Охотминимум. В плену закона

Тема номера
Охотминимум. В плену закона

Вопрос так называемых охотничьих экзаменов на сегодняшний день не просто созрел и перезрел, но уже даже начал плохо пахнуть.

Невежество охотников-неофитов подчас выходит за границы разумного: претенденты на получение охотничьего билета зачастую не могут продемонстрировать окружающим их людям хотя бы общее представление о том, чем они собирается заниматься сразу после приобретения такого опасного предмета, как огнестрельное оружие. На каждом «охотничьем» собрании, круглом столе и конференции обязательно звучат слова, что сдача охотминимума должна стать обязательной.

С юридической точки зрения охотничий минимум являлся чем-то призрачным, потому что законодательно закреплённое определение этого понятия попросту отсутствовало.

По этой причине в ноябре 2021 года правительство предложило проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охоте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“». Его предлагается дополнить статьёй 21, помимо прочих включающей в себя пункт 1: «Физическое лицо, впервые получающее охотничий билет, обязано пройти обучение требованиям минимума (далее – охотминимума) и после такого обучения пройти проверку на знание требований охотминимума». Пункт 2: «Охотминимум включает в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты, а также основы биологии диких животных».

«Охотминимум», упомянутый в пункте 2, существует уже 10 лет в виде приказа Минприроды России от 30.06.2011 № 568 «Об утверждении требований охотничьего минимума». В нём на 12 строчках полностью (!) изложено содержание правил охоты, 2 страницы занимают требования безопасности при осуществлении охоты и обращении с орудиями охоты и 20 (!) страниц отведено «Основам биологии диких животных» в форме простого перечисления видов «охотничьих ресурсов» с краткими выборочными комментариями.

Таким образом, сегодня, рассуждая о том, каким именно должен быть охотминимум, нужно принять во внимание, что наши благие намерения уже ограничены нормативными правовыми актами, и мы можем либо пытаться внести в них изменения, либо действовать в тесных, но тем не менее узаконенных рамках.

Подчеркну: как бы ни хотел кто-либо дополнительно внести в охотминимум что-то ещё (охотничью культуру, правила разделки дичи и т. д.), на данном этапе его пожелания вступают в противоречие с действующим законодательством.

По этой причине большинство существующих авторских вариантов охотминимума, включающих сведения по охотничьему собаководству, приёмам оказания первой медицинской помощи и другим вопросам, не могут быть использованы как методические пособия по подготовке к сдаче государственного экзамена.

Имеет смысл «отделить мух от котлет» и отдельно описать то, что в сложившейся ситуации можно сделать с охотминимумом и что, при условии внесения изменений в закон «Об охоте», в него следовало бы включить.

Что можно сделать?

Для начала – сформулировать определение понятия «охотминимум». Охотничий минимум (сокр. охотминимум) – комплекс минимально необходимых охотнику знаний, позволяющих получить доступ к охоте, обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей, сохранение и приумножение биоразнообразия, а также соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере охоты и обращения с оружием.

Напомню, охотминимум, который был бы легитимным на данный момент, придерживаясь представленной формулировки и содержания приказа Минприроды России, должен состоять из:

  • правил охоты;
  • требований безопасности при осуществлении охоты;
  • требований безопасности при обращении с орудиями охоты;
  • основ биологии диких животных.

Охотминимум. В плену законаДля начала полезно было бы включить в состав такого охотминимума развёрнутый комментарий к правилам охоты как основному документу, регламентирующему поведение на охоте и подготовку к ней.

«Основы биологии охотничьих животных» нужно снабдить иллюстрациями, которые позволят кандидату в охотники лучше запомнить, как выглядит тот или иной «охотничий ресурс».

Ещё одна интересная и важная деталь – орудия охоты. Приказ от 30.06.2011 № 568 определяет их как «огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесённое к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ „Об оружии“…, а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты». А значит, охотнику, который планирует охотиться, скажем, только с легавой собакой, при такой ситуации придётся изучать тонкости обращения с самоловами и изготовления «волчьих флажков». Ведь охотминимум должен быть единым для всех.

Что можно было бы сделать?

Помимо комментариев к правилам охоты, очень важно было бы дать их и к самому Закону об охоте, кратко сформулировать основные сведения, в нём содержащиеся, а также разъяснить будущему охотнику понятийный аппарат «темы», чтобы он хотя бы осознавал различия в функциях и полномочиях государственного инспектора, охотоведа и егеря и знал, что охотничье хозяйство – это не только домики с баней, но и сфера экономической деятельности.

Целесообразно было бы также включить в охотминимум описание основных видов и способов охоты, а также сведения о биотехнии, чтобы будущий охотник по уровню компетенции отличался от обывателя, у которого представление об охоте сложилось на основе популярных комедий середины 90-х годов. Описание этих видов и способов не должно ограничиваться теми, которые применяются в средней полосе России, так как действующий на сегодняшний день охотничий билет федерального образца даёт право на осуществление охоты по всей территории Российской Федерации.

Важное место в охотминимуме должны занимать и основы этических норм, так называемый этикет охотника, который пропагандирует принципы равенства охотников, уважения традиций, заботы об окружающей среде и гуманного отношения к животным.

Не стоит забывать и о культурном многообразии России. Ведь даже в среде преобладающего большинства русскоговорящих охотников на значительной части территории страны продолжают существовать и охотничьи терминосистемы, унаследованные от коренного населения. По этой же причине, как бы этого ни хотелось некоторым из нас, не следует включать в охотминимум обязательное изучение основ русского охотничьего языка, равно как и какие-либо обязательные сведения по истории охоты. Однако в целях сохранения и приумножения охотничьей культуры информация об охотничьем языке и истории русской охоты может быть включена в экзамен в виде самостоятельного блока вопросов, дающего дополнительные бонусные баллы.

И последнее. Охота, если отойти от описаний романтиков, невесть зачем повесивших на плечо ружьё, вообще-то имеет своей целью добывание животных. Это обязывает охотника не только знать, как он собирается это делать, но и понимать, что он с добычей будет делать дальше. Поэтому в охотминимум обязательно нужно было бы включить информацию об опасных для человека заболеваниях, переносимых животными, о правилах разделки, хранения и транспортировки мяса дичи.

Как должна выглядеть сдача охотминимума и подготовка к ней?

В зарубежных странах давно существует и хорошо отлажена система «приёма в охотники». К примеру, в Германии этим занимается развитая сеть частных школ и школ при союзах охотников. В земле Нижняя Саксония экзамен состоит из следующих частей: пулевая стрельба на стенде «бегущий кабан», стрельба по мишени «стоящая косуля», дробовая стрельба; письменный экзамен по 5 предметам – 20 вопросов с несколькими вариантами ответов (3–6) по каждому предмету (итого 100 вопросов за 150 минут); устный практический экзамен (нужно опознать 3 из 5 роговых сигналов, распознать следы животных и объяснить их, сдать экзамен по технике безопасности при обращении с оружием). Обучение проходит в форме недешёвых двух- или трёхнедельных курсов. В стоимость включена стрелковая подготовка (до достижения установленных результатов) индивидуальные занятия по обращению с оружием, обучение тому, что нужно делать на охотничьем участке, пробная сдача экзамена.

Охотминимум. В плену законаОднако в России проект федерального закона в пункте 6 предполагает, что «обучение требованиям охотминимума, проведение проверки на знание требований охотминимума, а также определение результатов проверки на знание требований охотминимума осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Обращаю ваше внимание: по тексту документа возможность самоподготовки будущего охотника или его обучения в общественной или коммерческой профильной структуре не предполагается.

Более того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту напрямую указано: «Осуществление предусмотренных проектом федерального закона полномочий по обучению требованиям охотничьего минимума и проверке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации знаний требований охотничьего минимума (далее – охотминимум) будет осуществляться в пределах установленной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органам в бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций». А на деле это означает, что на «органы» и их сотрудников, и так перегруженных канцелярской работой, ляжет огромная дополнительная нагрузка, не предполагающая увеличения финансирования.

По этой причине, на мой взгляд, не следует ограничивать возможность использования любых способов подготовки. К примеру, человек, желающий стать охотником, должен иметь возможность приобрести пособие с прилагаемым компакт-диском, где содержатся все необходимые сведения для сдачи экзамена по охотничьему минимуму, комментарии специалистов и образцы тестовых заданий. Или на специализированном сайте в интернете он может посмотреть видеоуроки по основным ключевым аспектам и наиболее сложным вопросам предстоящего теста.

На базе местных общественных объединений охотников, профильных учебных заведений и т. д. могут быть организованы специальные школы, осуществляющие подготовку по изучению вопросов охотничьего минимума. А федеральные уполномоченные органы должны лишь принимать экзамен у кандидатов в охотники по открытому списку вопросов, заранее утверждённому на общем федеральном уровне.

Необходимость введения обязательного экзамена для вступления в ряды охотников, пожалуй, одна из немногих инициатив последних лет, которую раздираемое внутренними противоречиями охотничье сообщество принимает единогласно. Поэтому можно предположить, что она не встретит противодействия ни с какой стороны – ни среди общественности, ни от госорганов. Нужно просто проработать приемлемую в нынешних условиях концепцию и, самое главное, обеспечить должное качество её воплощения в жизнь.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, апрель 2022

333