Десятилетие коллектива HUNTER.SPB

С полем
Десятилетие коллектива HUNTER.SPB

20 марта 2010 года в Санкт-Петербурге был основан коллектив единомышленников, поставивших себе задачу организации и проведения загонных охот по европейской системе – для всех желающих.

Мы уже писали о жизни и планах HUNTER.SPB в номере № 3 2013 года и № 8 2015-го. Сегодня эта весьма авторитетная общественная структура, прежде всего благодаря достигнутым за десять лет результатам, празднует свой юбилей.

Городской охотник – словосочетание звучит неоднозначно. В самом деле, ведь не для пропитания же мчится в короткие промежутки свободного времени горожанин за сотни километров в лес. С точки зрения жителя глубинки, для которого охота – стиль жизни или профессия, передаваемая от отца к сыну, городской охотник едет развлекаться, и в большинстве случаев это так и есть. Не будем лукавить, но поведение многих наших коллег – «гостей из города», зачастую не знакомых с элементарной охотничьей этикой, только подливает масла в огонь.

С другой стороны, сохранившаяся с советских времён структура деления на охотугодья, при которых существуют достаточно закрытые от посторонних лиц охотколлективы, лишает начинающего неопытного городского охотника возможности попасть на загонную охоту. И мотивацию таких коллективов нетрудно понять: это бывалые люди, со своим устоявшимся типом общения, отлаженным годами стилем поведения и пониманием взаимных действий. Новичок им не нужен, это лишние проблемы. Правда, из уст тех же самых людей приходится слышать и жалобы на отсутствие притока молодой крови. Так где же тогда новичку почерпнуть столь необходимый опыт? Поначалу случайно и плохо спланированные выезды в лес в одиночку или с такими же единомышленниками постепенно сменяются всё более осознанными поисками дичи. Наконец, человек приходит к пониманию того, что хочет попасть на загонную охоту и добыть этого великолепного царя нашей северной природы – лося. Ну или хотя бы поучаствовать...

Десятилетие коллектива HUNTER.SPB

Всё это послужило причиной появления в начале 2010 года на просторах интернета, на форуме клуба «Питерский охотник», инициативной группы, выступившей с идеей проведения загонных охот. Организацию нового коллектива было предложено выстроить по европейской системе – на полностью коммерческой основе, когда охота оплачивается по рыночным ценам. Девиз «каждый желающий может стать полноправным участником охоты и может это себе позволить» был поставлен во главу угла. Поскольку изначально «костяк» составили молодые малоопытные охотники, ребята сразу столкнулись с суровой действительностью. Стало понятно, что с распростёртыми объятиями их нигде не ждут, да и сами охотпользователи в большинстве своём не готовы к такому спросу, а соответственно, не могут предоставить профессионального предложения.

Все свои усилия члены новоиспечённого коллектива направили на организацию загонной охоты на лося. И, хотя первые выезды желанного трофея не принесли, лось всё же был, наконец, добыт. Определились новые задачи. Прежде всего, стало понятно, что необходимо уделить максимальное внимание формированию эффективно действующей структуры управления и выработке общих правил. На основе анализа проведённых охот и с учётом территориальных предпочтений пришлось провести отбор охотпользователей с целью установления долгосрочных отношений и утверждения чёткого графика выездов. Следовало повысить собственную дисциплину и уделить особое внимание технике безопасности во время проведения охот. Немаловажным оказалось и соблюдение принципа постоянного привлечения в коллектив новых членов путём приглашения для участия в охотах.

Данные мероприятия вскоре не замедлили сказаться на результатах. Коллектив увеличился, товарищи набрались опыта, сформировался костяк, появились слаженность и чёткость действий. Многие укрепились в мысли, что для начинающего городского охотника это один из самых доступных вариантов приобщения к охоте на лося или кабана. Во-первых, относительно высокая оплата участия предполагает, в свою очередь, и более осознанный подход к принятию человеком решения, участвовать или нет. Полученные от взносов средства позволяют обеспечить повышенную степень комфорта и тщательность подготовки мероприятия. Правильная организация даёт возможность сформировать небольшой «страховой фонд», который может оказаться весьма кстати, например, если по условиям охотхозяйства предусмотрены штрафы за промахи или недобранных подранков. Во-вторых, костяк постоянных участников оказывает громадное положительное, прежде всего дисциплинирующее влияние на впервые появившихся на загонной охоте «гостей».

Десятилетие коллектива HUNTER.SPB

На охоте всё делится поровну: и финансовые затраты, и добытое мясо. Всё, что требуется от охотника, это его желание. Остальное он получит в коллективе. Все одинаково настроены на решение одной задачи. Все работают на результат охоты, беспрекословно выполняя полученные от руководителя инструкции, прежде всего благодаря самодисциплине. Перед началом охоты каждому участнику выдают ярко-оранжевую жилетку с символикой клуба и рацию. Эти действия окончательно убеждают новичка в том, что он – полноценный участник охоты.

Слоган коллектива «Мы не торгуем охотой – мы создаём впечатления» – не пустые слова. Всю нагрузку по административному обеспечению процесса охоты (а это организация непосредственно охоты, расчёты с охотпользователями, обеспечение проживания, закупка продуктов на общий стол и многое другое) берёт на себя администрация коллектива. Охотнику остаётся лишь наслаждаться процессом охоты по системе «всё включено».

В целях повышения стрелковой подготовки собственными силами стали регулярно проводиться соревнования по стрельбе по мишени «бегущий кабан». Последнее время вместо силуэта кабана на мишени для большей наглядности и понимания результата выстрела начали использовать силуэт лося, на котором, в отличие от традиционной круглой зачётной зоны, выделены убойные области, за попадание в которые и начисляются максимальные баллы. Перед началом сезона прохождение таких стрельб стало обязательным для членов коллектива.

Десятилетие коллектива HUNTER.SPB

Коллектив имеет собственный флаг с символикой HUNTER.SPB, а постоянные члены коллектива – номерной нагрудный знак, номера которых приблизились к цифре 100. В виртуальном пространстве есть свой сайт www.hunterspb.ru, где можно ознакомиться с жизнью коллектива, его планами, мероприятиями.

Судить о постоянно растущем качестве проведённых коллективом охот можно по следующим цифрам: за последние пять лет их число превысило полусотню, а результативность приближается практически к 100% из расчёта «один зверь за одну охоту». Хотя выражение «охота – это не магазин», неоднократно подчёркивается и повторяется всеми.

Появились даже собственные охотничьи приметы и традиции. Например, при выезде на охоту в одно из охотхозяйств, в которых охотится коллектив, на пути движения расположен светофор. Так вот, если, когда к нему подъезжает машина председателя коллектива, горит зелёный сигнал – охота будет удачной, а если красный – удачной охоты не будет. Или появление зайцев в любом виде – к неудачной охоте.

«Проштрафившегося» на охоте коллегу (совершившего неточный выстрел, промах) не осуждают, как это принято (иногда излишне жёстко!) в других местах, а чествуют наравне с отличившимися, но только... медалью на шею из сушёного лосиного уха! Её он обязан носить весь оставшийся вечер не снимая! Обычно такая «награда» запоминается надолго. Есть также проверенная примета, что получивший «лосиное ухо» в следующий раз обязательно добудет зверя.

Десятилетие коллектива HUNTER.SPB

Несколько лет назад появился и талисман – лось в стиле «Тильда», который теперь сопровождает коллектив во всех его поездках и занимает своё почётное место на самоваре, ставшем традицией, и куда заливается напиток покрепче, чем чай, прозванный «кальвадос». Обязательно готовится традиционное блюдо с названием в случае добычи – «заибуриха», а в случае, если зверь не добыт, то просто – «обломиха».

Учитывая тот факт, что коллектив адекватно реагирует на все замечания со стороны принимающих организаций, постоянно анализирует свои ошибки, у HUNTER.SPB появился достаточно весомый авторитет среди ряда охотхозяйств Ленинградской области, которые идут на сотрудничество и даже выступают с опережающими предложениями, зная, что данный коллектив не подведёт.

Самое главное, коллектив HUNTER.SPB – это открытая площадка для общения людей по интересам, где все равны, нет «бывалых» и «пришлых», где помогут советом, научат тому, что теперь сами знают и умеют, а также охотно готовы перенимать чужой практический опыт.

В том, что коллектив в течение десяти лет постоянно вносит свой, пусть небольшой в масштабах страны, но весомый в современном культурном понимании вклад в популяризацию, сохранение и приумножение традиций загонной охоты, никаких сомнений нет и быть не может.

Русский охотничий журнал, июль 2020

187