Поэзия клинка: кавказские клинки в русской и советской поэзии XIX–XX вв.

Оружие: история и традиции
Поэзия клинка: кавказские клинки в русской и советской поэзии XIX–XX вв.

Холодное оружие давно вдохновляло не только воинов, но и поэтов и писателей. Каждый клинок, изготовленный известным мастером, был объектом большого внимания и уважения.

К таким клинкам относились как к живому человеку: воины считали их другом, не знающим предательства, мастера рассматривали свои клинки как символ выражения не только мастерства, но и своей индивидуальности. Коллекционеры рассматривали их как объект гордости, а предприниматели всех времён – как выгодный объект инвестиций.

Однако холодное оружие, выкованное непревзойдёнными мастерами, вдохновляло и поэтов. Содержание некоторых произведений, посвящённых клинкам, говорит о том, что для поэтов клинок был не просто объектом гордости и восхищения искусством мастера, изготовившего его. Он также был средством выражения мыслей поэта о ценностях куда более важных для человека, судьбах человечества, средством выражения своих философских взглядов.

Поэзия клинка: кавказские клинки в русской и советской поэзии XIX–XX вв.

И одним из таких поэтов был, без сомнения, М.Ю. Лермонтов, который часто обращается к образу кавказского клинка и кинжала. Это хорошо показано в его стихотворении «Поэт». Первые же строки ярко говорят, насколько автор восхищён качеством своего кинжала:

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

В этом небольшом стихотворении поэт рассказал обо всём: о значимости хорошего кинжала для воина, о том, как часто непросто добывались хорошие клинки (например, в бою):

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу…
<…>
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина…

Захват качественного оружия в бою или путём вскрытия могил вражеских воинов был известен с древнейших времён. Достаточно привести сообщения арабских авторов о том, что в Закавказье грабили могилы руссов, погибших во время похода, с целью достать их знаменитые мечи. Но главная мысль, выражаемая поэтом через образ клинка, не в этом, а в другом. И это другое раскрывает перед нами суть и содержание всей поэзии великого русского поэта, что ярко отразилось в следующих строках этого стихотворения:

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарёй,
Никто с усердьем не читает…

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Поэзия клинка: кавказские клинки в русской и советской поэзии XIX–XX вв.

467
Adblock detector