Красноярский край – второй по площади субъект Российской Федерации, занимает 2366,8 тыс. кв. км (или 13,86% территории страны), расположен в основном в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей.
Вдоль левого берега Енисея располагается низменная долина, а вдоль правого – Среднесибирское плоскогорье, высота которого достигает 500–700 м выше уровня моря. Протяжённость территории от севера до горных районов Южной Сибири почти 3000 км. На территории края в окрестностях озера Виви в Эвенкии расположен географический центр России. Кроме того, на территории края находится мыс Челюскин – крайняя северная точка материковой части России и всей Азии.
К Красноярскому краю относятся архипелаг Северная Земля, острова Норденшельда, Вилькицкого, Сибирякова, Диксон и др. На левобережье Енисея расположена восточная часть Западно-Сибирской низменности. Она неоднократно перекрывалась ледниками, поэтому рельеф в основном равнинно-холмистый, имеется много озёр, болот и рек. Среднесибирская низменность занимает большую часть Таймырского полуострова. Далеко простираются холмы и гряды высотой до 12 м.
На севере полуострова от Енисейского залива до моря Лаптевых протянулись невысокие горы Бырранга, средняя высота которых составляет 400–600 м. В южной части края высятся хребты Восточного и Западного Саян и Кузнецкого Алатау. У подножия хребтов лежит знаменитая Минусинская котловина, где благоприятные климатические условия. Восточный Саян начинается немного западнее города Красноярска и проходит на юго-востоке до гор Забайкалья. Западный Саян протянулся на южной границе Красноярского края более чем на 650 км. Он состоит из многих хребтов (Ергаки, Саянского, Куртушибинского, Тазарамы, Джебашского, Араданского и др.) и древних поверхностей выравнивания. На юго-западе протянулся Кузнецкий Алатау, отделяющий Минусинскую впадину от Кузнецкой.
Территория края составляет 236 679,7 тыс. га, из них площадь охотничьих угодий – 217 707,9 тыс. га, в том числе площадь закреплённых охотничьих угодий – 76 666,3 тыс. га, площадь общедоступных охотничьих угодий – 141 041,6 тыс. га. Она представлена полярными пустынями, тундровыми, лесотундровыми, таёжными, лесостепными и высокогорными ландшафтами, а также водно-болотными и луговыми комплексами и характеризуется высоким биологическим разнообразием.
Смена поверхности ландшафтов идёт с севера на юг по основным структурным подразделениям: Таймырская складчатая область с прилегающими островами Северного Ледовитого океана, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Енисейский кряж, Канско-Ачинская низменность, Алтайско-Саянская горная система с Хакасско-Минусинской межгорной впадиной.
Основными категориями среды обитания охотничьих ресурсов на территории края являются таёжные леса (территории, покрытые кронами древесной и древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади и с высотой растений более 5 м), хвойные листопадные, смешанные с преобладанием хвойных пород и др. (более 50%), тундра (безлесные территории приполярных областей, расположенные за северными пределами лесной растительности, а также территории с вечномёрзлой почвой, не заливаемые морскими или речными водами) (около 22%), болота (территории, постоянно или большую часть года избыточно насыщенные водой и покрытые специфической гигрофитной растительностью) (более 7%), молодняки и кустарники (территории, покрытые кронами древесной и древесно-кустарниковой растительности более чем на 20% площади и с высотой растений до 5 м) (около 6%).
По данным государственного охотхозяйственного реестра в Красноярском крае зарегистрировано 125 тысяч охотников. Ежегодно охотничий билет получают около 3500–4000 человек. Вместе с тем эти цифры не отражают число настоящих охотников – тех, кто осуществляет регулярные выезды на охоту, – так как многие получают охотбилет исключительно для регистрации огнестрельного оружия. По оценке министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, в среднем в сезон охоты получают разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях около 60 тысяч охотников. Данная цифра в большей мере отражает интерес к промысловой, любительской и спортивной охоте в обществе.
К наиболее распространённым охотничьим ресурсам на территории Красноярского края относятся копытные животные: дикий северный олень (выделяют тундровую, самую многочисленную на континенте таймыро-эвенкийскую популяцию, и таёжные группировки ДСО, при этом алтае-саянская популяция занесена в Красную книгу РФ), косуля сибирская, лось, благородный олень (марал), кабарга; пушные животные: волк, лисица, барсук, соболь, заяц, бобр и другие; бурый медведь; птицы: гуси, утки, глухарь, тетерев, рябчик, куропатка.
По данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания численность основных видов охотничьих ресурсов в Красноярском крае по состоянию на 2022 год (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения) составляет:
- лося – 88,1 тыс. особей;
- благородного оленя – 24,9 тыс. особей;
- косули сибирской – 60,7 тыс. особей;
- дикого северного оленя (лесного) – 81,3 тыс. особей;
- дикого северного оленя (тундрового) – 250 тыс. особей;
- кабарги – 44,6 тыс. особей;
- соболя – 395,8 тыс. особей;
- рыси – 1,0 тыс. особей;
- бурого медведя – 29,8 тыс. особей;
- барсука – 32,7 тыс. особей;
- глухаря – 415,1 тыс. особей;
- тетерева – 656,1 тыс. особей;
- рябчика – 1361,9 тыс. особей.
Анализ многолетней динамики численности и добычи охотничьих ресурсов показывает, что состояние ресурсов диких копытных животных в крае относительно стабильно и на большей части территории края имеет тенденции к постепенному увеличению. В целом можно сказать, что ресурсы охотничьих животных на территории Красноярского края используются не в полной мере, прежде всего за счёт труднодоступных охотничьих угодий и малонаселённых территорий, не охваченных промыслом, площадь которых остаётся в настоящее время значительной, позволяющей обеспечивать воспроизводство охотничьих ресурсов.
Анализ динамики численности диких копытных животных (лося, марала, косули сибирской, кабарги), полученной по результатам учётов, показывает, что последние 15–18 лет наблюдается стабильное увеличение значений показателей их численности в крае. Как и в целом по России, в крае последние годы фиксируются максимальные значения показателя численности этих видов за всю историю мониторинга. Между тем, считаем, что реальное состояние указанных видов диких копытных на большей части территории края относительно стабильно и имеет тенденции к постепенному увеличению, которому способствуют следующие факторы:
- относительно благоприятные климатические условия зимних периодов последних восьми лет;
- достаточная ёмкость угодий, хорошая обеспеченность кормами на большей части территории благодаря мозаичности биотопов, наличия обширных по площади зарастающих гарей, лесосек и брошенных сельхозугодий, неубранных и оставленных в зиму по тем или иным причинам полей зерновых культур;
- предпринимаемые меры по введению запретов и ограничений охоты в отношении косули сибирской в прошлые сезоны охоты;
- предпринимаемые меры по охране охотничьих ресурсов и проведению биотехнических мероприятий в охотничьих угодьях (в основном это касается относительно доступных территорий южной части региона).
Основные факторы, сдерживающие рост численности копытных животных в крае: физико-географические условия, охота (промысел) (для отдельных видов), ограниченность доступности кормов в зимний период, многоснежные зимы, повторяющиеся примерно раз в 10–12 лет, сокращение площадей свойственных для обитания видов угодий в результате добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, пожаров, гибели хвойных лесов, поражённых насекомыми-вредителями. Освоение лимита и квот добычи диких копытных (благородного оленя, сибирской косули, лося) составляет не более 40–70%. При такой степени освоения предлагаемого лимита прогнозируемый максимальный объём легальной добычи составляет по косуле сибирской и лосю около 2000–2500 особей каждого вида, благородному оленю – около 450 особей.
В крае зарегистрировано 269 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основании охотхозяйственных соглашений и долгосрочных лицензий виды деятельности в области ведения охотничьего хозяйства и предоставляющих услуги в этой сфере, в том числе 24 общины коренных малочисленных народов Севера.
В государственном охотхозяйственном реестре числятся 36 организаций, осуществляющих на территории края закупку, переработку и продажу охотничьей продукции. В штате охотпользователей состоят 328 производственных охотничьих инспекторов, осуществляющих охрану подконтрольных охотничьих угодий (учитывая малое количество государственных охотничьих инспекторов для такой обширной и большей частью труднодоступной территории, можно сказать об этом как об особенности).
Уровень организации и ведения охотничьего хозяйства, объёмы и качество получаемой продукции у многих охотпользователей в крае невысоки. Основные причины – низкая доходность производства, переориентация части охотпользователей на иные источники доходов и в ряде случаев некомпетентный менеджмент, неспособный самостоятельно организовать охотничий бизнес даже в благоприятном по экономическим возможностям регионе.
Для большинства территорий севера региона промысловая охота (в первую очередь на соболя) остаётся одним из немногих источников существования, при этом доходность последние годы существенно падает, в том числе с падением спроса и потерей рынков на международном уровне. В целом отсутствие собственных финансовых средств и инвестиций в отрасль приводит к примитивизации охотпользования, его экстенсивности, невосприимчивости к современным инновационным технологиям, а также неспособности в полной мере осуществлять возложенные на пользователей обязанности по охране и воспроизводству объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты.
В отрасли имеется ряд проблем, решение которых поможет создать благоприятные условия для поддержания и развития охотничьего хозяйства в крае. Основные задачи, которые сейчас мы ставим перед собой, это:
- привлечение охотпользователей к обсуждению правовых, экономических и экологических аспектов вырабатываемых решений в сфере охоты и сохранения охотничьего хозяйства;
- координация и стимулирование деятельности охотпользователей;
- развитие охотничьего туризма, сферы услуг в области охоты и охотничьего хозяйства, таксидермии и трофейного дела;
- сохранение исторического наследия и опыта, традиций в области охотничьего хозяйства, содействие распространению знаний о традициях и культуре охоты;
- обеспечение права граждан на отдых, благоприятную окружающую среду, их потребностей в охоте и использовании животного мира.
На наш взгляд, сложно выделить значимых пользователей в регионе, особенно по прогрессивности и вложениям в охотничье хозяйство.
В Красноярском крае промысловое значение имеют все виды диких копытных животных, обитающих в крае: лось, благородный олень (марал), косуля сибирская, кабарга, дикий северный олень, – а также пушные животные: соболь, колонок, горностай, рысь, песец, лисица обыкновенная. Другие хищники (бурый медведь, волк) являются объектами спортивной охоты. Высоко ценится в крае любительская и спортивная охота, в том числе трофейная. Наибольшее значение для населения имеют промысловая охота на соболя с целью заготовки пушнины и охота на дикого северного оленя, являющегося основным объектом охотничьего промысла для коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Красноярском крае.
Обеспечение устойчивого развития промысловой охоты в Красноярском крае представляет собой сложную проблему, включающую социальные, экономические и экологические аспекты. Стимулирование охотничьего промысла необходимо планировать в районах и угодьях, имеющих высокую охотхозяйственную продуктивность и одновременно малозатронутых промышленной деятельностью. При этом приоритет в развитии необходимо отдавать территориям, на которых поддерживаются многолетние традиции устойчивого охотпользования, при планировании развития охотничье-промысловой деятельности исходить как из существующих природно-экономических условий, так и организационно-хозяйственных особенностей охотпользования.
Для обеспечения развития промысловой охоты в Красноярском крае необходимо развитие закупочной деятельности и организация промышленной переработки охотничьей продукции. Промышленная переработка охотничьей продукции является традиционной составляющей комплексного охотничьего хозяйства и одним из основных рыночных способов повышения экономической эффективности промысловых охотхозяйств.
В зависимости от вида и объёмов заготавливаемой промысловой продукции её переработка в полуфабрикаты или конечный продукт может быть организована как непосредственно в охотничьих хозяйствах, так и на специализированных предприятиях, концентрирующих и перерабатывающих сырьё, производимое несколькими промысловыми хозяйствами. Наиболее актуальным вопрос организации закупки и промышленной переработки охотничьей продукции является для труднодоступных северных районов Красноярского края. В советский период охота, рыболовство и сбор дикорастущих растений (и грибов) были отраслями комплексных промыслово-охотничьих хозяйств.
В настоящее время действовавшие ранее на обширных территориях промыслово-охотничьи хозяйства в силу сочетания неблагоприятных объективных и субъективных факторов практически прекратили своё существование. Хотя существуют пользователи, являющиеся в какой-то мере продолжателями промхозов. В основном это организации северных территорий, организовывающие промысел местного населения, выдачу разрешений, приёмку продукции охоты, сбор и представление отчётности (например, некоммерческое партнёрство «Туруханское промысловое хозяйство», площадь угодий – 14,9 млн га). В большей степени это носит самоорганизующийся характер.
Одним из основных объектов традиционного промысла в крае является дикий северный олень (далее – ДСО), численность которого за последние 20 лет снизилась в четыре раза (в 2009 году – 485 тыс. особей; в 2014 году – 417 тыс. особей; 2021 год – 241,6 тыс. особей). При этом потребности местного населения превышают устанавливаемый в крае лимит добычи ДСО в несколько раз. Всего на территории районов, отнесённых к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживает 116 593 человек, из них более 15 тысяч человек являются малочисленными народами Севера.
На основании ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объёме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Действующая норма полностью исключает возможность регулирования использования и сохранения охотничьих ресурсов уполномоченным органом государственной власти, в том числе установления лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов для данного вида охоты, а также исключает возможность учёта потребностей лиц, относящихся к малочисленным народам, при определении квот добычи в муниципальных районах.
Министерством в последние годы усилены меры по охране ДСО на территории Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов. С целью постоянного контроля оборота продукции охоты на территории указанных районов на основных путях выезда из охотничьих угодий и населённых пунктов установлены посты с привлечением сотрудников полиции. Указанные меры привели к увеличению спроса среди охотников и охотпользователей на квоты добычи и разрешения на добычу дикого северного оленя. Спрос превышает устанавливаемые в крае лимиты добычи дикого северного оленя в несколько раз. К тому же авиаучёты численности ДСО 2021 года, проводимые в рамках краевой программы, показали существенное снижение численности и, как следствие, привели к ряду мер, в том числе уменьшению общего лимита добычи.
На наш взгляд, установленное ст. 19 закона об охоте право осуществления охоты без разрешений позволяет осуществлять добычу ДСО вне утверждаемых лимитов добычи, а также легализовать добычу любой продукции охоты на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и снижает государственный контроль и организацию рационального использования ресурсов.
Правительством Красноярского края подготовлен проект законодательной инициативы о внесении изменений в ст. 19 закона об охоте и ст. 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части разрешительного порядка осуществления традиционной охоты и выдачи бесплатных разрешений на добычу представителям КМНС в пределах установленных лимитов.
Предлагаемые изменения позволят принять дополнительные меры по сохранению уязвимых видов охотничьих ресурсов и биологического разнообразия в целом, обеспечить контроль за оборотом продукции охоты в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также сохранят и упорядочат реализацию их приоритетного права на использование объектов животного мира для удовлетворения личных нужд.
Проблем в данном случае гораздо больше, чем можно выразить в краткой справке. Это и права старожильческого населения на территориях КМНС, и проблема делегирования прав, в том числе членов общин, и общее состояние и ограниченность ресурсов. Кроме этого, имеются, как и везде, проблемы с занятостью и общим уровнем жизни населения.
Охотничье хозяйство, как один из видов природопользования, многофункционально. Оно ведётся ради получения товарной продукции (пушнины, мяса, лекарственно-технического сырья), предоставления услуг в виде самой охоты, имеет эстетический, социальный (особенно в районах традиционного природопользования) аспекты, является одним из важных инструментов регуляции экосистем (экологический аспект). Вопросы организации охоты в регионе отражают общее состояние отрасли в стране. Ситуация усугубляется труднодоступностью территории, относительной низкой продуктивностью и уязвимостью большей части угодий.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, октябрь 2022