Ковка клинков в Средней Азии в XVIII – XIX вв.

История и культура
Ковка клинков в Средней Азии в XVIII – XIX вв.

В Средней Азии было известно в основном два вида холодного оружия: два вида шашек – изогнутые (кылыч, клынч, шамшир) и почти прямые, с легким изгибом (шöп, шöб), – и ножи (бычак, пчак, корд). В свою очередь, все эти разновидности холодного оружия можно разделить на три группы по способу ковки и качеству стали. Главные центры оружейных школ располагались в Бухаре, Хиве, Гисаре, Каратегине, Коканде и Туркестане.

Самыми дешёвыми были клинки, изготовленные из листовой стали (пулад). На клинках этих часто были видны узоры в виде многочисленных продольных параллельных полос. Часто в Бухаре и Коканде эти клинки изготавливали из бывших в употреблении подковных гвоздей. Считалось, что от частой ходьбы лошади по каменистой местности железо этих гвоздей сбивалось и приобретало особенную вязкость и плотность, отчего выработанная из него сталь также отличалась этими качествами. Поверхность таких клинков была серого цвета с некоторым блеском. Если смотреть на эти клинки (из подковных гвоздей) при ярком освещении, кажется, что они покрыты мелкими точками. Это были клинки для повседневного употребления или для небогатых клиентов, так сказать, для массового потребителя.

Наиболее ценными были две следующие группы клинков – байза и гульдари (панар). Это искусство, судя по всему, пришло из Ирана. Об этом косвенно говорит то, что обе группы клинков ещё назывались одним термином – испагани, что явно происходит от названия персидского города Исфахана, где в древности были известные школы оружейных мастеров. Одним из самых знаменитых мастеров в Исфахане был мастер Асадулла, живший в царствование шаха Тахмаспа I (1514–1576) и шаха Аббаса I Бахадур-хана Великого (1571–1629).

Асадулла изготавливал удивительные по достоинствам и красоте дамаска клинки с удивительно тонкой золотой инкрустацией. У самой гарды Асадулла выбивал золотой насечкой своё имя: «Изготовил Асадулла Исфаханский. Год…» Если клинок изготавливался для шаха или другой царственной особы, мастер ставил такую надпись на персидском языке: «Изготовил Асадулла. Слуга Царя Святости шах Тахмасп (или шах Аббас)». Асадулла Исфахани, также известный как Асадулла Исфаханский и Асад Аллах Ишфахани (перс. اسداله الفهانی), посвятил саблю персидскому шаху Аббасу I, который позже был захвачен Надир Шахом. Работы Асадуллы находятся в известных музейных коллекциях, включая Метрополитен-музей (Нью-Йорк) и Музей Виктории и Альберта (Лондон).

Ковка клинков в Средней Азии в XVIII – XIX вв.Один из клинков, приписываемых школе «Асадуллы Исфаханского». Фото по материалам сайтов islamosfera.ru и rct.uk

718
Adblock detector