«Мотособака»: компоновки

Транспорт охотника

В прошлом (мартовском) номере мы затронули тему мотобуксировщиков, их особенностей и применимости на охотах и рыбалках в качестве альтернативы снегоходам и летней малой вездеходной технике. Мы выяснили, что «мотособака» вполне способна заменить снегоход на небольших расстояниях и неглубоком или достаточно уплотнённом снежном покрове.

В тёплое время года мотобуксировщик способен выполнять свою работу как на сухом месте, так и по заболоченным участкам, причём проходимая глубина в основном ограничена высотой воздухозабора двигателя. При небольшой скорости на снежной целине и пересечённой местности, на зимниках и грунтовках «мотособака» способна разгонять мотопоезд до 40 и даже до 60 км/ч. Расход топлива при этом очень невысок. Вместе с тем применение «мотособак» ограничено не только полезной нагрузкой, но и, в зимний период, глубиной снежного покрова. По целине (условно выше колена) мотобуксировщики идут плохо и легко вязнут. Вторым моментом является нагрузка на водителя, который в классической компоновке не имеет стационарного посадочного места и чаще всего управляет мотопоездом, стоя на коленях в неподрессоренных первых за буксиром санях.

При этом моменты силы (нагрузка на водила), возникающие при поворотах, довольно большие, а манёвренность транспортного средства (радиус разворота) велика. Но, как говорится, тут есть варианты. О них и поговорим.Классическая компоновка мотобуксировщика (или «мотособаки») – это поезд, или сцепка самого буксировщика и грузовых моделей (саней или тележек), когда буксировщик ставится впереди всего поезда и является тянущим буксиром. 

Водитель «мотособаки» располагается в санях-волокушах (летом возможно применение колёсных тележек) и управляет всем транспортным средством посредством длинных водил. Это базовая, наиболее простая (а значит, и дешёвая) конструкция, и она имеет как свои плюсы, так и минусы. Плюс – в простоте, быстрой сборке: достаточно сгрузить мотобуксир и прицепить к нему волокушу, одну или несколько. О минусах мы уже сказали выше: малая проходимость по глубокому рыхлому снегу и управление.

16