О колёсных дисках, или То, что видят только шиномонтажники

Транспорт охотника
О колёсных дисках, или То, что видят только шиномонтажники

Автомобили, эксплуатируемые для поездок на охоты и рыбалки, для поездок за грибами и просто на дачу, в общем, авто, имеющие существенные пробеги по дорогам без твёрдого покрытия, испытывают повышенные нагрузки и износ. Чем хуже дороги, тем меньше срок жизни у деталей подвески, системы рулевого управления, трансмиссии…

Но есть ещё одна деталь, об износе которой автовладелец обычно узнаёт либо по факту неисправности (поломки), либо на шиномонтаже. Речь о колёсных дисках. Рассказывает Александр Фомин, сотрудник автосервиса «Шиномонтаж на Лавочкина 32».

Колёсные диски, как любая другая комплектующая деталь автомобиля, подвержены старению, износу и имеют ограниченный срок службы. Правда, порой довольно значительный, при безаварийной эксплуатации сравнимый с ресурсом двигателя или даже кузова. Иногда же диски практически умирают на пробегах в 100 тыс. км. Причём без вмешательства бордюров или других жёстких препятствий, способных диск деформировать или сделать на нём глубокие задиры. Но обо всём по порядку.

Повреждения колёсных дисков подразделяются на два типа. Первый – в результате неаккуратной езды, аварий и т. п. Это механические повреждения внешнего обода, бортов и полки, замины, потеря геометрии. Некоторые такие повреждения, включая поломку спиц литых или кованых дисков, в настоящее время исправляются. Навариваются повреждённые борта, горячей прокаткой возвращается геометрия. ПДД запрещают использовать диски с заваренными трещинами в спицах, хотя знаю примеры, когда и эту работу «умельцы» выполняли настолько аккуратно, что внешний вид практически полностью сохранялся. Но на сварку спиц табу, т. к. при езде на диск и спицы приходятся очень большие знакопеременные нагрузки и нагрузка на излом.

Любой здравомыслящий шиномонтажник отговорит от этой затеи. Всё то же самое касается и штампованных колёсных дисков, с той лишь разницей, что до трещин и изломов там дело не доходит. (А если доходит, то, скорее всего, придётся уже менять как минимум подвеску, если не всю машину.) Да, ремонт «ковки» и «литья» – это недёшево. Особенно если восстановление бортов диска требует сварочных работ. Но иногда это имеет смысл, например, если цена за один диск значительно более 30 тыс. рублей, а ремонт (последствий жёсткого «сёрфа» по бордюру) обойдётся в 20–25 тысяч. Правда, надо иметь в виду, что такой ремонтный диск, даже если внешне не отличается от нового, всё равно не будет иметь той прочности и жёсткости, какие были при его покупке. Использовать такой диск лучше на задней оси и не для раллийного вождения.

Более детально, я считаю, стоит рассмотреть вторую причину повреждений, поскольку от водителей она обычно скрыта, как и сами повреждения, до тех пор, пока вдруг диск не перестаёт держать бескамерную резину или (такое тоже бывает) не лопается по борту обода. Речь об естественном износе – истирании – наружного и в большей степени внутреннего бортов диска и полок, т. е. границы контактной зоны покрышки и обода. Причина износа очень проста – попадание песка между покрышкой и диском, который при езде работает как наждак. При этом диск сам по себе так устроен, что больше песка попадает под внутренний борт диска, и если с внешнего борта он ещё как-то вымывается на мойке, то с внутреннего не вымывается никак.

Конструкторам колёсных дисков всех типов эта особенность давно известна, диски конструируются с её учётом, однако, как всегда, есть одно «но». Первым делом истирается и повреждается защитное покрытие колёсного диска, обнажается металл – сталь, если это штамповка, или сплавы алюминия, если речь о литых или кованых дисках. А дальше к механическому износу сразу добавляется коррозия, ускоряющая процесс в разы. Штампованные стальные диски подвержены ей в меньшей степени; вообще, штамповка наиболее устойчива к износу, и обычный в меру аккуратный и внимательный автовладелец редко доводит свои штампованные диски до состояния полного износа и коррозии.

О колёсных дисках, или То, что видят только шиномонтажники

А вот с алюминием всё намного хуже. Кованые диски более устойчивы и к истиранию, и к коррозии. Впрочем, зависит это от конкретного производителя. Например, оригинальные диски Mitsubishi Pajero Sport очень «ноские» – всё благодаря удачному сочетанию механических свойств материала, технологии «ковки» и конструкции (толстые борта и полки). А считающиеся очень неплохими литые диски одного отечественного сибирского производителя «сгнивают» буквально за три-четыре года. Сгнивают – перестают держать давление из-за износа и каверн в месте контакта покрышки с бортом диска. Всё зависит ещё, конечно, от частоты езды зимой, по политым реагентами дорогам, т. к. из-за реагентов скорость корродирования увеличивается в разы. Но можно ли это как-то если не предотвратить, то сильно замедлить?

От коррозии диск защищает покрытие – слой специальной краски с высокой износоустойчивостью. Но если взять всё те же оригинальные диски Pajero, то у них великолепное толстое и прочное покрытие внешних частей, и настолько же слабая покраска внутренней части. Поэтому песком под бортом покрышки она практически полностью стирается за 30–40 тыс. км пробега. Особенно если пробег этот приходится не только на асфальтированные дороги. В настоящее время отработана и предлагается многими фирмами-сервисами технология покраски колёсных дисков всех видов. Перед покраской диск полностью очищается в пескоструйной камере от старой эмали, шлифуется, износ и коррозия на бортах устраняются на специальных станках.

После этого диск грунтуется, покрывается эмалью и сохнет в сушильной камере при высокой температуре. В результате качество покрытия ничем не отличается от оригинала. С той лишь разницей, что если на оригинальном диске на внутренней (под покрышкой) части производитель на покрытии сэкономил, то при покраске, например, у нашего партнёра «Полимеркрас» толщина и прочность покрытия не будет различаться на внешней и внутренней частях диска.

Продляет ли покраска жизнь колёсным дискам? Безусловно. Качественное покрытие изнашивается до металла значительно медленнее, за пару полноценных сезонов с пробегами под 40 и больше тыс. км, а возможно, и больше. Всё зависит от погодных условий и дорог – насколько много песка попадёт между покрышкой и бортом диска. Но минимум два, а то и три года диски могут быть практически полностью защищены от коррозии, которая, стоит повторить, ускоряет выработку борта диска под покрышкой в разы. Почему же не красить диски раз в два-три сезона? Ведь покраска комплекта 17” дисков обойдётся в 9–14 тыс. руб. (в зависимости от допопций), а это гораздо дешевле покупки новых дисков, тем более оригинальных.

Очевидно, дело в том, что при езде на одном комплекте дисков оставить машину «без колёс» на 2–5 дней (именно столько занимает качественная работа по покраске и, если требуется, ремонту комплекта дисков) могут себе позволить немногие. А если машина эксплуатируется на двух комплектах колёс (диски плюс резина), то… об износе и повреждении бортов, как правило, узнают только тогда, когда колесо начинает спускать и «поезд уже ушёл». Если вы не меняете машины раз в 3–4 года и используете один комплект дисков, то я бы всё-таки рекомендовал профилактическую разборку и ревизию колёс раз в два-три года, и раз в три, если меняются колёса в сборе. Покраска – по факту износа. Экономия такого подхода очевидна.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, январь 2022

1932
Adblock detector