Гусиная охота – это не только моя страсть на протяжении более 15 лет, это челлендж, вызов, который с каждым годом увлекает и подчиняет себе всё больше и больше охотников.
Добывать гуся – осторожную, очень гибкую поведением птицу – не только когда тебе помог в этом счастливый случай, бывающий раз в пять лет, а то и реже, а вне зависимости от погодных условий, наплыва в область и район других охотников и вообще любых случайностей – вот что составляет высший пилотаж этой охоты и манит к себе всё новых и новых её адептов.
Не будем обсуждать тут стратегию и тактику самого поиска маршрутов пролёта гусиных стай, специфику организации присады и засидок, техники маскировки и манения. Каждый этот вопрос заслуживает специального подробного рассмотрения, да и сказано уже на этот счёт достаточно – умей только пользоваться «Гуглом» и отделять зёрна от плевел. Есть ещё один момент, который не то чтобы остаётся в стороне – нет, он обсуждается и довольно активно, но только в уже сильно профильных группах и темах. Я имею в виду средства доставки, или логистические решения для гусиной охоты. Транспорт, проще говоря. Согласитесь, потратить 2–3 дня на разведку, найти нетронутое место гусиной кормёжки, а потом не суметь туда заброситься – со всем комплектом чучел, скрадками, лопатами и пр., – это очень обидно. Правда, так, конечно, не бывает, но часто именно сложности заброски до места в итоге срывают либо комкают всю остальную охоту.
Задача же в наиболее общем и коротком варианте формулируется так: подъехать на полкилометра к месту будущей охоты, максимум – на километр. Нет, конечно, в идеале можно заехать прямо в чучела – но только в случае, если транспорт не нарежет при этом колей и не оставит сильно заметных с воздуха следов. Но обычно 500 метров – это то расстояние до места охоты, заброска с которого в рабочем порядке и без лишнего напряжения решается в 1–2 ходки.
Итак, что такое транспорт охотника на гусей? Если говорить о северных охотах, где самые успешные и потому «лакомые» из них проходят на болотах, то там, как ни странно, всё относительно просто. Если вы собираетесь посетить весной болото, ориентируясь на данные осенней разведки или свидетельства местных охотников/жителей, степень достоверности которых подвигает вас на этот подвиг, без спецтранспорта тут, как правило, не обойтись. И спецтранспорт в данном случае – это не «заряженный» внедорожник, не квадроцикл и даже не охотничий вездеход. Это либо трактор, либо большой гусеничный вездеход (иногда трелёвочник с тележкой). Поэтому для обеспечения наиболее спокойного варианта своевременной заброски главное – заранее найти, у кого оставить свои машины, и надёжный вариант аренды спецтранспорта.
В зоне развитого земледелия, где гусиная охота проходит на полях, вариативность транспортных решений много выше и диктуется широким спектром условий. Здесь всегда приходится искать компромисс между «проеду везде» и «доеду с комфортом». Варианты постройки собственных спецмашин на базе полноприводных армейских автомобилей с установкой обычно увеличенной резины (от БТР), например «шишига» с жилым кунгом, естественным образом ограничивают свободу манёвра. По трассе такие автомобили (даже если брать самые «космические» варианты типа «Мерседес-Унимог») имеют невысокую скорость и утомляют водителя значительно больше, чем управление категорией «В». Да, «шишига» на Ка-58 – это зверь-машина. Заехать на ней можно туда, куда гарантированно не проберутся никакие уазики или «буханки», при наличии навыков езды вне дорог, разумеется. Но вот… в процессе севооборота (и смены акцентов хоздеятельности) кукурузу сменили кормовые культуры, сместился основной коридор пролёта гуся, поменялась география охот, и на спецтранспорте добираться до мест охоты стало неоправданно трудоёмко. К тому же, когда такая машина в личном владении, придумать ей какую-либо разумную загрузку в течение остального года, вне периода гусиных охот, довольно непросто. В общем, этот вариант по-любому накладен, а технически полностью оправдан тогда, когда плечо охот не превышает 200–250 км.
Второй концептуальный вариант – это готовить свою собственную машину для езды по весеннему внедорожью. Это практически всегда лифт подвески (некоторые варианты которого сейчас связаны с определёнными сложностями при прохождении техосмотра или постановке на учёт) для установки резины увеличенного диаметра плюс замена всех требующих таковой замены агрегатов трансмиссии и подвески на усиленные. И это укомплектация автомобиля такими необходимыми «аксессуарами», как хай-джек, лифт-мейт, сенд-траки, лебёдка, трос, земляной якорь и другие офроудные приспособления. Довольно неплохо показывает себя и такой «колхоз», как 4 доски-сороковки по 4–5 метров (в габаритах автомобиля) с верёвочными петлями на концах для удобства оперирования. При определённой аккуратности и уравновешенности характеров водителя и членов экипажа эти импровизированные «сенд-траки» позволяют проехать участки такой жидкой пашни, которую трактор режет на всю глубину плодородного слоя. Довольно часто «ключевые» в плане проходимости места имеют длину от 1,5 до 3 габаритов автомобиля. В таком случае доски – вполне рабочее удобное решение.
Но главное неудобство, на мой взгляд, всё-таки заключается в первом и опять же, как я считаю, необходимом условии – лифте подвески. Без него проходимость качественно не изменяется, трудозатраты на преодоление грязевых и других труднопроходимых участков значительно возрастают, поэтому главная задача – уехать туда, куда основная масса случайных охотников не рискнёт забираться и где из-за фактора более низкого беспокойства концентрируется гусь, – станет трудновыполнимой либо невыполнимой совсем. Ну а лифт – это всегда снижение шоссейных качеств. Плюс грязевая резина. Повышается расход топлива, увеличивается боковая валкость кузова, снижаются скорость, комфорт и безопасность езды в целом. Плюс повышенный износ грязевой резины на твёрдых покрытиях и меньший ресурс агрегатов лифтованной подвески. Также возрастают нагрузки на трансмиссию. В общем, такой автомобиль автоматом перестаёт быть универсальным и начинает требовать ощутимо более частых капиталовложений.
В результате многих лет описанных экспериментов мы в своих охотах в зоне степей (Калмыкия) и земледелия юга и средней полосы (включая Вологодскую область) остановились на следующей концепции. Основные средства доставки до района охоты – это пикапы, джипы или полноприводный микроавтобус. Средство передвижения по угодьям – квадроцикл (или небольшой вездеход 4×4 или 3×3). Для охоты вчетвером квадрик обычно один, если компания подбирается 5–6 гусятников, то, как правило, уже два. По шоссе езда с вездеходом на прицепе на джипе или пикапе со штатной подвеской и резиной мне лично комфортнее, чем на том же джипе, «заряженном» хотя бы до уровня уазика. По свободе манёвра в угодьях квадроцикл нигде практически не уступает спецтранспорту, а если брать калмыцкие солончаки, то там, кроме квадрика, бывает, на другом и не проехать. Квадроцикл на практике здорово экономит время на разведку мест охоты и поиск удобной площадки для лагеря с путями подъезда к ней.
Я знаю, многих, кто не пробовал ездить «с ещё одним транспортом на прицепе», несколько пугает возрастающая сложность организации всего процесса, но она кажущаяся. На самом деле наличие лёгкого спецсредства настолько увеличивает гибкость логистики в угодьях, что операции на погрузку-разгрузку и пр. лишнего времени совершенно не отнимают. И такой ещё момент – маскировка: в отличие от машины, квадроцикл даже в голой степи может быть накрыт большой сетью так, что не пугает гусиные стаи, летящие в 200–300 метрах, или можно укрыть его в посадке, колке камыша в низинке или редких кустиках – тоже гораздо проще, чем машину. Кстати, и по затратам вариант прицепа с квадриком на порядок бюджетнее, чем спецмашина, и в долгосрочной перспективе он выигрывает у «заряжания» внедорожника до уровня среднего офроуда с последующей его эксплуатацией.
И напоследок всё-таки вернёмся к тому, можно ли без всего вышеописанного обходиться и насколько успешно. На самом деле можно. Все описанные варианты обеспечивают ваше техническое преимущество при поиске и «занимании» места охоты. Но есть также фактор наития, «чуйки» или хитрости, чувства этой охоты, в общем. Одна только техника без этих качеств не даст гарантированного результата, а вот как раз «понимание происходящего» и его «чувство» не всегда, но довольно нередко обеспечивают гусятнику преимущество и над более технически вооружёнными собратьями по страсти. Поэтому на вопрос, а можно ли обходиться без всех этих внедорожных заморочек, в общем, ответ «да» – но это тема для уже совсем другого разговора.