Пиар-акции на тему биотехнии как инструмент маркетинга

Культура охоты
Пиар-акции на тему биотехнии как инструмент маркетинга

Мне часто приходится слышать высказывания, что раньше дичи было много, а теперь её мало, и это мы виноваты во всём: потому что не знаем меры, потому что расширяем сроки, ружья всё дальнобойней, скорострельней, обзавелись ночным зрением, потому что… потому что… Эта волна меланхолии то и дело накатывает от разных знакомых мне охотников.

Я пытаюсь посмотреть на известные мне угодья через призму времени, чтобы понять: что пошло не так? Охотников стало меньше в разы, такое понятие, как сельский охотник, вообще кануло в Лету. На смену пришли «городские – в выходные». Умерло сельское хозяйство. Поля пустые и в бурьяне. Несомненно увеличилось количество дач и заборов, с ними связанных. Увеличилось количество заборов близ водоёмов. И на этом, господа охотники, всё. Нет тотального истребления экосистемы, разлома земной коры и техногенной катастрофы. Откуда же тогда эта байка про сотенные стаи уток и табуны лосей? При всём уважении к отцам охоты, думаю, они склонны воспринимать молодость в исключительно положительном свете, и всё, что с ней связано, так или иначе приукрашивается. Так уж устроена психология людей, не будем судить их за это.

Волна охотничьей меланхолии возбуждает в массах стремление повлиять на происходящее, организовать какие-то биотехнические мероприятия, охранные меры, спасательные проекты. В общем, люди пытаются как-то задавить меланхолию в себе и развеять её деятельностью. В общем-то, это хорошая мотивация. И у многих получается вести «своё» охотничье хозяйство с большим количеством дичи. Другие тоже не отстают и приумножают «не своё», зато для души. Есть и третья категория охотников – популисты-бизнесмены. Эти дельцы пытаются нажиться на меланхолии по отсутствию дичи в угодьях, то есть сохранение дичи становится для них неким бизнес-проектом. Это такая тактика прямого заигрывания с широкими массами народа, раздачи необоснованных обещаний с целью повышения популярности своего бренда, иными словами, популизм. «Сохранение дичи» – хороший маркетинговый ход, чтобы поднять продажи. Тут даже не надо въезжать в эту самую биотехнию, и вкалывать много не придётся. Достаточно сделать небольшой пиар-ход (имитацию деятельности), пригласить пару-тройку узнаваемых людей. А дальше всё сделают соцсети, спецэффекты и телевидение.

Пиар-акции на тему биотехнии как инструмент маркетинга

В последнее время эти пиар-акции с биотехнией стали весьма модным трендом. То утят выпускают в угодья, то гнездовья ставят. Вложения минимальны, зато пиар-ход хороший, есть чем обновить ленту. Потом, ближе к сезону, эти же лица едут куда-нибудь в места массовых гнездовий или зимовок и там показывают класс по охоте. А если спросят, что много настреляли, то всегда можно отмазаться от этой претензии той самой биотехнией, помпезно описанной в интернете. Всё вроде бы неплохо. Но какое отношение это имеет к сохранению дичи? Да никакого. Взять хотя бы гнездовья для уток. Насмотрелись кино, как там за бугром из сетки делают гнёзда для уток, и давай повторять. Да вот только все по-своему это делают. Я изучил многие публикации в соцсетях на эту тему, и скажу я вам, что выбранные места малоперспективны для кряквы, гнездовья поставлены на авось, а деревянное основание создаёт доступ к кладке хищникам (норке, горностаю). Заселяемость таких строений довольно слабая. Про долгосрочную перспективу этих конструкций говорить не приходится, вопрос так и остался в воздухе: кто будет за этими гнездовьями следить и кто потом будет убирать весь этот мусор?

Пиар-акции на тему биотехнии как инструмент маркетинга

Что касается выпуска утят в дикую природу... Куда эти утята потом полетят зимовать? Да никуда, останутся у городского парка, они ведь не дикие – они домашние. Там тепло и хлебом накормят до отвала. А хищники? Или вы думаете, этих утят мать-природа там сама защитит как-то? Природа позаботится о них в порядке пищевой цепи. Это же пир для всех плотоядных пушных и не менее хищных птиц. Что там дорастёт до охотничьего сезона, непонятно. Да это и неважно, главное – акция состоялась, фотки есть с мероприятия, остальное приукрасит и сгладит медиасфера. Один предприниматель от охоты 200 утят выпустил – его партнёры на своих сайтах обновляют на этом новостную ленту. Сеть бизнес-партнёров работает, спонсоры подключились, соцсети, телевидение раскручивает пиар-ход. Биотехния удалась… Доверчивые клиенты потянулись. От некоторых бизнесменов я улавливаю скрытый посыл в стиле «купи у меня товар – и деньги пойдут на восстановление дичи». По-моему, это перебор, друзья. Нет, ну, в средневековье, конечно, можно было купить индульгенцию в церкви и снять греховную провинность. Но охота – это не грех, да и на дворе третье тысячелетие.

В этой медийной сфере бизнес-идей и популистских заявлений задействованы технологии манипуляции сознанием. Поэтому многие доверчивые граждане и новички начинают в эту ересь искренне верить. А для кого-то эти предприниматели становятся своего рода кумирами. А не потеряете ли вы себя, охотники, поклоняясь идолу?

Печально видеть ту же картину в общественных объединениях охотников. Чтобы заявить о себе, побыстрее набрать новых членов в группу, все из кожи вон лезут с пиар-акциями: выпустили пару уток, построили гнёзда для диких птиц, сделали скворечники и кормушки... Ведь мы же «правильные охотники», мы за сохранение дичи! Многие даже идут дальше и говорят о «восстановлении» дичи, то есть обещают своим последователям будущее изобилие. Потом в этих некоммерческих структурах появятся интернет-магазины, реклама, денежные пожертвования.

Пиар-акции на тему биотехнии как инструмент маркетинга

Одно владимирское объединение даже сделало своим членам нашивки именные, корочки-ксивы и шевроны, схожие с таковыми у силовых структур или контрольно-надзорных органов. Это тоже пиар-ход, чтобы выделяться на фоне «серой» (автор так не считает) массы охотников в общедоступных угодьях. Отдыхая на охоте и встретив такового вот ряженого, я более чем уверен, вы не поймёте, кто перед вами: общественник, охотинспектор, лесник, а может быть, война началась? Да, наверное, ребята, война началась. Маркетинговая война. Бизнес ищет питательную среду в охоте... Он давит на нашу слабость – охотничью меланхолию по изобилию дичи. Сначала дельцы пообещают вам, а потом будут разводить, как кроликов.  

Вы скажете, что легче всего критиковать тех, кто «хоть что-то делает» для природы. А я вам отвечу: вы сами делаете много для сохранения этой же природы и приумножения дичи. Мы все это делаем, бессознательно, по-охотничьи. И называется это всё общим термином – Правила охоты, которые установлены на уровне государства и права. Мы сами определили границы зон покоя, сроки охоты, правила добычи дичи. Мы сами взяли обет ограничений своей страсти. Это и есть будущее для наших детей: правила охоты от отца к сыну, от деда к внукам. Не надо впадать в меланхолию и верить всяким там популистам-бизнесменам! Их основная цель – не сохранение дичи, а набор новых последователей-клиентов в свою группу поклонников.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июль 2021

643