Основным ограничением для возможности езды зимой на квадроцикле вне прочищенных или накатанных трасс является высота снежного покрова.
При этом в начале зимы, когда снега немного и он ещё преимущественно мягкий, квадроцикл имеет преимущества перед снегоходом. Он легче преодолевает невидимые уже под снегом, но при этом жёсткие препятствия: земляные муравейники в полях, пеньки, ветровал и т. п. При наезде на такое препятствие на снегоходе вероятность поломки подвески и/или вылета с сиденья выше не только из-за того, что обычно на снегоходе скорость выше, но и из-за меньшего хода подвески.
Критическая глубина снегового покрова для езды на квадроцикле – высотой в полколеса. Обычно для зимней езды на квадроцикл устанавливаются колёса максимального размера, 28–30``, и шириной 11–12``. Для лучшей проходимости в шинах должно быть минимальное давление, поэтому, чтобы не разбортировать колесо или не провернуть под нагрузкой (закопавшись в грязь или под лёд) резину на диске, диски лучше ставить с высоким хампом и оборудовать бедлоками. Саму резину лучше выбирать помягче, тогда её не обязательно шиповать: на полном приводе хорошая резина неплохо управляется даже на голом льду.
Снег из-за перепадов температуры и влажности, силы приземных ветров и других погодных факторов может иметь очень разные свойства. Но всегда надо исходить из того, что где-то по балкам, лесным низинам и другим укромным местам при любой погоде и состоянии снега, грубо говоря, «на поле», они будут наихудшими для езды на колёсной технике. Тем самым при снежном покрове более 40 см лучше уже не съезжать на целину, а если делать это, то с особой осмотрительностью. Тем более сама езда по снегу, глубина которого приближается к ступице, – это прорывание: медленное, нудное, с повышенной нагрузкой на трансмиссию и с очень большим расходом топлива. У квадроциклов «из салона» при этом ещё, как правило, перегревается вариатор, редко когда настроенный на плавную работу при небольших оборотах. В рамках подготовки к зимнему сезону это надо сделать отдельно.
Какие ещё необходимые или желательные доработки нужны, чтобы безопасно и комфортно эксплуатировать квадроцикл в зимний период? Подогрев рукоятей руля и курка газа – обязательно. Установка качественной защиты рук – она не только необходима для езды по лесу, но и на скорости предохраняет руки от набегающего потока холодного воздуха, продувающего любые перчатки. Подогрев сидений – вещь неоднозначная: с одной стороны, так несомненно теплее, с другой – сиденье и одежда будут значительно более мокрыми, т. к. задуваемая снежная пыль будет таять на сиденье. Я подогревы сидений не ставлю, лучше потратиться на качественный костюм.
Большую проблему представляет собой обмерзание. Помню случай, когда мы пробивались по целине и в какой-то момент квадроцикл просто перестал ехать. Обследование показало, что на защиту намёрзло сантиметров 8 снеголедяной корки, которая из-за трения и веса стала в буквальном смысле мёртвым якорем. Штатная защита обычно изготавливается из алюминия, а этот металл обмерзает с удвоенной скоростью. Поэтому после того случая штатную защиту мы сняли, а вместо неё установили толстую пластиковую.
Помимо того что она практически не обмерзает и самоочищается, при наезде на препятствие под снегом, на тот же самый замёрзший муравейник – проклятье заброшенных полей, – такая защита не теряет геометрии, отыгрывая после изгиба обратно. Так же сильно могут обмерзать подножки, что чревато соскакиванием ноги в самый неподходящий момент, и детали подвески. Особенно алюминиевая защита рычагов. В ней зимой очень быстро образуется лёд, в котором пыльник шруса работает как в трубке. Дальше всё зависит от качества пыльника. Если он дубеет на морозе, то порвётся быстро, если не дубеет – медленнее, в любом случае ресурса ему это не добавляет. Поэтому на зиму такую защиту лучше совсем снимать.
Зимой при любом съезде с накатанной трассы полный привод и блокировку дифференциала надо включать заранее. Под снегом не видно, где можно застрять, а включение блокировки под нагрузкой на уже засевшем крепко квадроцикле часто приводит к поломке. Не думать о блокировке позволяет установка дифференциалов повышенного трения. Очень хорошо себя показали винтовые дифференциалы Torsen – они есть для многих самых распространённых марок квадроциклов: для Stels, Grizzly, BRP.
Такой дифференциал блокирует 80% нагрузки и позволяет избежать поломок трансмиссии при заклинивании колеса. Дело в том, что если при закапывании в грязь под снегом, при попадании под бревно или под лёд препятствие выше середины колеса, то при пробуксовке колесо может попасть в буквальном смысле в капкан, и чем больше крутящий момент на оси, тем сильнее заклинивает колесо и тяжелее его провернуть. Увеличивающаяся нагрузка начинает, что называется, искать слабое место, а таковым чаще всего оказывается промежуточный вал или шрус, которые разваливаются, ну а дальше приятная прогулка превращается в эпопею с эвакуацией.
Именно зимой такие поломки вследствие попадания колеса «в капкан» под снегом случаются намного чаще, чем в бесснежье. Дифференциал Torsen при критическом усилии передаёт крутящий момент на свободное колесо, тем самым сохраняя трансмиссию. На моём старом квадроцикле с таким передним дифференциалом за 24 тыс. км, в т. ч. зимой, не было ни одной поломки трансмиссии.
Что ещё для зимы необходимо и что надо иметь с собой? Киянку для выколачивания наледи, хороший колёсный компрессор, эфир/бензин или хотя бы трубочку, чтобы можно было набрать бензина из бака – это для бортировки колеса взрывом, если не получается сделать это компрессором. При езде по бездорожью разбортировка колеса даже при наличии бедлоков – практически штатная ситуация. Топор – обязательно. Квадроцикл весит в среднем полтонны, и приподнять его просто так даже втроём-вчетвером не всегда можно. А рычагом из бревна через соответствующую опору это можно сделать даже в одиночку, например если машина села на днище в промороженной колее или яме.
Штатные лебёдки, которыми обычно оборудуется квадроцикл в салоне, для зимы малопригодны (и вообще малопригодны для внедорожной эксплуатации). Надо ставить хорошие герметичные лебёдки – лучше две, вперёд и назад. Съёмная лебёдка на квадратах на квадроцикле неудобна тем, что когда застрял, например, передом, чтобы добраться до лебёдки, надо выкопать «кубометр грунта». Очень полезно иметь достаточный метраж дополнительного синтетического троса для лебёдок – обрезками по 5, 10, 15 и т. д. метров. При этом для соединения категорически не рекомендуется использовать металлические звенья (шаклы, карабины, тем более гаечные ключи для законтривания узлов) – либо мягкие шаклы, либо петля в петлю. Также лучше не использовать металлические тросы. При их обрыве (как и с металлическими шаклами и пр.) есть большая вероятность не только разбить кузов, стекло или фары квадроцикла, но и получить серьёзную травму.
В заключение хочется напомнить, что, как любая внедорожная техника, квадроцикл представляет повышенную опасность для ездока. У нас же люди очень любят расслабляться – на природе, вне дорог и вне зоны действия ПДД и ГИБДД. И большинство происшествий случаются именно в состоянии алкогольного расслабления. Падает реакция, хуже соображает голова – причём как у пострадавшего, так и у пытающихся ему помочь. Поэтому я считаю, что главное правило для всех – не только квадроциклистов, снегоходчиков в равной степени – никаких возлияний в процессе. Берегите себя и своих близких.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2022