Новые правила – чего от них ожидать?

Дела текущие
Новые правила – чего от них ожидать?

Процесс подготовки и принятия этого документа был долгим и временами очень горячим.

Текст первоначально опубликованного проекта собрал большое количество противоречивых отзывов от всех заинтересованных сторон (охотников, учёных, «зелёных»). И вот в последний день лета Министерством юстиции Российской Федерации был зарегистрирован приказ Минприроды России от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении правил охоты», который вступит в силу с 1 января следующего года.

А нам пока имеет смысл посмотреть на этот документ подробнее и попытаться разобраться: что же нового ждёт охотника в угодьях после вступления в силу новых правил? В настоящей статье автор постарался воздержаться от оценок нововведений и сосредоточиться исключительно на практической стороне вопроса.

Основной объём текста перекочевал неизменённым из ныне действующих правил в новые. Несколько положений в тексте сформулированы технически небезупречно и вызывают подозрение, что задуманный в них смысл отличается от записанного. Однако и сейчас уже можно постараться отразить основные моменты, на которые охотнику стоит обратить внимание, чтобы не попадать в нехорошую ситуацию при встрече с инспекторами в охотничьих угодьях. О 100% нововведений «побуквенно» рассказать в формате одной статьи не получится: что-то не отражено в силу малозначительности, а что-то автор мог просто не заметить при «экспресс-анализе».

И начнём с почему-то очень беспокоящей охотников (как показывают многостраничные темы на профильных интернет-форумах) прописанной в новых правилах обязанности разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать государственному инспектору для проверки документы, «а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства», а по требованию производственного инспектора «осуществлять остановку транспортных средств, а также предъявлять для осмотра вещи, находящиеся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), транспортные средства».

На самом деле из нового в этом пункте только требование разрядить оружие и передавать (а не только предъявлять, как это прописано в действующих нормативных актах) документы. Остальные же положения (про досмотр, осмотр, транспортные средства) являются просто повторной констатацией прав указанных лиц, давно прописанных в профильном законодательстве (а именно в КоАП, федеральных законах «О животном мире» и «Об охоте», а также ряде подзаконных нормативных актов, таких как, например, «Порядок осуществления производственного охотничьего контроля»).

В новых правилах даны определения первичной переработки, а также транспортировки. Причём последняя определена как «любое перемещение охотничьих животных или их частей», что довольно важно, так как многие почему-то считают, что для «транспортировки» обязательно нужен транспорт.

С 1 января при коллективной охоте на копытных животных, медведей, волка, шакала и лисицу в закреплённых угодьях будет достаточно одной путёвки – у ответственного (по ныне действующим правилам путёвка, в отличие от разрешения на добычу, должна быть у каждого).

Новые правила – чего от них ожидать?

В новых правилах также прописана обязанность носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости красного, жёлтого или оранжевого цвета, соответствующую требованиям ГОСТ 12.4.281-2014  при осуществлении коллективной охоты загоном, а также при охоте в тёмное время суток на копытных животных (за исключением горных копытных), медведей, волка, шакала, лисицу в тёмное время суток (которое определено как «промежуток времени за час до заката солнца и час после восхода солнца»).

За раненым копытным животным или медведем с 1 января будет разрешаться заходить в охотничьи угодья, не указанные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, только предварительно уведомив охотпользователя (если угодья закреплённые) или уполномоченный орган (если общедоступные), а на добор раненого медведя будет отводиться 3 суток, а не 2, как сейчас.

Появилась обновлённая формулировка положений о возможности добычи волка, вписанного в разрешение на другие виды дичи. К волку добавятся шакал, лисица и енотовидная собака, а вписывать их можно будет в любое разрешение на добычу, а не только на боровую и водоплавающую дичь, как в действующих правилах.

Большой пласт нововведений коснулся вопроса петельного лова. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации смогут разрешить использование петель для отлова волка, шакала и зайца беляка, а также белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря (за исключением отдельно оговорённых территорий, являющихся местами обитания краснокнижных хищных животных).

Также, в случае соответствующих решений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, могут быть существенно расширены охотничьи возможности во время весенней охоты. Речь идёт о праве регионов (всех, а не некоторых, как в действующих правилах) проводить разделение территории на зоны и устанавливать различные сроки весенней охоты, причём в том числе разных сроков для боровой и водоплавающей дичи. А на селезней уток с использованием живых подсадных (манных) уток вообще станет возможно осуществлять охоту непрерывно в течение не менее 30 календарных дней.

Зато появилось перечисление допустимых способов охоты на водоплавающих весной: «на селезней уток из укрытия с подсадной уткой и (или) чучелами и (или) манком, на гусей и казарок из укрытия с чучелами и (или) профилями и (или) манными гусями и (или) манком».

Здесь необходимо одно маленькое, но важное отступление. За охоту с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты для граждан предусмотрен только один вид санкций – лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет. И если даже кого-то не очень пугает возможность остаться без легальной охоты на пару лет, то вероятность остаться без своего оружия наверняка должна напугать большинство охотников.

Ведь технически лишение права охоты реализуется в виде аннулирования охотничьего билета, что автоматически влечёт за собой аннулирование разрешений на хранение и ношение оружия. Поэтому советую охотникам внимательно изучать правила и не допускать ненужного риска. Кстати, в настоящий момент также подготовлен проект нового Кодекса об административных правонарушениях. В опубликованном проекте есть некоторые нововведения по части охотничьего законодательства, но именно пункты, содержащие санкции за нарушение правил охоты, остались неизменными (за исключением нумерации).

Новые правила – чего от них ожидать?

Но вернёмся к новым правилам. По некоторым видам дичи возможность регионального ограничения сроков теперь будет уменьшена, поскольку регионы обязали определять непрерывные сроки охоты на эту дичь не менее определённого количества дней. Добавлено требование в некоторых случаях подружейным собакам иметь справку или свидетельство о происхождении.

Запрещена прижизненная срезка пантов у дикого северного оленя, разрешено использовать плавательные средства для создания недвижимого укрытия и транспортирования дичи при весенней охоте, разрешено использовать картечь диаметром не менее 7,5 миллиметров для стрельбы по кабану.

Очень животрепещущие в охотничьей среде изменения правил коснутся применения световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения. С 1 января правилами будет допускаться их использование для охоты любым разрешённым способом (а не только с вышки) на копытных животных и медведей. Кроме того, в перечень разрешённых к добыче с применением указанных средств пушных животных добавятся, помимо волка, ещё шакал, лисица, енотовидная собака, барсук, бобры. Однако от излишнего воодушевления по данному поводу любителям такой ночной охоты всё же стоит воздержаться. Для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации предусмотрено право вводить ограничения по применению любых этих устройств, что в части регионов наверняка будет реализовано.

Введены некоторые ограничения по применению недавно разрешённого метательного оружия. На нём нельзя будет использовать ночную оптику, а также осуществлять с ним коллективную охоту в общедоступных охотничьих угодьях. Зато регионам дано право открывать охоту на копытных, медведей и пушных животных на две недели раньше для лучников.

Ещё один животрепещущий момент – введение новых ограничений использования нарезного оружия. Так, с 1 января по пернатым запрещено любое нарезное огнестрельное оружие, кроме оружия под патрон кольцевого воспламенения калибра 5,6 миллиметров для добычи рябчика, тетерева и глухаря. Также будет запрещено «применение нарезного оружия калибром более 5,7 миллиметров для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей», а «более 8 миллиметров – для охоты на сурков, бобров, барсука, росомаху, рысь».

Отдельно стоит отметить пункт 62.33, запрещающий «осуществление любительской и спортивной охоты на водоплавающую дичь в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на расстоянии не менее 15 километров вглубь материка от установленной береговой линии морей Северного Ледовитого океана и Берингова моря» на перечисленных в тексте территориях.

Предположу, что этот пункт станет одним из самых горячо обсуждаемых среди как заинтересованных охотников, так и представителей иных сил, чему только поспособствует и довольно спорная с технической стороны формулировка. Вроде задумка понятна – запретить охоту (частично) в прибрежной полосе шириной не менее 15 км. Однако русский язык позволяет увидеть совсем иное значение: что охота разрешена только в этой самой 15-километровой полосе. Для перестраховки текст указанного пункта был дан для прочтения нескольким знакомым (на всякий случай – далёким от охоты), в том числе с высшим филологическим образованием, и практически все они поняли его смысл именно по второму варианту.

Новые правила – чего от них ожидать?

Запрещается «перемещение (транспортировка) и разделка охотничьих животных (в том числе погибших) или их частей» без соответствующих документов (из принципиальной новизны здесь введение погибших животных, которые продукцией охоты в соответствии с «Законом об охоте…» не являются, что создавало некий простор для возможных злоупотреблений).

Охотпользователи смогут самостоятельно устанавливать запрет на добычу охотничьих ресурсов через внесение необходимых положений в схемы использования и охраны охотничьего угодья.

Некоторые нововведения появятся и в вопросах техники безопасности на охоте. К таким положениям относятся запреты «стрелять по взлетающей птице ниже 2,5 метров при осуществлении охоты в зарослях, кустах и ограниченном обзоре местности», а также «сходить со стрелковой позиции, подходить к упавшему, добытому, раненому охотничьему животному до окончания загона при осуществлении коллективной охоты».

Также будет нормативно закреплена возможность пристрелки оружия (определяемой как проверка боя охотничьего оружия и приведение его к нормальному бою), которую с соблюдением мер безопасности допустимо производить в охотничьих угодьях в период охоты при наличии документов на охоту.

В части сроков охоты также сделаны некоторые изменения. Наиболее значимые из них: добавление 10 январских дней к охоте на некоторых копытных; расширение сроков охоты на волка и шакала; корректировка сроков осеннего сезона на водоплавающую дичь на территории субъектов Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа в сторону их смещения на более поздние сроки (до 20 января); увеличение срока охоты на бурого медведя до 31 декабря, что фактически означает возможность возобновить активную охоту на берлоге (которая, несмотря на массовую уверенность в обратном, напрямую не запрещена и сейчас, но в силу действующих сроков возможна была только в очень ограниченном количестве).

Буквально пару слов надо сказать о том, чего в новых правилах, в отличие от старых, не будет. Убрано требование применения на коллективной охоте полуавтоматического оружия с магазином вместимостью не более пяти патронов; убран запрет охоты на гусей в период весенней охоты на островах, водоёмах и ближе 200 метров от уреза их воды, распространяющийся в действующих правилах на значительную часть территории европейской части страны; убрано также требование о направлении таблицы из разрешения со сведениями о добытых охотничьих ресурсах по месту его получения (хотя это требование остаётся в самом разрешении – значит, способы «стимулировать» его выполнение тоже найдутся).

Естественно, полноценный анализ станет возможен только через годик-другой с момента начала действия новых правил, когда они уже «обкатаются» правоприменительной практикой.

Русский охотничий журнал, октябрь 2020

1786