Важной частью подготовки подружейной собаки к охоте является освоение подачи (апортировки) с воды и через воду.
Национальные правила испытаний/состязаний подружейных собак предусматривают проверку этого навыка в обязательном порядке только у ретриверов. При этом у легавых и спаниелей подача с воды проверяется только на испытаниях «по утке», которые по крайней мере для легавых являются второстепенными.
Вместе с тем за рубежом, на родинах, так сказать, «оригинаторов», все осенние охотничьи состязания с отстрелом в обязательном порядке предполагают проверку апортировки битой дичи с воды. Хотя надо признать, что научить хотя бы простой видимой подаче вплавь можно собаку даже с практически полным отсутствием апортировочного рефлекса. Да, это занимает гораздо больше времени, и тем не менее.
В 95% или больше случаев подружейные собаки в России в той или иной степени обладают врождёнными задатками апортировщика – то есть природным рефлексом «брать в пасть и тащить в гнездо». И тем не менее именно подача с воды стабильно вызывает вопросы, и не только у тех охотников, кто завёл собаку в первый раз. Причиной трудностей, обычно значительных, практически всегда становятся поспешность и/или несвоевременность действий со щенком и/или непонимание мышления собаки. Начнём с первого – когда и как знакомить щенка с водой?
Всем, надеюсь, понятно, что прежде чем требовать от несформировавшейся молодой собаки уверенных подач с любой воды на любую дальность, надо прежде всего, чтобы пёс познакомился с этой средой, привык к ней и если не чувствовал себя в ней комфортно, то хотя бы не боялся. Правило номер один: на этапе ознакомления с водой НЕЛЬЗЯ физически заставлять собаку идти в воду, НЕЛЬЗЯ ругать (использовать негативный маркёр – команду, обозначающую ошибку собаки и недовольство ведущего) у воды и в воде. Поймите простую вещь: любая собака начинает плавать тогда, когда САМА до этого дорастёт и созреет. Плавание – это врождённый рефлекс, который включается тогда, когда щенок физически становится готов к нему. Подавляющее число «затыков» – боязни воды, боязни плавания, нежелания обыскивать камыши с глубиной выше брюха и прочее – формируются именно попытками научить щенка плавать раньше, чем он сам до этого дозрел.
Хорошо, если собака – страстный и контактный охотник: страсть позволяет исправлять очень сильные, системно сформированные страхи. Я знал одного молодого сеттера, который на поводке при виде воды (пруда, речки) начинал рваться и выть. Без поводка – наотрез отказывался подходить к хозяину, если в пределах видимости была вода. Оказалось, что хозяин «учил» его плаванью, сначала неоднократно затаскивая на глубину на поводке, а потом «высаживая» из лодки. Всё это в совсем ещё юном возрасте… М-да, чудаки бывают разные. В данном случае собаке сильно повезло, что каким-то чудом обошлось без электроошейника. Вылечить этот страх воды помогли интенсивные занятия подачей в игровой форме и затем охота. Рефлекс апортировки подкреплялся занятиями до и во время кормления: фактически собака получала свою пайку в процессе выполнения простейших видимых подач, 80% даже без команды. Т. е. её задача была сразу бежать и быстрее приносить.
Постепенно занятия выносились на мокрый луг с болотцем, количество и глубина воды увеличивались постепенно, но при малейших проявлениях неуверенности следовал откат назад. Параллельно шла и обычная натаска – по болотно–луговой дичи, а именно по дупелю, уже начинавшему выходить из некоси на края кошеного. К открытию сеттер уверенно работал со стойкой и, в общем, уже перестал бояться воды как таковой, хотя заходить глубоко ещё отказывался. Прорывом стало открытие охоты, первые выстрелы и первая добыча: стоило подгадать так, чтобы дупель упал за мелиоративную канаву, которую собака не могла перепрыгнуть. Рванув за птицей, сеттер даже не заметил, как оказался в воде и поплыл. Конечно, пришлось ещё работать, постепенно увеличивая дистанции, но главное было сделано.
Я не случайно довольно подробно описал этот случай коррекции, поскольку работа с любым щенком «с нуля» должна идти примерно по такому же сценарию. Конечно, всё происходит гораздо быстрее, потому что собака работает без страха и с позитивным подкреплением – ваша задача, чтобы так было. Более того, если в принципе не торопиться и не тащить щенка в воду, то при смене зубов, скорее всего, он сам, заинтересовавшись чем-нибудь, начнёт плавать, как будто так всегда и было. Хотя, мне кажется, аккуратное участие в любом процессе знакомства с окружающим миром и будущими охотничьим задачами укрепляет ваш авторитет ведущего и доверие к вам собаки. В таком случае – сначала мелкие незначительные лужицы, потом поглубже и пообширнее. А первый опыт полного погружения будет наиболее безболезненным при подачах через неширокие канавы – на два-три гребка. Это же удобно использовать для преодоления дискомфорта холодной воды, когда, например, вы возобновляете занятия после зимы весной с собакой в возрасте 8–12 мес. Тут совершенно нормальная реакция – не хотеть идти в ледяную воду. Но при этом, если всё происходит быстро – раз, и снова на суше и уже можно отряхнуться, – молодая собака быстро начинает с желанием подавать вплавь издалека тоже.
Основная масса учебных подач с воды, как и при работе на суше, это простые видимые подачи. С той разницей, что если вода и погода холодные, то надо контролировать, чтобы собака не замерзала. Давать ей между подачами с воды хорошо отряхнуться, побегать по берегу, ни в коем случае не передерживать на выдержке перед подачей. Наоборот, чтобы закрепить уверенный вход в воду прыжком, может потребоваться большое количество чисто игровых подач – без команды, просто сразу по броску апорта. Главное, контролировать, чтобы собака не теряла азарт и не начинала медлить с входом в воду. В этом случае занятия следует заканчивать. Всегда лучше одна прекрасная азартная подача, чем десяток вялых из-под принуждения. Имейте ещё в виду то, что на воде лучше заниматься с поносками небольшого диаметра, но при этом яркими и хорошо видимыми. Объёмные поноски труднее удерживать, вода сильнее попадает в пасть, всё это дискомфортно, отвлекает, а значит, осложняет формирование обычного апортировочного рефлекса: «быстрее найти, быстрее схватить, быстрее отдать».
Важный момент – выход из воды с поноской. Надо сразу и всегда принимать её ДО того, как собака начнёт рефлекторно отряхиваться. Сначала практически в воде, потом на самой границе воды, затем дистанция увеличивается. Зачем это нужно? Отряхивание с дичью в зубах неизбежно портит птицу. А если собака бросает птицу, чтобы отряхнуться, это может привести к бегству подранка. а на испытаниях – к дисквалификации или минимальным баллам. Чем холоднее вода, тем сильнее рефлекс отряхивания. И иногда потом даже летом сложно преодолеть его и научить собаку сначала доносить поноску до рук ведущего и только потом отряхиваться.
Помочь тут может какой-нибудь сильный мотиватор, причём лакомство, даже сыр, в случае с водой часто не помогает. Можно использовать игрушку, например мячик, за которым собака бегает. Иногда сначала надо найти или подобрать такую игрушку – именно игрушку, а не апортировочный предмет, который, в отличие от игрушки, собственность хозяина и используется только для занятий. С игрушкой собака играет не только с вами, но и сама, играет не только на прогулках, но и дома, носит к себе на место, грызёт – в этом разница. Если такой игрушки нет, то её надо подобрать. Главное, чтобы у собаки было сильнейшее желание и азарт за ней броситься. И вот такую игрушку надо взять на занятие по подаче с воды. Когда собака с поноской плывёт назад, ей уже показывают игрушку и затем у края воды отступают назад так, чтобы собака шла за ней, с тем, чтобы «обменять» на неё поноску. Обмен в данном случае – это бросок. Только не в воду, конечно.
В процессе первых подач с воды на охоте многие сталкиваются с тем, что собака выносит дичь на противоположный берег, там бросает, и никакими командами невозможно заставить её переплыть с дичью к вам. С молодыми собаками эта ситуация типична и возникает даже тогда, когда на тренировках вы специально бросали поноски под противоположный берег неширокого пруда или речки. Но охота – это более сильное возбуждение, и многие тренировочные навыки тут надо снова закреплять. Главный вопрос: почему собака не идёт в воду с птицей? Ответ до смешного прост: потому что её просто не научили, что «так можно» – что можно не только выходить с поноской из воды, но и входить в неё. На тренировках просто научите собаку идти в воду и через воду с поноской в пасти: это делается с помощью команды «держи» и либо командой «вперёд» с собаками, хорошо обученными движению по направлению, либо «ко мне», но тогда ведущему самому надо зайти в воду.
В любом случае, если на первых охотах даже с помощью команд «держи» и «ко мне» не получается помочь собаке выполнить подачу с другого берега, требуется отдельная тренировка. Вообще, даже прекрасно работающую на поносках собаку чаще всего приходится «стажировать» дичью уже после охоты в процессе кормления, чтобы закрепить навыки, отработанные на «нейтральных» (не возбуждающих собаку) поносках, на дичи, к которой собака испытывает сильнейшую страсть. Уровень возбуждения может быть такой, что молодая собака «забывает» то, что натренировано. Особенно в условиях охоты. Занятия в обычных условиях, но с ещё тёплыми тушками, помогают собаке преодолеть возбуждение и закрепить, что это – такой же объект подачи. При кормлении после охоты это сделать удобнее всего.