AT второго сезона эксплуатации с той разницей, что покинуть даже совсем мелкую колею можно только интенсивными «танцами с бубном». Но это понятно: её просто нечем, плечевых выраженных разделённых элементов протектора нет. Зато прогребает и проплывает реально жидкую тяжёлую грязь по ступицу между глубокими ухабами на удивление. И даже на штатном давлении в колёсах при этом вполне очищается. В общем, несмотря на дождливую осень и реально раскисшие архангельские косогоры, я снова обошёлся без цепей, хотя морально был полностью готов к их применению. По износу не скажу, да я на новой глубину и не мерил, хотя визуально там точно не 9 мм, как на многих «корейцах» в таком размере (даже с маркировкой AT).
И в качестве резюме – пока переходом с AT на HT, но с глубоким и «злым» рисунком, я более чем доволен. На трассе комфорта и безопасности прибавилось. Проходимость на грунте и бездорожье оказалась значительно выше, чем можно было ожидать. И всё-таки, наверное, я рискну купить грязевые «браслеты» чисто на пробу. Потому как обувать цепи, когда колёса и арки уже по уши в жидкой грязи пополам с коровьим навозом, то ещё удовольствие… наверное. А чтобы проехать 200 м скользкого подъёма на пониженной, может, хватит и ресурса «браслетов». Которые надевать и быстрее, и значительно чище.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, ноябрь 2022