Вездеход «Вепрь»: история одного выбора

Транспорт охотника
Вездеход «Вепрь»: история одного выбора

Не так давно появился у меня дом в деревне, в лесу на левом берегу (Волги, автор из Чебоксар, – прим. ред.). Место глуховатое, но в плане охоты/рыбалки очень интересное. Но как всегда – всё самое интересное от дорог на порядочном удалении.

В общем, мы с друзьями один год таскали туда снегоход «Буран» с санями. Дальше 20 километров забирались только на разведку, а 20 – это как раз озёра, куда ездим за щукой. 10 километров щебёнки, 10 – по лесу, по старым лесовозкам. На «Буране» компания больше трёх человек умещается уже с трудом, да он и не едет, если больше. 4 человека – два на снежике, два в санях – это зимой по лесу «так закалялась сталь». Особенно с одной лыжей по лесовозке в присыпанных колеях, когда водила полдороги стоя едет... Потом весна, проталины, лёд ещё стоит, а не доехать: по 100–150 метров земля открывается. А когда тяга начинается, там на снежике вообще никак.

Пробовали мотособаку с тандемом санок. Тоже вчетвером – это максимум. Глубокий снег если, сразу проблемы, опять же скорость на пересечёнке ниже, чем у «Бурана». И вообще, «собака» не для езды с грузом по лесу, манёвренности не хватает, управление тяжёлое, утомляет. Конечно, меняешься, иногда не по одному разу. Но в итоге все уставшие, замёрзшие, заснеженные. А если распутица, то и в грязи. И ещё надо знать: наши леса – это не чистые сосняки-ельники. Тут в сторону Марийки (Марий-Эл) лес больше лиственный, подроста море, хмызник… Что на снежике, что на собаке всё время руками лицо прикрываешь, чтобы ветки не хлестали. И всё равно туда-сюда съездил – и весь исхлёстанный.

Вездеход «Вепрь»: история одного выбора

Другая проблема – это таскать эти агрегаты всё время с собой. А тут ещё эти зимы тёплые, в прошлом году через Волгу мы не ездили по зимнику, страшно. А в объезд – это 300+ км с прицепом. И не по скоростному шоссе совсем. В общем, нужна была техника: проходимая, грузоподъёмная, закрытая и чтобы можно было оставлять в деревне. Стали искать, советоваться – по этим параметрам больше всего подходил «Вепрь». Вездеход каракатного типа.

Огромные колёса низкого давления, мотор «Лифан», 4-тактная «пятнашка» с воздушным охлаждением, а все основные агрегаты… ВАЗ! Повезло найти б/у вездеход в приличном состоянии, ещё и по цене отлично: его компания покупала под какой-то проект, по лесу гонять то ли вдоль газотрассы, то ли вдоль ещё какой стройки, неважно… В общем, проект завершился, что не нужно – продаём за полцены. «Вепрь» – это вездеход с переломной рамой на поворотном кулаке, после покупки мы там что-то сразу поменяли и ещё ведущие шестерёнки изношенные. Привод цепной между коробками, там две коробки: вариатор и 4-ступка от ВАЗа. Сцепления нет, передачи втыкаются только с остановки, а дальше отрабатывает вариатор, т. е. если 4 воткнул – с неё и трогаешься.

Вездеход «Вепрь»: история одного выбора

В общем, привезли летом «Вепря» в деревню… Кстати, в ширину он чуть больше 2 метров – можно возить на прицепе по дорогам общего пользования без каких-либо специальных разрешений. Вес, правда, в нашей комплектации за полтонны. Это с закрытым кузовом, кабиной, фаркопом и ещё там по мелочи. Но, в принципе, его с собой таскать, например, весной на гусиную – невелика проблема. Короче, в деревне первым делом поехали на нём в пруд плавать.

Вдвоём он отлично на воде держится и даже управляется рулём, колёсами гребёт – красота. При случае, если лёд им проломить, и не утонешь точно даже на гружёном, и выбраться всегда можно своими силами. Для зимней рыбалки – самое то. Вообще, эти «Вепри» можно доукомплектовывать списком на полторы страницы – там куча опций, включая гидроусилитель. Но с переломной рамой, т. е. когда колёса все жёстко на мостах, а управляется он складыванием рамы между кабиной и кузовом, управление специфичное, надо привыкать. Например, когда в колеи глубокие встаёшь, или выходишь из них, за руль лучше не держаться: пальцы отобьёт. Непривычно, но руль надо бросить, и вездеход всё сделает сам.

По езде вполне комфортно, после снежиков и «собак» вообще отлично. Если на рыбалку, то зимой в кузов свободно грузимся вчетвером и один в кабину. Это с ящиками, жерлицами, бурами, рюкзаками и пр. Места много. Главное, всем тепло, не дует, по лицу не сечёт, и что от вождения, что от сидения в кузове намного меньше устаёшь, чем раньше в санках.

Вездеход «Вепрь»: история одного выбора

Трясёт, конечно, но колёса – они же и рессоры, кузов пенкой обшит весь, а главное, никакого тебе снега или грязи, которой при открытой посадке весь с ног до головы бываешь уделан при прохождении сложных мест. Да, и проходимость у «Вепря» отличная. Её пределы мы не познавали, тем более это и от резины сильно зависит, а у нас бюджетный и не самый грязевой вариант.

На грязевом «Вепри», судя по видео, топят только уже совсем в болотах, где человек не пройдёт. У нас таких нет, но по полям, по лесовозным грязям там, где на внедорожнике уже вообще никак, «Вепрь» идёт так, словно и нет ничего. Тоже непривычно это было сначала. Подъезжаешь к какому-нибудь месиву, останавливаешься, передачи начинаешь понижать… А сейчас просто с ходу.

Скорость по гравию у нашего максимальная 30–35 км/ч, это впятером. На четвёртой чувствуется, есть ещё запас по вариатору, но 15 «лошадок» уже не хватает. Да из них уже небось 2–3 сдохли, всё-таки и до нас он поездил, и мы на нём уже под тысячу накатали. Главное, тут поменять можно всё. Ремонтопригодность обалденная. Эта «пятнашка» закончится – уже присмотрели «двадцатку». Потому что в подъёмы крутые 15 нормально ползёт только на первой передаче. А чтобы мотор поменять, там, грубо говоря, четыре гайки открутить надо, и так практически со всем. И главное, всё это везде в наличии, практически везде можно найти – «Лифан» и ВАЗ. В любом сельпо есть.

Вездеход «Вепрь»: история одного выбора

Я один раз рейки рулевой оторвал крепление. Через ствол упавший прыгал – надо было двумя сразу, а я диагональю полез, и когда колесо вниз со ствола скатилось, прямо рейкой и ударился. Оторвал кусок уголка, на который она крепится, но мы ещё километров двести прошли, прежде чем её перекосило и рулевое встало. Так тут же сняли, сходили в ближайшую деревню и заварили как было. И всех ремонтов.

В общем, пока от «Вепря» только положительные впечатления. По деревенской логистике он сразу все проблемы решил. Едешь куда угодно и когда угодно. Хоть по последнему льду за щукой, хоть на тягу на дальние глухие места, хоть летом за ягодой или грибами, осенью вальдшнепа поискать – без разницы. Да и лося, например, из болота вытащить тоже не проблема. Вот теперь хочу его весной на гусиную взять.

Такая машина все работы по лагерю и обустройству места охоты сильно упростит, плюс если снега много будет и приличная распутица, то можно забраться туда, где на квадриках люди уже не рискнут. Всё-таки на охоту едут, а не на покатушки в грязи купаться. Но для перевозки нужен всё-таки большой прицеп. Килограмм на 700 грузоподъёмности – это минимум. И без бортов, открытая платформа, на которую «Вепрь» заезжает и за которую стропами расчаливается. А так, повторюсь, машина очень продуманная и надёжная.

Вездеход «Вепрь»: история одного выбора

Сапуны мостов не заливает, воздухозаборник даже штатный при плавании тоже не заливает, привод постоянный 4×4, вот не знаю даже, какие мосты у нас стоят – самоблокирующиеся или нет. Пока, за год его эксплуатации, вывеситься так, чтобы подвесить колесо совсем или диагональ, просто не получалось, угол перекоса между мостами за счёт переломной рамы не позволяет. А так даже на очень глубокой жидкой грязи, где на подготовленном уазике уже подумаешь, залезать или нет, «Вепрь» проходит без буксовки. 4 колеса всё время работают.

Так что если есть где хранить, это намного более серьёзный вариант, чем снегоходы или мотособака. Тут и крыша над готовой, тёплый кузов и кабина, надёжность выше, проходимость, устойчивость, не утонешь… В общем, это совсем другого класса машина, выбором которой мы в наши запросы попали на 100%.

Русский охотничий журнал, январь 2021

281