Охота и искусство

Тема номера
Охота и искусство

Охота неразрывно связана с искусством на всём протяжении пути человечества. Более того, я думаю, что именно охота была одним из факторов, вызвавших искусство к жизни. Искусство было одним из способов самовыражения, призванного закрепить охотничьи успехи – отдельного охотника, семьи, рода. Фрески пещер Альтамиры, Тассили, Эрреро тому свидетели.

И в дальнейшем изображения охоты в искусстве были долгое время одним из доминирующих мотивов – наряду с войной, властными церемониями, религией и любовью. Да и что есть изображение охоты в то время, как не подчёркивание превосходства человека (охотника), демонстрация его власти над природой и его (охотника, опять же) физических качеств? Это и ассирийские рельефы с охотой царей на львов, и египетские фрески, и охотничьи сюжеты в росписях эллинских ваз, и римские мозаики, и средневековые гобелены.

Вообще, нет ни одного значимого направления изобразительного искусства античности, «тёмных веков» и Средневековья, в котором охота не оставила бы весьма значительного следа. Особое изобилие охотничьих сюжетов мы начинаем наблюдать именно в Средние века: охота считалась необходимой тренировкой благородного человека перед войной, а также одним из способов пополнения пищевых запасов и деликатесов к столу. «Охотничьи гобелены» становятся целым направлением искусства, можно даже сказать, массовым, судя по тому, сколько их дошло до наших дней.

Охота и искусствоРудольф Френц. Сборы на охоту

В Новое время и позднее, в XIX веке, охотничья живопись оказалась очень популярной и даже легла в основу некоторых специфических жанров. Из титанов у истоков стояли такие люди, как Альбрехт Дюрер. Веласкес, Брейгель. Их охотничьи (и анималистические) сюжеты весьма разнообразны по жанрам и исполнению – от придворных портретов Веласкеса до аллегорий на христианскую тему у Дюрера. Но все они в той или иной степени отражают роль охоты в жизни людей того времени и общества.

45