Аутфитеры охот на водоплавающую в Канаде

Охота за рубежом
Аутфитеры охот на водоплавающую в Канаде

Охота на водоплавающую дичь занимает одно из первых мест по популярности среди охотников Канады и США.

Культура разных видов этой охоты – на уток, на нырков, на казарку, на белолобого гуся и на гуся белого – высока настолько, что давно стала искусством, причём искусством массовым. Неудивительно, что значительная часть охотников ценит хорошие охоты. А раз есть спрос, всегда найдётся и предложение.

Организация охот на водоплавающую птицу давно стала отдельным бизнесом – востребованным и прибыльным. Правда, далеко не каждый даже очень заядлый и успешный охотник может стать аутфитером, даже если сильно захочет. У нас аутфитер на водоплавающую – это человек охоты, буквально ловчий времён России крепостного права, который, если верить классике, «проводил в седле осень». Только у нас хороший аутфитер проводит в пикапе не только осень и первые месяцы зимы, но и 2 месяца весны, когда открыта охота на казарку (несколько дней), а остальное время – на белого гуся.

«В пикапе» – это значит практически без выходных аутфитер носится по полям и озёрам, ищет места ночёвок и кормёжек, прикидывает погоду и шансы, делает скрадки и присады… Кстати, я как-то уже писал, что самостоятельно организовать самому себе охоту на белого гуся настолько сложно и затратно, что… даже если получится, то ты уже по сути становишься аутфитером – потому что это не только колоссальные трудовременные затраты, но и минимум 300–400 одних только чучел. В общем, делать одному только себе любимому такие охоты желающих находится очень мало. Зато услуги аутфитеров по белому гусю крайне востребованы, и записываться к топовым аутфитерам, таким как Мэтью – мой знакомый из Онтарио, – надо очень сильно заранее.

Аутфитеры охот на водоплавающую в Канаде

Цена такой охоты с человека (у Мэтью) – 275$ за полдня (чаще всего, утро). В скрадке 6–8 и больше человек. Если прикинуть, что Мэтью проводит до 5–6 охот в неделю, то выглядит такой бизнес очень заманчивым. Даже если учесть, что аренда полей у фермера (это около 40–50 полей размером от нескольких футбольных до 200 и больше гектаров) стоит 4000$ за два весенних месяца, когда разрешена охота на белого гуся, всё равно выходит очень прилично. Но это одна сторона медали. А другая состоит в том, что дома ты в сезон не бываешь. Максимум – это на «базе», если она есть, то есть в охотничьем лодже, где клиенты, приезжающие на пару-тройку дней, отдыхают, жарят барбекю, выпивают пиво и жаждут общения с тобой – «крутым парнем», который делает им охоту.

Но крутой парень после удачной утрянки собирает присаду и скрадки и мчит на другие поля смотреть, где охотиться назавтра, где ставить скрадки, присаду – я уже писал выше. В общем, такой режим не просто изматывает – он не для всех в принципе подходит. Я, например, могу сделать пару-тройку отличных охот на утку на озере, знаю места, где пострелять казарку, и с удовольствием могу принять 4–5 хороших парней по рекомендации того же Мэтью. Но это просто хобби, даже несмотря на то, что 800$ за полдня основная моя работа мне не приносит. Однако на полгода променять семью и дом даже на такие приятные во всех отношениях деньги я не готов ни за какие коврижки.

Из чего состоит круг обязанностей аутфитера? Хорошего, разумеется, который имеет прекрасную репутацию (а она может быть либо прекрасной, либо отвратительной – но об этом позже). Поиск и аренда угодий – это всё частные территории: кормовые поля, если речь о гусе, или болота, куда утка летит на дневной отдых после утренней кормёжки на тех же полях. Обычно фермер заключает на сезон договор с одним аутфитером и уже никого больше на свои земли не пускает. Мэтью, к примеру, 15 лет арендует одни и те же поля (огромную площадь) в центральном миграционном коридоре всей водоплавающей дичи. Это первоклассные угодья, и охоты у него, конечно, одни из лучших в этой части Канады.

Аутфитеры охот на водоплавающую в Канаде

Снаряжение – его необходимо огромное количество и объём. Даже если брать стандартный гараж (на одну машину), то для снаряжения аутфитера таких потребуется не один. Это чучела – 500–600 белого гуся, до 100 казарки и белолобых гусей, если белолобым аутфитер тоже занимается. Это разные виды уток – для каждого вида свои 20–30 чучел минимум. Сетки для скрадков, всякие раскладные сиденья и стульчики, лодки-скрадки, если аутфитер делает охоты на нырков на открытой воде, просто большая лодка с большим мотором и куча всякой сопутствующей мелочи.

Обязательно надо уметь манить, и не просто уметь, а делать это профессионально! На охоту на утку или казарку (белолобого) без хорошего колера (манильщика) клиенты просто не поедут. Это отдельный охотничий азарт и удовлетворение – наблюдать за результатом работы колера. Да, большинство клиентов манят сами, но потому они с большим удовольствием и поедут к профи, который манит профессионально минимум полгода, чтобы у него поучиться.

Третий момент (хотя по важности он не уступает всему остальному) – рабочий ретривер. Аутфитер без рабочих ретриверов – не аутфитер. Мне, как человеку, очень давно живущему в Канаде, просто непонятно, как у вас люди мало того что сами охотятся на водоплавающую без ретриверов, ещё и охоты организовывают. Т. е. почему – оно понятно, просто потому, что сама порода и культура её подготовки именно для охоты находятся в зачаточном состоянии. Но как вообще можно нормально охотиться на птицу без подающей собаки, когда за утро клиенты стреляют до 30–40 уток или 100–150 белых гусей (средний результат хорошей охоты на белого гуся)? Если бродить самим собирать, просто никогда не будет такого результата.

Аутфитеры охот на водоплавающую в Канаде

Лёт массовый обычно короток, и собирать надо всё очень быстро. Теперь представьте, какой объём подач выполняет ретривер, например, у Мэтью. За день, за неделю, за сезон. Такую нагрузку могут успешно выносить только специально выведенные собаки, те, что у нас называются «для спорта». Я об этом тоже как-то писал, но вкратце напомню: это гипермотивированные, очень мощные по экстерьеру собаки, с которыми реально непросто в быту. Никакого отношения к шоу-лабрадорам «компаньонам» они не имеют, да и от рабочего разведения Европы тоже отличаются значительно. Как по психике, так и по методам подготовки. Держать таких собак – это отдельный навык, время и отдельные проблемы.

И, конечно, аутфитер просто обязан быть «классным парнем» – компанейским, приятным и общительным не только по жизни, но и обязательно в соцсетях. А ведь охоты и клиенты бывают разные. Большинство понимает, что всегда, при самой профессиональной организации охота может выпасть на «нелётный день». Невозможно его угадать: он не зависит от погоды, от фаз луны, от давления, от выборов мэра или президента… Ни от чего человеческого такие дни не зависят, и никогда невозможно наперёд узнать, когда вдруг птице придёт в голову при самых идеальных условиях просто остаться там, где ночевала, и весь день просидеть, занимаясь чисткой пера и копошением на мелководье.

Особенно белому гусю подобные выкрутасы свойственны, но и другая водоплавающая птица тоже так делает. И всегда может найтись клиент, который, несмотря на всю твою репутацию, несмотря на то что аутфитер всегда в таких случаях предложит приехать в другой день и поохотиться бесплатно, поднимет в «Фейсбуке» или «Инстаграме» такую волну фекалий, что колыхаться будет не один месяц. Поэтому я и написал, что аутфитером можно быть или отличным, или никаким. Неудачников в этом деле топят в помоях с такой скоростью, что сделать ничего просто нельзя.

Аутфитеры охот на водоплавающую в Канаде

Ну а счастливчики после сезона вполне способны уехать куда-нибудь на океан на рыбалку всей семьёй и до первого дня осени ни о чём больше не думать. Заработки успешных аутфитеров вполне это позволяют. Кстати, правительство на эти доходы пока смотрит сквозь пальцы. Даже если весь интернет пестрит твоей рекламой и к тебе в неделю приезжает по 30 человек – все с налом, – налоговый инспектор может зайти к тебе только в том случае, если кто-то из недовольных целенаправленно напишет жалобу. В общем, в этом крайне нелёгком деле это ещё один бонус.

Я попробовал осенью позаниматься ауфтитерством, принимал несколько групп клиентов, делал хорошие охоты на утку, такие, которые вполне позволили бы мне делать успешный бизнес. У меня есть всё снаряжение (исключая полный комплект для охоты на белого гуся), есть угодья, есть страсть к охоте и желание делиться своими знаниями и навыками – ведь клиенты, повторюсь, приезжают и платят хорошие деньги, чтобы не только пострелять, но и посмотреть «как надо». Но при всей своей погружённости в тему я к серьёзному бизнесу не готов. Не готов на полгода менять семью, друзей и всю привычную жизнь на пикап и поля с болотами, даже за деньги, которые позволили бы мне остальные полгода ни о чём больше не думать. Это понимают все, кто своими глазами хоть раз видел труд аутфитера. Как раз поэтому количество желающих заплатить 200–300$ за полдня грамотной, красивой, добычливой охоты не уменьшается, а наоборот – только растёт.

Русский охотничий журнал, апрель 2020

434