Выбор ружья – будь это покупка нового в оружейном магазине или уже пострелявшего на своём веку – дело крайне непростое. Есть несколько факторов, в той или иной степени влияющих на конечный выбор.
Один из важнейших – бюджет, выделенный на покупку оружия. «Финансовая пропасть – самая глубокая», – утверждали два классика советской литературы. К ещё одной цитате из их романа я обращусь позже.
Оружие, как и любой другой предмет из обихода джентльмена, выполняет две функции: чисто утилитарную, для выполнения которой он исходно и предназначался, и представительскую. Конечно, в каждом конкретном случае соотношение важности этих параметров будет различаться, но то, что они влияют на выбор, бесспорно.
Психологи выделяют три типа социального поведения: асоциальный, квазисоциальный (стадный) и собственно социальный (стайный). Человек (и владелец оружия в том числе) по природе – существо социальное с сильно выраженным стайным поведением, поэтому для очень многих важно, что будет говорить по поводу купленного ружья «княгиня Марья Алексевна». Как-то раз одному из моих охотничьих ружей буквально за день до поездки на охоту потребовался ремонт, поэтому я взял другое. На охоте такой вот самозваный «Марья Алексевна», конечно, предварительно спросив разрешения, взял моё ружьё в руки и начал громко высказывать оценки и суждения по его поводу, хотя об этом его никто не просил, да и мне, и другим его мнение было, в общем-то, безразлично. Подобное поведение свидетельствовало лишь о его желании занять более высокое место в иерархии группы.
Охотники также объединяются в группы, существующие без иерархии, демонстрируя тем самым второй тип поведения – стадный. Психологи отмечают, что «стада» взаимодействуют путём несложных взаимодействий и сигналов между всеми его членами. Бывает стихийное лидерство, но оно обычно временно. Какая-то особь оказывается у всех на виду, ей начинают подражать и при этом не особенно задумываются о целесообразности. В стаде очень важно быть одним из, не выделяться и не выбиваться.
И ещё одно важное замечание: такой тип социального поведения существенно упрощает манипулирование членами группы. Помните, несколько лет назад в продаже появились ружья Bettinsoli? Они были в одной ценовой категории с ружьями FAIR и Battista Rizzini, но, в отличие от них, ружья Bettinsoli раскупались как горячие пирожки благодаря совокупности факторов, оказавших сильнейшее влияние на формирование покупательского спроса. Точно такая же картина наблюдалась и с взрывным ростом популярности – только благодаря не стихийному лидерству, а тщательно продуманной маркетинговой стратегии – модели отечественного спортивного ружья. А потом и в одном, и во втором случае наступило прозрение, что выразилось в снижении спроса.
Квазисоциальное и собственно социальное поведение как фактор, стоящий на втором месте по значимости после бюджета, также в значительной мере влияет на выбор оружия. В противном случае молодые и начинающие охотники не обращались бы на форумы с вопросом, какое первое в их охотничьей жизни ружьё им следует купить, ибо взять на себя вину за возможную ошибку при выборе они не хотят или не могут, поэтому и перекладывают ответственность за неё на более опытных товарищей, чей авторитет и точка зрения на начальном этапе являются для них непререкаемыми и бесспорными.
Не ошибусь, если скажу, что в выборе оружия есть универсальные закономерности, но в то же время есть и частности, присущие данной конкретной стране. Так каким же ружьям отдавали предпочтение, например, английские охотники в 2021 году? (Почему вдруг английские охотники, спросит любознательный читатель. Дело в том, что я обратился к коллегам из целого ряда европейских стран, но интерес к теме проявили только английские журналисты, возможно, потому что вопрос им самим показался интересным, а возможно, у них уже были результаты подобных опросов. Я с удовольствием делюсь полученными от коллег результатами.) Но сначала предварительное замечание. Опрос проводился среди тех охотников, кто охотится по перу (вальдшнеп, голубь, фазан, куропатка).