Дао маленького костра

Культура охоты
Дао маленького костра

Как-то раз на природе спросила (или попросила – кто их разберёт?) меня одна дама:

– А ты можешь развести костёр?

– Какой костёр? – задал уточняющий вопрос я.

– Ты что, не русский? Не знаешь, что такое костёр?

– Ты не поняла! Костры – они разные, как таблетки. Один – чтобы приготовить чай, другой – одежду просушить, третий – переночевать... Тебе же не всё равно, какую таблетку пить? Какой именно костёр тебе нужен?

– Ай, не занудствуй! Просто разведи костёр!

К чему я это вспомнил? А к тому, что сегодняшний человек зачастую утратил навыки и знания, которые его сделали человеком. Из которых основные – это, во-первых, умение изготавливать орудия труда и оружие, а также умело пользоваться им, а во-вторых, изменять окружающую среду, то есть делать укрытия от непогоды и пользоваться огнём для обогрева. Сегодня я хочу поговорить об умении пользоваться огнём. А точнее – умении разводить костёр без излишних трат времени и сил.

Без переноски пил и топоров. Об умении делать это так, как описано в романе «Территория» Олега Куваева: «Слив шлих, Бог Огня в мгновение ока находил карандашные прутики топлива, ложился спиной к ветру и откуда-то из живота у него сразу начинал валить дым. Бог Огня откатывался в сторону – и уже было бледное пламя крохотного костра, а у пламени примостились две консервные банки для чая и в них закипала вода. Подходил Салахов. Бог Огня подкидывал новые прутики, молча грел покрасневшие руки, затем мелкими частыми глотками выпивал свою кружку и шёл мыть новую пробу. Или, если не требовалась его помощь, застывал у гаснущего костра, уставившись на угли».

Я затрону всего лишь крохотную часть науки о разведении костров, а именно тему «маленький костерок для быстрого чаепития во время получасового отдыха», примерно так. Во многих источниках я читал, что тундровой народ может вскипятить себе чай, используя мелкие прутики карликовой ивы или берёзки или одну сухую палку, и что им для этого не нужно таскать с собой ни пилу, ни топор.

18