Ещё раз о блокировке дифференциалов

Транспорт охотника
Ещё раз о блокировке дифференциалов

Дифференциал (межколёсный и межосевой) – устройство, позволяющее колёсам крутиться с разной скоростью и тем самым проходить путь разной длины. Без дифференциала при любом маневрировании колёса начинали бы пробуксовывать. На этом и основана работа механизма: при повышении нагрузки на одно из колёс вращающий момент перераспределяется на противоположное колесо.

Но при езде по грязи, снегу, песку, большим ухабам, когда из-за неровности поверхности колесо или диагональ могут вывеситься, работа дифференциала приводит к тому, что весь момент передаётся на ненагруженное колесо и транспортное средство начинает буксовать. Поэтому для езды вне дорог с твёрдым покрытием используются блокировки дифференциалов разных типов. Механическая полная блокировка распределяет момент 50×50, т. е. если это дифференциал межколёсный, то полуоси вращаются как единое целое.

Казалось бы, такое решение самое надёжное и «проходимое», но это не так. Те, кто занимается ралли-рейдами 4×4 на внедорожниках и квадроциклах, обычно знают не понаслышке, что именно из-за полной блокировки происходит большинство поломок полуосей и шрусов. При проваливании под лёд или закапывании под бревно или камень колесо может попасть в так называемый капкан, когда прикладывание к нему вращательного момента приводит только к увеличению тормозящего усилия: чем сильнее газуем, тем крепче колесо заклинивает. В этом случае механическая блокировка приводит к превышению расчётных усилий для полуосей или шрусов и, соответственно, к их сворачиванию или поломке.

Но даже для езды по грязи полный блок не является лучшим решением. Помним, что без дифференциала при любом маневрировании колёса будут пробуксовывать. И даже при полностью прямолинейном движении, но по неровной поверхности с разностью длины путей, которые проходят колёса, пробуксовка неизбежна. Например, при подъёме в косогор: заехало одно из колёс в ямку – будет пробуксовка. При езде на принудительно заблокированных дифференциалах это очень хорошо видно по следу протектора автомобиля.

На мокрых глинистых подъёмах полный блок дифференциала ведёт к тому, что даже на грязевой резине заехать наверх удаётся далеко не с первого раза, если вообще удаётся. К этим основным недостаткам остаётся добавить, что некоторые системы принудительной блокировки надо включать заранее, включаются они только при проезде с прямым рулём вперёд-назад нескольких метров, на квадроциклах из-за ограничений по прочности трансмиссии одновременно идёт принудительное ограничение мощности двигателя… На практике же чаще всего застреваешь ещё до блокировки, а дальше уже сама возможность ею воспользоваться есть не всегда.

101