Консервация снегоходной техники на летний период

Транспорт охотника
Консервация снегоходной техники на летний период

На календаре – первый весенний месяц, а значит, не за горами тот день, когда исчезнут последние накатанные за зиму «буранки», а на озёрах и водохранилищах станет уже небезопасно передвигаться не только на снегоходах, но и на своих двоих.

Нет, конечно, где-нибудь на северо-востоке нашей страны, ближе к Северному Ледовитому океану, снегоходный сезон продлится ещё по июнь включительно, а случается и так, что даже в период весенней охоты битых гусей вполне можно вывозить к базе на снегоходах…Тем не менее снегоходная техника в любых широтах имеет лишь сезонное применение, а следовательно, рано или поздно у любого снегохода наступает относительно длительный «период покоя» – стояния в гараже или ангаре, в идеале под чехлом, до следующей белой тропы. Как сделать, чтобы этот простой не отразился нежелательным образом на состоянии и ресурсе частей и агрегатов? Есть несколько простых правил консервации снегохода на летний период, о которых и пойдёт речь.

Вначале стоит отметить, что эксплуатация снегоходной техники в весенний период, когда во многих местах, особенно на полях, прибрежной мелководной части водоёмов, ещё покрытых толстым слоем льда, южных опушках лесов и вырубок, а также на грунтовых дорогах, снег уже частично сходит, приводит к сильному загрязнению не только элементов подвески. Также при езде по лесу, торчащему из снега бурьяну и другой растительности элементами этой растительности забиваются все укромные уголки снегохода, в том числе в районе выхлопной системы.

Консервация снегоходной техники на летний период

Зимой, когда эта растительная труха постоянно сырая из-за летящих во все стороны снега, льда и воды, ничего страшного в ней нет. Но вот летом в гараже она высыхает, и нередки случаи, когда профилактический запуск двигателя неожиданно приводил к пожару, в котором сгорал не только снегоход, но и гараж, а то и весь дом с гаражом. Поэтому первое, что следует сделать по окончании сезона, – тщательно помыть и почистить весь снегоход. Ещё одна причина, почему это обязательно надо сделать, особенно если вы ездили невдалеке от дорог общего пользования, – противообледенительные реагенты, которыми эти дороги поливают в течение зимы.

При высыхании и положительных температурах они вызывают быструю и глубокую коррозию металлов, особенно алюминия, из которого сделаны не только большинство радиаторов, но и рамы многих снегоходов, а также заклёпки, которыми соединяются не только элементы рамы. Нейтрализует соли и другие реагенты мыльный раствор, которым после чистки следует хорошенько промыть весь снегоход.

Поскольку основную опасность при длительных перерывах в эксплуатации представляет коррозия различных деталей и элементов снегохода, то дальнейшие операции направлены на её предотвращение. По окончании сезона необходимо сделать плановое (или внеплановое ТО): поменять масло, если двигатель 4-тактный или 2-тактный, но масло заливается отдельно. Прошприцевать все втулки, чтобы выгнать оттуда влагу, которая неизбежно попадает туда при езде даже по сухому снегу, не говоря уже о мокрой каше конца сезона. Рекомендуется также хорошо смазать (законсервировать) цилиндры двигателя.

Консервация снегоходной техники на летний период

Тут обращу внимание на такой момент: на снегоходах BRP с двигателями ROTAX с системой E-Tec эта операция запрограммирована, т. е. для того, чтобы в должной мере смазать цилиндры двигателя, владельцу необходимо выполнить последовательность операций органами управления снегоходом: ключом зажигания, кнопкой дальнего/ближнего света и т. п. Вот только в русском переводе инструкции по эксплуатации эта последовательность действий переведена настолько криво, что, следуя ей, никакого эффекта вы не получите.

Поэтому если у вас снегоход BRP с двигателем с системой E-Tec и вы хотите выполнить штатную консервацию двигателя, лучше воспользуйтесь оригинальной инструкцией, которую можно скачать на сайте фирмы-производителя или у официального дилера. Но можно просто, как это делается на других снегоходах, вывинтить свечи и залить в каждый цилиндр необходимый объём масла. После этого свечи устанавливаются на место, с них снимаются контакты и стартёром делается несколько оборотов – для смазки внутренней поверхности цилиндров по всей площади.

Для того чтобы избежать конденсата в топливной системе (и возможного выхода из строя её элементов), необходимо либо полностью слить бак, либо, наоборот, хранить снегоход с полным баком. В противном случае за лето из-за перепадов температуры и влажности в полупустом баке может образоваться довольно много конденсата. Топливному насосу, магистралям и системе впрыска он, понятное дело, ничего хорошего не сулит.

Консервация снегоходной техники на летний период

Не лишним будет также максимально разгрузить все пружины подвески, т. е. вывесить подвеску, поставив сам снегоход на подставки-упоры. Если подвеска регулируемая, то на лето её обычно полностью «распускают», также максимально ослабляя пружины для меньшей их усадки. Остаётся только осмотреть и при необходимости поухаживать за гусеницей. Осмотр делается на предмет порезов, порывов, глубоких трещин. В том месте, где под ними обнажается корд, он неминуемо начинает гнить, и после лета в этом месте гусеница может просто лопнуть – если вовремя не признать повреждения критическими и не подготовиться заранее к замене.

Но чаще всё-таки гусеница за сезон изнашивается по краям, где начинает вылезать и махриться корд. Вот эту бахрому и вылезающий корд следует аккуратно обрезать, а сам корд – прижечь, чтобы расплавленная синтетическая нить «ушла в глубину» гусеницы. Иначе на будущий сезон из-за намерзающего снега и льда корд в этом месте будет вылезать всё быстрей и края гусеницы начнут в буквальном смысле осыпаться.

Где и как собственно хранить? Разумеется, вне воздействия прямых солнечных лучей, желательно под чехлом – чтобы не накапливалась пыль, место должно быть сухое, а если пол земляной, то лучше загнать снегоход на доски. Аккумулятор лучше зарядить и хранить заряженным, но клеммы снять. Следует ли время от времени заводить и прогонять двигатель? Я считаю, что если консервировать блок цилиндров смазкой, то не нужно. Если всё-таки не консервировать, то надо заводить его раз в месяц в течение всего периода простоя.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, март 2022

3041
Adblock detector