Русский охотничий журнал №08, 2017. Открытия

Дорогие охотники! Впоследние месяцы все кому не лень кинулись учить мир, как справиться с браконьерством.

– Увеличить количество охотинспекторов до трёх на район!
– Снабдить полномочиями внештатников, чтобы они все, в дружном порыве, писали протоколы!
– Переучим всех охотников на новый охотминимум, наконец-то будут отличать крякву от шилохвости!
– Усилим уголовную ответственность за браконьерство, за краснокнижного гуся будем сажать на три года!
– Запишем в Красную книгу по максимуму зверушек и птичек, пусть в ней живут, от греха подальше!
– Чипируем все охотничьи ружья и будем со спутника контролировать их местонахождение! (Бродит в Министерстве и такой проект, факт.)

По большому счёту все эти меры и призывы – они родом года где-то из (я вот даже точно скажу!) 1989-го. То есть из позднего СССР, когда формировались представления о правильной охране природы у всех восклицающих – в том числе и у меня, да. То есть мы хотим создать идеальную природоохранную систему в рамках координат позднего СССР. Но тут вот какая загогулина.

Страна живёт и развивается уже минимум двадцать шесть лет в совершенно других реалиях. Административных, политических и экономических. И любой хоть сколько-нибудь разумный администратор понимает, что запуск вот этих вот нововведений приведёт, скорее всего, к очередному витку
коррупции. Вот я, в частности, не очень хорошо понимаю, откуда возьмутся люди для их реализации. Ведь это явно будут не фейсбучные лайкальщики и лайкальщицы, а простые мужики и тётки с земли. Довольно нищей земли. С земли, где понимают, что есть всего два способа жить относительно благополучно и не сильно надрываясь: грабить людей или грабить природу. Люди за себя постоять иногда могут, так что путь де-факто остаётся один… Все эти ваши «три инспектора на район» и «ведомственные инспектора с правом составления протоколов» вряд ли будут отличаться в лучшую сторону от наших… э-э-э… экономически мотивированных правоохранительных органов. А скорее всего – в худшую будут отличаться. В общем, пока не будет принципиальных экономических и связанных с этим мировоззренческих изменений в обществе, все эти разговоры – в пользу бедных.

Кстати, вот пример – правонарушение, практически неуязвимое с точки зрения действующего правоохранительного законодательства: поджог травы. И вроде как все понимают, что ничего хорошего от этого не происходит. И наказание за это назначено. И борются все: и специально уполномоченные органы, и добровольцы. И вся страна горит сплошняком весь пожароопасный сезон. И рецепты придумывают всё те же. Усилить. Назначить. Увеличить штат. Ну-ну. Проблема в том числе ещё и в том, что никто даже не старается посмотреть на проблему в комплексе – попытаться разработать всю систему управления дикой природой на территории РФ уже в нынешних условиях, с прикидкой лет на 10–15 вперёд. Доминирующий клич – «Хватай мешки, вокзал отходит». Вокзал давно отошёл, братцы. Отошёл и даже рассыпался в сияющей дали. Перед нами другой вокзал. В него садимся. Только сперва надо понять, куда он идёт.

Содержание