По итогу 2021 года в России было реализовано 1 667 000 автомобилей, что больше, чем в ковидно-карантинном 2020-м, на 4,3%. В этой статье я хотел бы рассказать про некоторые реалии авторынка в 2021 году, а также реалии текущего года и его перспективы на текущий момент. Итак, по порядку.
2021-й был годом дилеров, если можно так выразиться, продажи шли довольно уверенно и прогнозируемо. Но были и особенности, которые не встречались ранее (как минимум на протяжении прошедших 10 лет). В частности, исчезли скидки как таковые и больше присутствовали «накидки». По факту скидки, конечно, были, но при определённых условиях приобретения: есть ли кредит или трейд-ин, сколько «допов» на машине и пр. Т. е. в зависимости от условий приобретения (финансирования сделки) могла быть та или иная скидка, и зависела она от заработка дилера со сделки.
Дилер в 2021 году начал зарабатывать больше, чем на протяжении предыдущих 10 лет, подход поменялся концептуально, особенно это было выражено со второй половины 2021 года. Даже встречались продажи только с дополнительным оборудованием: хотите машину сейчас – пожалуйста, вот она, но только с «допом» на энную сумму рублей (энная сумма могла быть от 30 000 и до нескольких миллионов, зачастую зависела от стоимости автомобиля), хотите пустую – ждите, она под заказ. И таким был рынок в целом, так делали все.
Возникает закономерный вопрос: почему сложилась такая ситуация? Единственным объяснением мне кажется дефицит поставок автомобилей, а он, в свою очередь, был обусловлен нехваткой электронных комплектующих и ростом цен на сырьё, а именно на сталь. Собственно, если бы машины были в достаточном количестве и их не приходилось ждать по 8 месяцев, а то и более, результаты продаж автомобилей в 2021 году были бы больше. Спрос есть, предложение ограничено, и по всем канонам экономики итоговые цены пошли вверх – за счёт доступных «инструментов» автобизнеса: дополнительного оборудования, страховок жизни в кредитах, «обязательного трейд-ин» (где-то и жадность имела место быть, не исключено).
Ни для кого ни секрет, каково правило бизнеса (не только авто-, а любого): есть возможность – зарабатывай больше. Так что чем дефицитнее и востребованнее автомобиль был у населения, тем больше прилагалось к нему разных доп. продуктов. Помимо хороших продаж с повышенной прибыльностью была высокая оборачиваемость складов, т. е. дилер не слишком тратился на хранение автомобилей. Не секрет, что машины у производителя покупаются в кредит, и чем больше машина находится на стоянке, тем меньше дилер с неё зарабатывает в итоге, теряя на выплачиваемых банку процентах. А в описываемых реалиях машина была оплачена заводу и тут же в максимально короткий срок передана клиенту, так что не хранилась месяцами на стоянке.
Дефицит был у кого-то сильный, а у кого-то не очень. Меньший наблюдался у китайских производителей, что обусловливалось двумя факторами: объём в продажах они только набирают и у них менее выраженная нехватка комплектующих (и, как правило, эта нехватка касается только ограничения тех или иных комплектаций, а не объёма выпускаемой продукции в целом).
Ну а что же нам сулил 2022 год? Аналитики прогнозировали рост 3–5% (были и те, кто предсказывал небольшой минус) и сохранение дефицита комплектующих и в грядущем году. Какие-либо значимые изменения не ожидались. Январь и февраль выдались довольно спокойными в продажах, даже можно сказать, с отрицательным трендом относительно второй половины 2021 года. Такое затишье оказалось вполне ожидаемо, ибо последние месяцы уходящего года были бойкими, рассчитывали на второй квартал (это тоже прогнозировали аналитики). И тут случилось то, что никто не предвидел и не прогнозировал… Реалии рынка во время проведения спецоперации изменились кардинально, и это коснулось не только объёма продаж в штуках, но и других факторов. Но обо всём по порядку.
Что касается продаж. До середины марта посетители и звонки в автосалоны оставались пусть и не в прежнем объёме, но всё же были, кто не успел купить ранее, пытались заскочить в вагон уходящего поезда, получилось далеко не у всех. Дело в том, что в конце февраля – начале марта из-за непонятной ситуации с валютой, с поставками комплектующих, да и в общем, остро встал вопрос с ценообразованием на автомобили. Импортёры приостановили отгрузки автомобилей дилерам (непонятно было, по какой цене продавать). Некоторые дилеры остановили продажи на время. Установив «неправильную» цену, можно понести убытки, а с другой стороны – «недозаработать», упустить прибыль.
Дилеры ждали решений от производителей, а именно – по каким ценам будут отгрузки. Но и сейчас, спустя почти 2 месяца, многие производители не отгружают автомобили. И если на начальном этапе это было из-за вопроса ценообразования, то сейчас причины уже другие – связанные с логистикой комплектующих. Конвейеры заводов остановили Toyota, Mitsubishi, Škoda, Volkswagen и другие. В связи с санкциями и собственно текущей ситуацией в стране у многих сложилось впечатление. что некоторые бренды ушли с российского рынка, как сделали другие компании. Однако ни один из брендов, остановивших производство, не сделал это официально! Т. е. их полный уход – это слухи. Однако сейчас заводы стоят, и когда их запустят, можно только гадать. Те дилеры, которых коснулась эта ситуация, вынуждены продавать остатки автомобилей со склада по завышенной цене, компенсируя снижение количества продаж прибылью.
Помимо вышеперечисленного, на спрос влияют и другие факторы. Центробанк поднял ставку до 20%, как следствие, ставки по автокредитам выросли до 27%. По статистике, половина проданных машин продаётся в кредит. Остановка заводов вызвала панику и у уже купивших автомобили клиентов. И небезосновательно: автомобиль нужно обслуживать, а запчасти не только подорожали в 2–4 раза, так их ещё и нет. Особенно это коснулось европейских марок. И когда они появятся, пока неизвестно. Идти покупать машину, на которую нет запчастей, как-то ненадёжно. Я говорю именно про нынешнее время. Возможно, всё поменяется. Когда стабилизируются поставки, станет понятно, будут ли дальше работать заводы, и т. д., спрос будет восстанавливаться и, на мой взгляд, довольно быстро. Люди, готовые покупать новые машины, есть, но они пока выжидают и не спешат расставаться с деньгами.
На фоне остановки многих заводов китайские производители анонсируют выпуск новой модели. В апреле Haval рассказал про новинку DARGO, сборка которой будет локализована на отечественном заводе, соответственно, конвейер не останавливали и продолжают набирать сотрудников на завод, у них всё хорошо. Машины и поставки есть. Да, цены сначала выросли , но, например, в мае снизились. причём проценты по кредитам снизились на уровень даже ниже прошлогоднего.
Даже если представить, что часть брендов покинет наш рынок насовсем, то ушедшие бренды заменятся другими. И чем дольше будут стоять заводы, тем больше людей обратят свои взоры на бренды, у которых риск остаться без запчастей минимален. И здесь большой потенциал у китайских производителей. Китайцы за последние три года очень подтянули свои позиции в плане узнаваемости и лояльности у наших людей. Автомобилей от китайских производителей на улицах становится всё больше, всё больше и реальных отзывов владельцев, и в основном они положительные. Доверие растёт. А модельный ряд у них огромный и на российском рынке представлен далеко не весь. И если сейчас какие-либо бренды, например премиальные немецкие марки, захотят уйти или даже просто сильно сократятся, то это зелёный свет для премиума из Китая, который в нашей стране только-только начинает развиваться и ему в этот сегмент зайти непросто, ибо немцы пока вне конкуренции.
Если подвести общий итог. то ситуация видится следующей. Март, апрель, май – полное затишье, продажи упали практически до нуля. Это было ожидаемо, и такое затишье мы проходили в начале 2015 года. Сегодня люди ждут и не понимают, что будет дальше: будет ли какой-то бренд представлен в России или не будет, будут ли запчасти в наличии, что будет с ценами. Останавливает даже не дорогая цена. а сомнение, что через месяц не будет дешевле. Когда будут ответы на эти вопросы, когда придёт полное понимание ситуации, тогда и начнут принимать решения о покупке того или иного бренда. Но в любом случае вся нынешняя ситуация может дать очень сильный толчок именно китайским брендам. Поживём – увидим, как говорится.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июнь 2022