Красота относительна. Охотник привык считать идеалом совершенства английскую двустволку с горизонтальным расположением стволов с её «зализанными» стройными очертаниями, в то время как человек технократического XXI века в подавляющем большинстве своём посчитает её уродливым анахронизмом.
Нет, право слово, что это за идиотская идея – поставить рядом два толстых ствола с большими дырками, пришпандорив их к одной палке? Вы посмотрите на неё в профиль – одни изгибы и прогибы, ни грана симметрии! Его душа в гораздо большей степени будет лежать к геометрически правильному, выверенному силуэту AR с его расположенным на одной линии со стволом прикладом, резкими и понятными, не оставляющими места для двоякого толкования сочетаниями перпендикулярных и параллельных линий, однозначному и простому, как буква латинского алфавита. Или же сердце современного человека принадлежит, продолжим сравнение, летящему, полному агрессии, устремлённому вперёд автомату Калашникова с его сочетанием резкости латыни и гибкости кириллического шрифта, раз уж мы говорим о буквах. И все эти три точки зрения имеют право на существование.
Но мы говорим о ружейной классике, которая в значительном большинстве случаев подразумевает орех и сталь с воронением и гравировкой. Причём хитрость эстетики классического охотничьего ружья и состоит в том, что всё оно и есть законченное произведение искусства. Всякие финтифлюшки вроде резьбы по дереву и гравировки от Джованелли ты понимаешь, только поднеся его к глазам, когда ансамбль рассыпался и ты можешь разглядеть суровый пейзаж Дакоты позади стремительного силуэта вилорога или силуэт волка, крадущегося позади ревущего в дубняке благородного оленя… Ружьё делается «в общем» и «для всех», а гравировка – только для хозяина.
Существует точка зрения, что современная мелкая английская гравировка появилась на оружии как следствие распространения охот британской знати в Шотландии – где в суровых условиях, в постоянном соприкосновении с кустами и камнями, боковые полированные доски двуствольных (тогда ещё капсюльных) ружей получали мелкие характерные повреждения, а на оружии с орнаментом они оказывались не так видны. Однако тТрадиции украшения оружия существуют в мире со времён ранних кроманьонцев и неандертальцев, а украшение германскихе, французскихе, австрийскихе, арабскихе и какихе угодно образцовы огнестрельного оружия XVI–-XVIII веков вряд ли преследовалои какие-то иные цели, нежели подчёркивание статуса своего владельца.