Чем больше имеешь дело с колёсами, тем больше приходит понимание, что это тема, о которой можно говорить бесконечно. Покупаешь, например, комплект новой летней резины своему внедорожнику, выбираешь, присматриваешь, оцениваешь, читаешь отзывы… Владельцы пишут в том числе: «…Резина отлично балансируется! Не более 100 г грузов на сторону!» Берёшь комплект, приезжаешь с ним на монтаж и между прочим вворачиваешь, что вот де, пишут, отлично балансируется резинка-то! А в ответ получаешь удивлённый взгляд мастера и затем целую лекцию, сопровождаемую наглядной демонстрацией на своих же новых шинах того, что такое «отлично балансируется» и что такое… Но лучше мастер расскажет сам.
При выборе шин для внедорожника или кроссовера часто приходится сталкиваться с мнением водителей и владельцев, что свойство «хорошо балансируется» эквивалентно небольшим весам балансировочных грузов. Друзья охотники и рыбаки, неплохое совмещение центра тяжести покрышки с её осью вращения в процессе изготовления на заводе к определению «хорошо балансируется» имеет отношение в третью, если не в четвёртую очередь! Для колёс больших внедорожников, таких как 265/65/17”, даже 200-250 г балансировочных грузов на сторону не имеет особого значения.
Это для низкопрофильной резины легковых автомобилей действительно критична разница в весе колёс. Лишние 100 г на полуоси в зависимости от марки автомобиля за счёт низкого борта и большой жёсткости самой покрышки способны заметно увеличить нагрузку на элементы подвески и рулевого управления и ускорить их износ. Что касается джипов, даже таких небольших, как Suzuki Jimny или «Нива», то, во-первых, их подвеска и рулевое сконструированы с большим запасом прочности, а во-вторых, резина с высоким профилем при встрече с препятствием сама в значительной мере нивелирует нагрузку из-за разницы в весе колёс, если она есть.
Намного важнее, чтобы при монтаже на диск покрышка сохраняла симметрию тела вращения. Другими словами, не шла «винтом» и «яйцом», а боковина сразу садилась на диск однообразно, без выпуклостей и провалов. И вот только после этого, т. е. на 4-м месте, собственно сама развесовка и масса балансировочных грузиков. Почему даже идеальную сферичность и симметричность на диске покрышка может утрачивать? Дело в том, что чем больше колесо, тем неоднороднее его плотность.
Существуют специальные балансировочные станки с валиком, который прижимается к протектору и в процессе вращения колеса определяет разницу плотности. Конечно, такое тестирование более актуально для колëс легковых авто, кроссоверов и некоторых внедорожных шин, а для колëс грузовых авто, грязевых-внедорожных шин и разной спец- и сельхозтехники подобное в силу особенностей эксплуатации почти не применяется. Но и для легковых шин в наших условиях такое тестирование – редкость, во многом потому, что значительная часть всех легковых автопокрышек выходит по этому параметру за допустимые пределы. Только вот именно эта равномерность плотности шины во многом определяет то, хорошо ли она балансируется или неважно.
Какими бы ни были геометрически симметричными диски и покрышки, незначительная неравномерность толщины или плотности материала приводит к тому, что при монтаже и при нагрузке рабочим давлением в колёсах в паре «диск – шина» возникают деформации. Вот, например, комплект новых шин Nitto для рамного внедорожника. Собираем колесо, закрепляем в станке – да, он показывает 20×60 г. для такого размера это хорошо. Только если посмотреть это колесо во вращении, то увидим мы «яйцо», или биение в перпендикулярной оси вращения плоскости. Оно небольшое, но…
Насколько оно критично? На самом деле на руле и на полу джипа такое биение может вообще не чувствоваться. А вот на руле и кузове легкового автомобиля, предназначенного для быстрой езды по хорошим шоссейным дорогам, оно чувствоваться будет. Мало того, даже небольшое биение даст заметно больший износ подшипников, шаровых, сайлентблоков, рулевых тяг и наконечников, чем разница в весе балансировочных грузов, например, 100 г. И хотя на джипе мы такие «мелочи», повторяю, можем не ощущать совсем, любое биение также сокращает ресурс подвески, ходовой и рулевого.
Возникает вопрос: что делать? Да, бывают такие покрышки, с которыми ничего сделать не получается, – это брак, который в наших реалиях вернуть или обменять чаще всего очень непросто, а проще поставить колесо с этой покрышкой назад, задняя ось к таким колёсам менее чувствительна. Но сначала хороший шиномонтажник обязательно попробует компенсировать геометрию взаимным расположением шины и диска. В данном случае я беру только что смонтированное колесо, разбортирую его, смазываю посадочный борт дополнительно силиконовой смазкой и проворачиваю покрышку относительно диска…
Да, насчёт смазки. В хорошем шиномонтаже всегда собирают покрышки на диски с использованием специальной смазки с тем, чтобы борт садился равномерно и боковина сразу принимала окончательную геометрию. Некоторым покрышкам приходится дополнительно «помогать» обстукиванием специальной киянкой. Но в результате этого обеспечивается стабильная однородная посадка. Если же этого не сделать, то колесо после обкатки досядет на диск и потребует перебалансировки.
Вы наверняка сталкивались с тем, что уже при монтаже рабочие говорят: «Ну, проедете километров пятьсот, резина сядет, потом заедете – перебалансируете. Это для больших колёс неизбежно…» Неизбежно это не для больших колёс, а для неправильной сборки! Мы, например, вне зависимости от размера гарантируем, что после монтажа колёса не потребуют дополнительной балансировки. Конечно, если не прыгать на них через бордюры и открытые канализационные люки… (Действительно, могу подтвердить, что после сборки на Лавочкина мне ни разу – а это уже 8 или 9 монтажей – не пришлось балансировать колёса в течение сезона. Что зимние, что летние… – Прим. ред.)
Но вернёмся к сборке этого нового комплекта. Чтобы компенсировать деформацию под нагрузкой, для начала обычно покрышку проворачивают на 180 градусов, как я сделал сейчас. Обычно помогает, а если не помогает, то… дальше только наитие мастера. Иногда приходится буквально перебирать все сочетания «диск – покрышка» чтобы добиться приемлемой сферичности и симметричности. Но в данном случае помогло сразу, теперь колесо при вращении имеет идеальную сферичность без каких-либо поперечных или продольных биений. При этом балансировочный вес остался в тех же пределах 20×70 г. Наклеиваем грузы = колесо готово. Так вот теперь о том, что такое хорошо или плохо балансируется: из 4 новых покрышек с первого раза «села» нормально только одна. А три колеса пришлось снова спускать, разбортировать и вертеть на диске покрышку. Работа в итоге заняла более часа, и это не предел…
Вот и думай, покупая новый комплект резины, стоит пользоваться бесплатным шиномонтажом «в подарок» или не стоит. Будут вам на бесплатном шиномонтаже больше часа проверять геометрию, разбортировать только что собранные колёса, крутить покрышки на дисках и т. д.? Не говоря уже о посадочных смазках, герметике и пр. «Да ничего страшного, в любом случае резина при езде „усядет“ – заедете к нам, перебалансируем». Но уже за деньги.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июль 2022