Современная российская ножевая отрасль, которая в настоящее время базируется на сотнях небольших частных предприятий, возникла не так давно.
В конце предыдущего, ХХ, столетия среди кузнецов разного профиля выделились клинковые мастера. Во многом это произошло благодаря усилиям и энергии одного человека – легендарного Вячеслава Ивановича Басова. Подчеркнём, что одной из главных особенностей развития кузнечного дела в нашей стране стало особое внимание современных мастеров к созданию дамасских и булатных клинков. Очевидно, на это повлиял возникший в то время общественный интерес к старинным оружейным технологиям.
Древние мастера-оружейники знали, что узорчатые клинки, получаемые путём кузнечной сварки прутов с разным содержанием углерода, обладали дополнительной твёрдостью, прочностью и гибкостью. Именно на повышение рабочих характеристик холодного оружия была направлена древняя дамасская технология. Редкие, самые опытные кузнецы владели этим сложным производственным процессом. За всю историю развития холодного оружия как дамасские, так и булатные клинки относились к категории дорогого оружия и ценились очень высоко.
Современные российские мастера, осваивая древние технологии, стали массово изготавливать дамасские клинки для любых изделий, в том числе для ножей бытового, туристического, кухонного, рыбацкого и т. д. назначения. Цена таких изделий, как и в древности, в несколько раз превышает стоимость клинков из моностали. Но в большинстве своём на поверхности металла такой продукции виден простейший узор, который лишь подчёркивает присутствие неоднородности материала и не обладает никакой эстетической ценностью. В многочисленных публикациях идёт активное обсуждение достоинств и недостатков дамасской стали, целесообразности её использования в серийной ножевой продукции на фоне более технологичных современных сплавов.
Пожалуй, большинство публикаций отмечает, что перспектива дальнейшего развития дамаска лежит в сфере коллекционных эксклюзивных изделий. Во-первых, дамаск – это сложная дорогостоящая технология, требующая довольно высокой профессиональной подготовки. Во-вторых, формирование в металле уникальных неповторимых узоров даёт кузнецу возможность превратиться в настоящего творца художественных изделий, перейдя от кузнечного ремесла к искусству.