Ещё раз о «китайцах»

Транспорт охотника
Ещё раз о «китайцах»

А давайте перенесёмся на 10–15 лет назад. Что говорил народ? У-у-у, китайская сборка, не-е, не хочу… а продавцы говорили: да это фабричный «китай», он не подпольный, он качественный! И это касалось всего, от одежды до электроники, в общем, очень сильно не доверяли.

Был у меня опыт продажи китайских скутеров, мопедов и квадроциклов в далёком 2007–2008 году. Это была доступная техника для большого круга людей – не доверяли, но брали, ибо цена оказывалась самой доступной, да и рынок был узкий. Японцы и собственно китайцы начали постепенно отбирать долю продаж у именитых брендов, и сейчас, спустя те же 10–15 лет, делают это более агрессивно… причём по всем фронтам. Про их телефоны упоминать не буду: они уже крепко стоят на ногах. Но речь сейчас не о телефонах, штанах и мопедах, а об автомобилях!

Сильно углубляться не буду, постараюсь изложить простым и понятным языком. Давайте вспомним первые китайские автомобили: что они собой представляли? Это были скопированные, причём абсолютно поверхностно и зачастую не совсем удачно, модели японских и европейских производителей, которые предлагались по очень доступной цене относительно уже раскрученных производителей и при этом имели кожаные сиденья, полный электропакет, подогревы, мультимедиа и т. д и т. п. Т. е. предлагали богатую комплектацию по низкой цене, но качество исполнения откровенно оставляло желать лучшего, и это сказывалось при длительной, а то и недлительной эксплуатации.

Кузова ржавели очень быстро, и автомобиль терял первоначальный вид за очень короткий промежуток времени. Но не бывает всё сразу хорошо, качество необходимо строить годами, ну, или приоритетами производителя, прежде всего основываясь на обратной связи от потребителя. Прошли годы, и та же самая китайская бытовая электроника уже встречается очень часто и, не побоюсь этого слова, абсолютно завоевала доверие. По автомобилям давайте подробнее на примере одного из китайских брендов – Haval.

Ещё раз о «китайцах»

«Хавейл» (так он произносится на русском языке) входит в автомобилестроительную корпорацию Great Wall Motor и был основан относительно недавно – в 2013 г. – как производитель SUV (SUV – синоним слова «внедорожник»). Сама же Great Wall Motor появилась в 1984 г., является крупнейшим производителем внедорожников в Китае и в настоящее время экспортирует свою продукцию в более чем 100 стран мира, из которых более 80 стран имеют свою дилерскую сеть, насчитывающую более 800 дилерских центров в Европе, Южной Америке, странах Ближнего Востока, Азии и Африки, а также с 1998 по 2018 г. является ведущим продавцом пикапов в Китае.

Компания имеет 4 завода, 3 из них в Китае. Ежегодно только с конвейеров китайских заводов сходит 1,8 млн автомобилей. В августе 2014 года под Тулой заложили первый камень первого зарубежного завода Haval в России, и в 2019 г. началось серийное производство. Пиковая мощность завода – 150 тыс. автомобилей в год (или 410 авто в сутки), раcсчитан завод на 2500 рабочих мест. Инвестиции составили около 18 млрд рублей. Ведь это не просто так ?

Наверное, странно было бы построить завод, вложить огромные деньги и выпускать продукт, который не будет востребован? Завод подразумевает полный цикл производства, т. е. сборка полная, не из машинокомплектов, где прикручивают сиденья и колёса. Постепенно (а сразу и быть не может) уровень локализации (т. е. доступность комплектующих, производимых в России) возрастёт с нынешних 30% до 60%, этим, кстати, обусловлено действие госпрограммы «Первый автомобиль», где предусмотрена дополнительная скидка, которая компенсируется производителю государством: условие программы – 60% должно быть локализовано в нашей стране.

Ещё раз о «китайцах»

Если углубиться в технические подробности, то, например, сварочный цех оборудован 80 роботами: они определяют и выбирают программу сварки под каждую модель кузова. Покрасочный цех также полностью автоматизирован 38 роботами, в сборочном цехе предусмотрена гибкая линия для сборки автомобилей с несущей и рамной конструкцией, а также имеются контрольные стенды и испытательная трасса для готовых автомобилей. К чему я всё это перечислил?

К тому, что завод, построенный в 2019 году, абсолютно современен и обладает всеми необходимыми технологиями для постройки современного автомобиля. Кузова проходят процесс гальванического цинкования, что касается комплектующих, компания использует в своей продукции изделия ведущих мировых фирм, таких как Boch, ZF, Valeo, Mahle, Delphi, Continental и др. И ещё. Российский рынок является приоритетным у китайского производителя, собственно, и продукцию свою он будет поддерживать как сервисом, так и качеством, и в этом я абсолютно не сомневаюсь.

Давайте посмотрим теперь на модельный ряд, что предлагает нам этот самый завод. На первый взгляд, выбор невелик: на сегодняшний день это 4 модели. Все они внедорожники (в широком смысле слова), что очень актуально для наших условий эксплуатации и для нашего потенциального покупателя. По порядку. H5 – полноценный внедорожник средних размеров, имеющий в основе рамную конструкцию, механическую КПП, понижающую передачу и блокировку заднего межколёсного дифференциала.

Ещё раз о «китайцах»

В базовой комплектации оборудован климат-контролем, полным электропакетом, мотором мощностью 150 л. с., попадает в комфортную ставку по налогам. Попробуйте найти конкурента с таким исполнением в такой ценовой категории – их попросту нет.

F7 и F7X – практически одинаковые, за исключением формы кузова: классический внедорожник-универсал и, кому помоднее-поспортивнее (хотя, опять же, это всё субъективно), кузов-купе.

Среднеразмерные SUV, т. е. кроссоверы – автомобили, которые имеют в своём арсенале полный привод, большой дорожный просвет минимум 190 мм, роботизированную 7-ступенчатую КПП с двумя сцеплениями в мокрой ванне с функцией ручного переключения (уместно на бездорожье), два типа двигателей – в 150 л. с. и 190 л.с. – и богатую комплектацию: климат-контроль, запуск двигателя кнопкой, подогрев руля, сенсорная мультимедиа-система с возможностью интеграции со смартфоном – в базовой комплектации, а в более богатых комплектациях – полностью светодиодная оптика, камера кругового обзора и активный круиз-контроль, причём машина сама едет в пробке без нажатия на педаль газа и тормоза! И это только несколько фишек.

H9 – флагман в линейке, самый большой и дорогой . Это рамный полноценный внедорожник с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач, понижающей передачей и блокировкой заднего межколёсного дифференциала, а также богатым оснащением: даже присутствует массаж в сиденьях! Оснащается дизельным мотором в 190 л. с. или бензиновым в 245 л. с. Про комплектацию упоминать не хочу, ибо много текста будет.

Ещё раз о «китайцах»

И ещё – гарантия. На машины распространяется гарантия завода-изготовителя : 100 000 км или 3 года на все узлы и агрегаты, а на модели F7 и F7X – 150 000 км и отдельно гарантия на КПП – 5 лет или 200 000 км пробега. Гарантия на покраску – 3 года. Вот и сравните их с конкурентами. Итог в том, что по большинству параметров они превосходят корейских и японских производителей; конечно, речь об определённом ценовом сегменте.

А каковы же планы? Планы очень амбициозны. На данный момент Haval выпускает и продаёт 1 млн автомобилей по всему миру, а импортирует их в 100 стран мира. В ближайшую пятилетку планируется выход на 2 млн автомобилей в год и стать брендом № 1 в мире в классе SUV.

Глядя на свой прошлый опыт в продажах автомобилей, а это 10 лет и работа с ведущими японскими брендами («Ниссан», «Тойота»), я задаюсь вопросом: а смогут ли Haval осуществить задуманное? Хотя... В своё время у «Ниссана» было 13 моделей, а сейчас сколько? Сейчас рулят корейцы «Киа» и «Хёндай», «Фольксваген», «Шкода», «Тойота», «Рено»…

Но что-то мне подсказывает, что придётся потесниться им всем, и потесниться в ближайшее время. Особенно это касается части кроссоверов, ибо это главное направление и оно на деле самое востребованное и актуальное в мире. В этой статье я коснулся лишь бренда Haval, но есть же ещё и другие китайские производители со своими планами, и их очень много. Однозначного ответа нет, но… давайте взглянем на телефоны.

Русский охотничий журнал, ноябрь 2020

424